Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 20:22, реферат
Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Введение…………………………………………………..............3
1. Сущность и принципы менеджмента…………….. ………….4
2. Эволюция менеджмента…………………………………….....7
Заключение………………………………………………………..9
Список используемой литературы……………………………...10
Министерство образования и науки Республики Казахстан
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Д. Серикбаева
Кафедра «Философия и проблемы человеческого развития»
Отчет
по дисциплине
«Менеджмент»
на тему:
«Сущность и принципы менеджмента. Эволюция менеджмента»
Содержание:
Введение…………………………………………………..
1. Сущность и принципы менеджмента…………….. ………….4
2. Эволюция менеджмента…………………………………….....
Заключение…………………………………………………
Список используемой
ВВЕДЕНИЕ
Любая наука базируется на использовании исторического опыта. Изучение уроков истории позволяет избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах развития науки.
Наука управления в этом отношении мало отличается от других наук. Как и любая наука, она интересуется прошлым, настоящим и будущим. Анализ прошлого позволяет лучше понять настоящее, чтобы спрогнозировать будущее развитие.
Менеджмент - современная система управления предприятием, действующая в условиях рыночной экономики. Термин «Менеджмент» по сути является аналогом термина « управление», его синонимом. Однако есть отличие. Управление относится к живой и неживой сфере. Например, управление техникой, биологическими процессами, государством. Т.е. управление является более широким понятием. Менеджмент применяется только в управлении социально-экономическими системами. Менеджмент это самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности для достижения намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов.
Система
менеджмента – это
1 СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Менеджмент – теория управления
производством
Сущность менеджмента
1. Знания - осознанная информация с целью её преобразования, получения результатов, удовлетворяющих общественные и (или) личные потребности и получения максимально возможной прибыли;
2. Предпринимательские
3. Информация - сведения о фактах, событиях, явлениях, процессах, людях, предметах независимо от формы предоставления;
4. Труд - целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью средств производства материальных и других ценностей;
5. Капитал - основной (здания, станки, машинах, оборудование и т.д.), оборотный (сырье, материалы и т.д.), задействованный в повседневной деятельности организации;
6. Земля
- не только территория под
зданиями, сооружениями и т.д.
организаций, но и полезные
ископаемые, леса, поля и все что
там растет, водные ресурсы и
другие природные ресурсы,
Во всем многообразии теорий и современной практики американский менеджмент пока остаётся наиболее мощной «управленческой цивилизацией». Менеджмент позволил Америке занять лидирующее положение в мировом сообществе. В США впервые сформировались теория и современная практика менеджмента. Конечно, нельзя слепо следовать выводам американских теоретиков и рекомендациям практиков, но знать их концепции, безусловно, необходимо, а что-то с учетом конкретных условий и специфики можно использовать в организациях.
Принципы менеджмента – общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие организации. К числу важнейших относят принципы:
- целостности (системное свойство);
- иерархической упорядоченности (заключается в создании многоступенчатой структуры управления, при которой первичные (нижней уровень) звенья управляются своими же органами, находящимися под контролем органов руководства следующего уровня);
- целевой направленности развития;
- научной обоснованности и оптимальности (все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов);
- сочетание
централизации и
- демократизации (участие в управлении организацией всех сотрудников. Форма такого участия различны: долевая оплата труда; денежные средства, вложенные в акции; единое административное управление; коллегиальное принятие управленческих решений и т. п.).
Принципы менеджмента впервые сформулированы американским инженером и менеджером Фредериком Уинслоу Тейлором в книге «Научная организация труда», «Принципы научного менеджмента» или «Принципы научного управления» в 1911 году. Он считается основателем школы научного менеджмента и автором, прежде всего, четырех принципов управления, получивших название «тейлоризм»:
1. Научный подход к выполнению каждого элемента работы;
2. Научный
подход к привлечению, отбору,
обучению и тренировке
3. Кооперация с рабочими;
4. Разделение ответственности за результаты работы между менеджерами и рабочими.
