Сущность и понятие антикризисного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2014 в 22:27, контрольная работа

Описание работы

Термин “антикризисное управление", как отмечается в работах некоторых отечественных специалистов по теории менеджмента, в российских условиях еще не устоялся. Причиной терминологических разночтений является отсутствие прочных научных традиций и практического опыта в антикризисном менеджменте. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития социально-экономических систем и существованием опасности возникновения кризиса. Однако неоднозначность и многообразие содержания кризиса дают в науке разные основания для классификации экономических кризисов и циклов.

Содержание работы

Введение
1. Сущность антикризисного управления, подходы, методы, принципы
2. Стадии антикризисного управления
3. Эффективность антикризисного управления
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

антикризисное упр..doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1. Сущность антикризисного  управления, подходы, методы, принципы

2. Стадии антикризисного  управления

3. Эффективность антикризисного  управления 

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Термин “антикризисное управление", как отмечается в  работах некоторых отечественных специалистов по теории менеджмента, в российских условиях еще не устоялся. Причиной терминологических разночтений является отсутствие прочных научных традиций и практического опыта в антикризисном менеджменте. Необходимость антикризисного управления определяется целями развития социально-экономических систем и существованием опасности возникновения кризиса. Однако неоднозначность и многообразие содержания кризиса дают в науке разные основания для классификации экономических кризисов и циклов.

Антикризисное управление предполагает высокий уровень знаний экономических  законов развития общественных процессов  всеми членами общества, их высокая  исполнительная дисциплина и ответственность; наличие профессионалов-управленцев  во всех сферах деятельности общества и на всех уровнях управления обществом, что решается его сильной целенаправленной кадровой политикой; высочайшая степень информированности о ситуации и вокруг нее; целеустремленность и самоотдача общества и каждого его члена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сущность  антикризисного управления, подходы,  методы, принципы

 

Антикризисное управление - это:

  • обработка, изучение и анализ максимального объёма информации о состоянии внешней среды и возможностях внутренней среды;
  • прогнозирование (предвидение) развития ситуации на основании анализа и оценки информации, а также возможностей интуиции и личных качеств кадров;
  • выбор целей, опережающих время и конкурентов, т.е. максимализация целей, пользуясь при этом правилом: то, что невозможно сегодня, завтра станет реальностью;
  • постановка задач по достижению выбранных целей перед обществом, разбивка задач на периоды и этапы, соответствующие всё возрастающим возможностям страны;
  • разработка и реализация мероприятий по решению задач на каждом этапе, постоянный контроль за их выполнением;
  • познание экономического механизма возникновения возможных кризисных ситуаций и создание системы сканирования (отслеживания) внешних и внутренних сред с целью раннего обнаружения сигналов об угрозе приближения кризиса и его "избегания";
  • разработка политики поведения в случае возникновения кризисной ситуации.

Антикризисное управление использует следующие подходы:

  • процессный, управление рассматривается как серия непрерывных взаимосвязанных процессов;
  • системный, управление рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов системы;
  • ситуационный, управление рассматривается как подход к конкретной ситуации.

Качество управления зависит от применения именно тех  подходов, принципов и методов, которые  на данный момент времени и в данной конкретной ситуации наиболее эффективны.

Антикризисное управление предусматривает меры по предупреждению кризисной ситуации и меры по ликвидации кризиса в  случае его возникновения. Оно изучает  и анализирует возможности внутренней среды или внутреннее состояние  системы (общества, государства) и изучает и прогнозирует возможные факторы влияния внешней среды (международные факторы).

