Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2014 в 10:07, курсовая работа
Цель данной работы – изучение управленческих решений.
Объект исследования: природа процесса принятия решений.
Предмет исследования: виды решений и их классификация.
Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Управленческие решения. …………………………………………....4
1.1. Понятие управленческого решения…. .…………………………………...8
1.2. Процесс принятия управленческих решений……………………………
1.3. Методы принятия решений………………………………………………..
Глава 2. Виды решений, и их классификация………………………………….
2.1. Виды решений……………………………………………………………..
2.2. Классификация управленческих решений………………………………
Глава 3. Концепция разработки управленческого решения в условиях кризиса………………………………………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………….…27Список используемой литературы……………………………………
Вероятностными (инициативными) называются решения, принимаемые в условиях риска или неопределённости. К решениям принимаемых в условиях риска, относят такие, результаты которых не являются определёнными, но вероятность каждого результата известна. Вероятность определяется как степень возможности свершения данного события и изменяется от 0 до 1. Сумма вероятностей всех альтернатив должна быть равна единице. Вероятность можно определить математическими методами на основе статистического анализа опытных данных. Например, компании по страхованию жизни на основе анализа демографических данных могут с высокой степенью точности прогнозировать уровень смертности в определённых возрастных категориях и на этой базе определять страховые тарифы и объем страховых взносов, позволяющих выплачивать страховые премии и получать прибыль. Такая вероятность, рассчитанная на основе информации, позволяющей сделать статистически достоверный прогноз, называется объективной. В ряде случаев, однако, организация не располагает достаточной информацией для объективной оценки вероятности возможных событий. В таких ситуациях руководителям помогает опыт, который показывает, что именно может произойти с наибольшей вероятностью. В этих случаях оценка вероятности является субъективной.
Решение принимается в условиях неопределённости, когда из-за недостатка информации невозможно количественно оценить вероятность его возможных результатов. Это довольно часто встречается при решении новых, нетипичных проблем, когда требующие учёта факторы настолько новы или сложны, что о них невозможно получить достаточно информации. Неопределённость характерна и для некоторых решений, которые приходится принимать в быстро меняющихся ситуациях. В итоге вероятность определённой альтернативы невозможно оценить с достаточной степенью достоверности. Сталкиваясь с неопределенностью, предпринимают следующие действия:
-пытаются получить дополнительную информацию и ещё раз проанализировать проблему с целью уменьшить её новизну и сложность. В сочетании с опытом и интуицией это даст возможность оценить субъективную, предполагаемую вероятность возможных результатов;
-когда не хватает времени или средств на сбор дополнительной информации, при принятии решений приходится полагаться на прошлый опыт и интуицию.
Неопределенные – решения, принимаемые в условиях неопределенности, т.е. при полном отсутствии необходимой информации по проблеме.
12. Скорость принимаемого решения.
Исследуемые решения – это решения, принимаемые в условиях достаточного количества времени.
Кризисные решения, решения, принимаемые в критической ситуации.
13. По функциональной направленности выделяют планирующие, организующие, координирующие и контролирующие управленческие решения.
14. По функциональному содержанию решения бывают экономические, социальные, технические, политические, организационные.
Экономические решения связаны с повышением эффективности производства, совершенствованием деятельности предприятия.
Социальные решения направлены на улучшение условий труда и отдыха членов коллектива предприятия и др.
Технические решения принимаются для совершенствования технической политики и технологии производства, сокращения применения ручного труда и т.д.
Организационные решения направлены на улучшение организации труда работников, совершенствование нормативов, норм, внедрение НОТ.
15. По степени регламентации, то есть насколько жестко установлены сроки и условия действия подчиненных, различают решения регламентирующие, ориентирующие и рекомендующие.
Регламентирующие решения полностью направляют деятельность подчиненных, исключая их самостоятельность. От подчиненных в этом случае требуется лишь безусловная исполнительность.
Ориентирующие решения однозначно определяют лишь основные моменты деятельности, в решении же второстепенных вопросов допускается проявление самостоятельности подчиненных.
Рекомендующие решения контурно обозначают возможности деятельности подчиненных, предоставляя широкий выбор конкретных путей и проявления инициативы.
16. Отдельные авторы выделяют четыре уровня решений в зависимости от творческого вклада менеджеров в их разработку: рутинные, селективные, адаптационные и инновационные.
Первый уровень – рутинные решения. Они принимаются согласно отработанному механизму и имеющейся программе действий. Важно изучить особенности ситуации, соотнести ее с накопленным опытом, принять ответственность за конкретные действия. В проявлении творческого подхода нет необходимости, так как все процедуры решения известны.
Второй уровень – селективные решения. Инициатива и свобода действий на данном уровне проявляется в ограниченных пределах. Например, при оценке различных известных альтернатив и выборе из них оптимальных.
Третий уровень – адаптационные решения. Они рассчитываются на дополнительные, непредусмотренные трудности. Как правило, при их разработке сочетается использование творческого нестандартного подхода на основе новых идей с отработанными ранее возможностями. Имеет значение личная инициатива руководителя для поиска нового решения известной проблемы.
Четвертый уровень – инновационный. Решения этого уровня связаны со сложностью и непредсказуемостью событий. Это вызывает необходимость принятия неординарных решений, содержащих нововведения.
17. Характер проблемы лежит и в основе применения системного анализа как одного из методов обоснования решений. В связи с его использованием выделяются три типа проблем:
-хорошо структурированные;
-слабо структурированные;
-неструктурированные.