Основной вклад Ф. У. Тейлора в теорию менеджмента состоял в том, что он рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, изложив принципы менеджмента. Он сформулировал систематизированную теорию управления организацией, выделив менеджмент как специфический вид работы.
Главным продолжателем, развившем идеи Ф. У.Тейлора, считают руководителя большой французской компании по добыче угля Анри Файоля. Его иногда называют «отцом менеджмента» и создателем школы административного управления. Он сформулировал шесть направлений деятельности администрации производственной организации:
- техническая деятельность (контроль исправности станков, машин, оборудования, инструментов);
- коммерческая деятельность (закупка, продажа, обмен);
- финансовая деягельносгъ (поиски капитала и его использование);
- защитная деятельность (обеспечение безопасности);
- эккаунтинг или бухгалтерская деятельность (зачёт, контроль, статистика и другие операции);
- админисгрирование (мотивирование работников, см. 14 принципов менеджмента).
А.Файоль считал, что менеджер должен руководствоваться 14 принципами при решении управленческих задач (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1 - Принципы менеджмента А. Файоля
Окончание таблицы 1.1 - Принципы менеджмента А. Файоля
2 ЭВОЛЮЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
Понятие эволюции науки характеризует ее качественное и количественное изменение, которое может быть выражено в соответствии с различными историческими этапами. Выделяют следующие этапы в развитии науки.
Первый
этап развития менеджмента начался
в начале двадцатого столетия и связан
с учением Ф.Тейлора после
Второй этап развития менеджмента связан с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, на основе учения Ф.Тейлора, но с принципиально новыми подходами. Появится и апробируется на практике так называемая классическая (адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. В частности, А.Файоль впервые предоложили новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.
Третий
этап развития менеджмента
Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 – 1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.
Пятый этап развития управленческой мысли отличается от всех предыдущих тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Так, Д. Макгрегор впервые обосновал свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. В теории "X" - утверждение приоритета контролирующего менеджера, в теории "У" - принцип распределения объективности. (Годы развития этой концепции – 1950 – 1960 г.)
Шестой этап развития менеджмента можно отнести к периоду 1970 – 1980 гг. Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация – это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Исходя из такого посыла происходили установления взаимосвязей между типами сред и различными моделями управления. К этому периоду относятся теории: "стратегического менеджмента" И. Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г. Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов" Портера и т.д.
Седьмой этап относится к 80-м гг., которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры" как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами.
Восьмой этап развития менеджмента относится к 90-м гг. На этом этапе просматриваются три основные тенденции:
· возврат к прошлому - осознание значения материальной, технической базы современного производства;
· создание социальных поведенческих элементов - это усиление внимания не только к организационной культуре, но и к различным формам демократизации управления, участие рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих функций в других сферах деятельности;
· усиление международного характера управления. Переход многих стран к открытой экономике, участие в конкурентной борьбе, организации современной деятельности.
По мнению М. Мескона и других, за всю историю эволюции систем управления человечество выработало всего три принципиально различных инструмента управления, т.е. воздействия на людей.
Иерархия – это организация, где основное средство воздействия отношения власть – подчинение, давление на человека сверху с помощью принуждения, контроля над распределением материальных благ.
Культура, т.е. вырабатываемые и признаваемые обществом организации, групповые ценности, социальные нормы, установки, шаблоны поведения, ритуалы, которые заставляют человека вести себя так, а не иначе.
Рынок, т.е. наличие сети равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле-продаже продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе была рассмотрена эволюция менеджмента, основные ее этапы. Подготовка современных менеджеров-профессионалов невозможна без знания истории развития менеджмента. Менеджмент развивался на протяжении веков, прежде чем превратился в самостоятельную отрасль знания, науку.
Информация о работе Сущность и принципы менеджмента. Эволюция менеджмента