Для решения  задач по упреждению кризисной ситуации и ликвидации кризиса в случае его возникновения необходимы специальные  меры и подходы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Стадии  антикризисного управления

 

Антикризисное управление на разных стадиях развития кризисной ситуации проявляется  в разной степени. Оно наиболее эффективно в предкризисной ситуации и при  легких кризисах. При усугублении  кризиса эффективность управления снижается, т.е. снижаются возможности антикризисного управления, при этом затраты государства на преодоление кризиса достигают своего пика в какой-то точке, лежащей в зоне на отрезке среднего или тяжёлого кризиса в зависимости от уровня развития страны. Выше этой точки затраты государства начинают уменьшаться из-за уменьшения экономических и финансовых возможностей страны (падение производства, инфляция, увеличение безработицы, обесценивание национальной валюты и т.д.), но увеличиваются влияния внешних финансовых источников под имущество и гарантии страны, охваченной кризисом (приобретение, слияние, займы и т.д.).

Из вышеизложенного  следует, что чем тяжелее кризисная  ситуация, тем меньше возможности  государства самостоятельно ликвидировать её последствия и тем больше вероятность вмешательства внешних источников. Эта ситуация приводит к снижению и потере влияния государственных институтов власти на экономику страны и пропорциональная передача управления экономикой и, соответственно, власти внешним источникам. Поэтому степень свободы каждого общества и государства можно определить, в какой-то мере, по доле участия государства и отечественных финансово-экономических институтов и предпринимателей (внутренние источники) в управлении экономикой и долей в управлении экономикой внешних источников, а также степенью эксплуатации наемного труда в принадлежащим им производственным структурам и единицам. Показателями степени свободы государства и уровня эксплуатации наемного труда, могут быть: объём производства товаров и услуг (или объём продаж) и уровень заработной платы работников аналогичных производств, в зависимости от принадлежности к внутренним или внешним источникам.

Упредить кризис, смягчить тяжесть его последствий  и уменьшить потери при его  возникновении и, в возможно короткое время, ликвидировать кризис - основные задачи антикризисного управления. При движении от предкризисной ситуации к экстремальной, эффективность антикризисного управления снижается пропорционально росту затрат, потерь и времени. Поэтому главная роль антикризисного управления - это недопущение или ликвидация кризисной ситуации в возможно кратчайшие сроки, когда эффективность антикризисного управления может быть максимальной. При этом необходимо мобилизовать как управленческие, научные и производственные кадры, так и всю экономику страны на ликвидацию кризисных явлений в самом начале их возникновения, используя новейшие методы и способы как с научной экономической теории, так и практику реальной жизни (государственное регулирование товарно-денежных отношений, импорта, производства, стимулирование экспорта и др.).

Исходя из вышеизложенного, цель антикризисного управления можно  также определить как разработка и реализация таких мероприятий, которые бы позволили нейтрализовать и устранить причины возникновения кризисной ситуации.

Первая стадия кризиса, часто скрытая, - это падение  предельной эффективности капитала, показателей деловой активности фирмы, снижение рентабельности и объемов  прибыли (кризис в широком смысле слова). Вследствие этого ухудшается финансовое положение предприятия, сокращаются источники и резервы развития.

Антикризисное решение этих проблем может лежать как в области пересмотра стратегии  фирмы и реструктуризации предприятия, так и её тактики, ведущей к  снижению издержек, сокращению штатов управленческого аппарата и рабочих мест, повышению производительности труда и т.п. Однако масштаб и сложность проблем можно определить и предупредить только на стадии диагностики, установив цели и методы диагностирования, свойственные данному этапу.

Вторая стадия кризиса - появление убыточности  производства. Данная проблема решается средствами стратегического управления и реализуется посредством добровольной реструктуризации предприятия. Применяемые  в этом случае способы распознавания отличны от других своей направленностью, методами и требованиями к исходной информации.

Третья стадия означает практическое отсутствие собственных  средств и резервных фондов у  предприятия. Это отрицательно влияет на перспективы его развития, долгосрочное и среднесрочное планирование денежных потоков, рациональное бюджетирование и сопряжено со значительным сокращением производства, поскольку значительная часть оборотных средств направляется на погашение убытков и обслуживание возросшей кредиторской задолженности.