Под структуризацией понимается возможность количественного выражения зависимостей между элементами ситуации. Степень формализации проблемы как признак типизации впервые предложена американскими специалистами Г. Сайманом и А. Ньюэллом. Хорошо структурированными считаются проблемы, в которых зависимости между элементами ситуации могут получать численные значения или символы. При решении хорошо структурированных проблем используются количественные методы анализа: линейного, нелинейного, динамического программирования, теории массового обслуживания, теории игр, методология которых известна как «исследование операций».
Слабо структурированными являются проблемы, как правило, сложные, отличающиеся, в первую очередь, качественными зависимостями элементов ситуации. Однако слабо структурированные (или смешанные) проблемы содержат как качественные, так и количественные элементы при преобладающем составе первых. Это область применения системного анализа. В решении подобных проблем исключается возможность построения моделей, но не всегда. Все зависит от конкретной ситуации и приемлемости сочетания количественных и эвристических методов.
Неструктурированные (или качественно выраженные) проблемы содержат лишь описания важнейших ресурсов, признаков и характеристик, количественные зависимости между которыми совершенно неизвестны. Решение проблем неструктурированных производится с использованием эвристических методов, основанных на интуиции, логике, теоретических рассуждениях, опыте, профессионализме лица или коллегиального органа субъекта управления. Это наиболее многочисленный класс проблем.
18. По источнику возникновения решения делят на инициативные, по предписанию, по предложению «снизу».
В психологическом аспекте наибольшую трудность представляет ситуация разработки решения по предписанию, так как систематическое «навязывание» решений может нанести ущерб проявлению инициативы людей.
ГЛАВА 3.КОНЦЕПЦИЯ РАЗРАБОТКИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА.
На современном этапе Россия
находится в условиях
Для принятия решения в условиях кризиса
необходимо понять его природу.
Если представить организацию как систему,
то тогда кризис представляет собой нарушение
взаимосвязей между элементами этой системы
(несоответствие задачи, стоящей перед
элементом, реальным его действиям). При
этом необходимо отметить, что кризис
может проявляться на разных уровнях (макро,
микро).
Для предотвращения кризиса или для выхода
из кризисной ситуации необходимо использовать
многомерный (многоуровневый) анализ системы.
То есть для того чтобы представить реальную
проблему, стоящую перед организацией
в условиях кризиса, необходимо попытаться
выйти за рамки рассматриваемой ситуации
(посмотреть на проблему с другой стороны).
Это не может быть реализовано по средствам
традиционных методов, они являются стереотипными
и не отражают реальной действительности.
Необходимо также отметить, что для выхода
из кризиса нельзя применять те технологии
управления, которые по сути дела и привели
в кризисную ситуацию.
Особенностью традиционных методов является
максимальное упрощение происходящих
процессов с целью их скорейшего изучения
(анализ и синтез). При этом происходит
значительное сужение области возможных
решений, так как стереотипное мышление
не позволяет выходить за рамки изучаемого
объекта.
Важную роль в концепции антикризисного управления должны играть методы профилактики кризисов, то есть проблемы необходимо предвидеть заранее и делать все, чтобы они не проявились.
Таким образом, перед организацией в целом и перед ее руководителем (руководителями высшего и среднего звена), как лицом, принимающим решение, стоит проблема поиска принципиально новых схем принятия управленческих решений.
Такая схема уже существует, она основана
на принципах генерирующего мышления
и позволяет широко использовать так называемую
технологию творческого решения проблем
(эвристический подход).
Новая схема разработки и принятия управленческих
решений включает в себя следующие основные
этапы:
1.Фиксация исходной проблемы.
2.Расширение проблемно-целевой области.
3.Выбор и формулирование ключевых проблем.
4.Формирование и толкование парадокса
к каждой ключевой проблеме.
Если проблема уже зафиксирована, то для
ее решения необходимо расширить проблемно-целевую
область. Расширение проблемно-целевой
области является ключевым фактором при
решении любой проблемы. Любая проблема
состоит из следующих элементов: цель,
способ ее достижения, объект, предмет,
ограничения и т.п. Смысл расширения проблемно-целевой
области состоит в том, что проблему нужно
рассматривать в комплексе, то есть рассмотрение,
а, следовательно, и решение проблемы будет
эффективно тогда, когда будут проанализированы
все входящие в эту проблему элементы.
Если обозначить решение проблемы как
цель. То для достижения этой цели необходимо,
чтобы все элементы проблемы были рассмотрены
в соответствии с общей целью. Таким образом,
решение проблемы можно разбить на несколько,
так называемых, осей. Например, ось: цель
– способ, цель – объект, цель – ограничения
и т.д. При анализе каждой оси предлагаются
несколько вариантов решения, причем,
чем глубже и шире будет рассмотрена каждая
ось, тем, в конечном итоге, будет эффективней
окончательное решение. Таким образом,
главная проблема разбивается на несколько,
так называемых, ключевых проблем, наиболее
важных для каждой оси. В свою очередь,
решение этих ключевых проблем и обеспечит
решение нашей общей проблемы.
После того как были определены ключевые проблемы, необходимо разработать механизм их решения. Одним из наиболее эффективных способов является формирование и толкование парадокса.
Парадокс представляет собой предположение (утверждение или тезис), логического объяснения которому на первый взгляд не существует. Однако если применить эвристические методы для его разрешения, то можно добиться определенных результатов. Формирование и толкование парадокса относится скорее к разряду искусства, нежели науки, и в основе такой деятельности лежит интуиция и творческая мысль и в меньшей степени расчет или какой либо четкий алгоритм. Необходимо отметить, что парадокс строится вокруг одной ключевой проблемы и должен ей соответствовать, так как при правильном толковании парадокса можно будет прийти к правильному решению.