Четвертая стадия - состояние острой неплатежеспособности. У предприятия нет возможности  профинансировать даже сокращенное  воспроизводство и продолжать платежи  по предыдущим обязательствам. Возникает  реальная угроза остановки или прекращения  производства, а затем и банкротства. В этой ситуации диагностика с использованием коэффициентов ликвидности, обеспеченности собственными оборотными средствами, восстановления платежеспособности позволяет установить наличие факта финансовой несостоятельности и возможность нейтрализовать ее через процедуру банкротства.

Таким образом, уточнение понятий диагностики, этапов кризиса предприятия и  его банкротства, приводит к выводу, что первая, вторая и отчасти третья стадии кризиса фирмы составляют содержание кризиса для его собственников. Четвертая стадия представляет собой угрозу для кредиторов. Введение в научный оборот этих понятий и их обоснование, обогащает теорию антикризисного управления объяснением специфики диагностических процедур на каждой стадии кризиса.

Исследование  причин, обусловливающих процесс  антикризисного управления, позволяет  предложить следующую классификацию  факторов возникновения кризисной  ситуации в деятельности предприятия:

внешние факторы: тип экономической системы; несбалансированная кредитная политика или её полное отсутствие; структура потребностей населения; уровень доходов и накоплений населения; величина платежеспособного спроса клиентов-предприятий; фаза экономического цикла; политико-правовая нестабильность и экономическая неопределенность государственного регулирования; темп и размеры инфляции; научно-техническое и информационное развитие производственного цикла; уровень культуры общества; международная конкуренция;

внутренние: ошибочная  рыночная философия фирмы; отсутствие или неправильные принципы ее действия; нерациональное использование ресурсов и низкое качество продукции; невысокий уровень менеджмента и маркетинга; несоответствие уровня управленческой и организационной культур предприятия его технологической структуре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Эффективность  антикризисного управления 

 

Эффективность антикризисного управления во многом зависит от радикально направленных действий арбитражного управляющего, который назначается арбитражным судом и которому передаются функции внешнего управления имуществом должника. Основанием для назначения внешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельности путем реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономических мероприятий.

План внешнего управления предприятий может предусматривать  следующие меры пот восстановлению платежеспособности должника:

  • перепрофилирование производства;
  • закрытие нерентабельных производств;
  • ликвидация дебиторской задолженности;
  • продажа части имущества должника;
  • уступка прав требования должника;
  • исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия или третьим лицом (третьими лицами);
  • продажа предприятия (бизнеса) должника.

Продажа части  имущества должника может быть осуществлена после инвентаризации и оценки посредством  проведения открытых торгов. Таким  же образом осуществляется уступка  прав требования должника.

Исполнение обязательств должника третьим лицом допускается при условии, если такое исполнение одновременно погашает требования всех конкурсных кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов.

При продаже  предприятия (бизнеса) должника отчуждаются  все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности должника, включая земельные участки, здания, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, а также права на обозначения, индивидуализирующие должника, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), другие исключительные права, принадлежащие должнику, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.

Важно отметить, что при продаже предприятия  денежные обязательства и обязательные платежи должника на дату принятия арбитражным судом заявления  о признании должника банкротом не включаются в состав предприятия. Все трудовые договоры (контракты), действующие на момент продажи предприятия, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к покупателю предприятия.

Продажа предприятия  производится путем проведения открытых торгов.

Сумма, вырученная от продажи предприятия, включается в состав имущества должника и  используется для погашения требований кредиторов.

Данный механизм позволяет эффективно осуществлять смену собственника предприятия, сохраняя его как единый социально-экономический комплекс. В этом отношении продажа части имущества должника, особенно если это необходимое технологическое оборудование, может привести к невозможности осуществления производственного процесса, а следовательно к прекращению выпуска продукции и росту безработицы. Однако продажа бизнеса должника требует значительных капиталовложений, что в сегодняшних условиях общего кризиса и спада инвестиций представляется затруднительным.

Информация о работе Сущность и понятие антикризисного управления