Сущность и содержание менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 13:26, лекция

Описание работы

Менеджмент – система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли. В российской экономике в широком употреблении слово “менеджмент” появилось “в связи с переходом на рыночные отношения и необходимостью руководствоваться принципами рыночной экономики в управлении российскими предприятиями. Деятельность, заключающуюся в управлении персоналом фирмы, ее работниками, принято называть менеджментом”.

Содержание работы

Сущность и происхождение понятия "менеджмент".
Особенности и содержание управленческой деятельности
Требования к личности менеджера

Файлы: 1 файл

lec1_1.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)

ТЕМА 1.1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТА

 

  1. Сущность и происхождение понятия "менеджмент".
  2. Особенности и содержание управленческой деятельности
  3. Требования к личности менеджера

 

1. Сущность и происхождение  понятия "менеджмент".

 

Английское слово management (управление, заведование, организация) происходит от корня латинского слова “манус” – рука; первоначально оно относилось к сфере управления животными и означало искусство управления лошадьми. Позже оно было перенесено в сферу человеческой деятельности и стало обозначать область науки и практики управления людьми и организациями.

 

Менеджмент – система теоретических  и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения  его эффективности и увеличения прибыли.

 

В российской экономике в широком  употреблении слово “менеджмент” появилось “в связи с переходом  на рыночные отношения и необходимостью руководствоваться принципами рыночной экономики в управлении российскими  предприятиями. Деятельность, заключающуюся  в управлении персоналом фирмы, ее работниками, принято называть менеджментом”.

 

Другие ученые рассматривают менеджмент как науку об эффективном управлении предприятием, которая включает учение о принципах организации предприятия (юридическая часть), о стратегии его развития (идеологическая часть), о подборе персонала (социологическая часть) и способах оптимизации его работы (психологическая часть); главным в менеджменте является выделение, определение и применение на практике всеобщих принципов управления.

 

Ряд авторов считают, что менеджмент – это: 1) совокупность лиц, занятых управленческим трудом в сфере частного и общественного  бизнеса; 2) социальный и экономический  институт, влияющий на предпринимательскую  деятельность, образ жизни и сферу  политики современного общества; 3) научная дисциплина, изучающая технико-организационные, социальные аспекты управления производством”.

 

В Словаре иностранных  слов “менеджмент” переводится как  управление производством и как  совокупность принципов, методов, средств  и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и его прибыльности.

 

Иными словами, менеджмент – это функция, вид деятельности по управлению производством; руководству  отдельными работниками, рабочей группой  в организациях; определенная категория людей, осуществляющая управленческую деятельность.

 

Управление же – функция  организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, то есть достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности, взаимодействия внутрисистемного и межсистемного.

 

Управление, на наш взгляд, понятие более широкое, чем менеджмент. Не случайно в научной литературе выделяются следующие виды менеджмента: стратегический, финансовый, инновационный, персональный, международный, экологический, производственный, снабжения, маркетинга, качества. При этом сложность и разнообразие управленческой деятельности позволяет выделить до 80 видов управления: государственное, муниципальное, социальное, оперативное, ситуационное, научное, эмпирическое и многие другие виды .

 

Основные  понятия, применяемые в менеджменте.

 

Менеджмент – система теоретических и практических знаний о принципах, методах, средствах и формах управления производством в целях повышения его эффективности и увеличения прибыли

 

Менеджмент – область управленческой и хозяйственной деятельности, обеспечивающей рациональное управление экономическими процессами, организации систем управления и его совершенствования в соответствии задачам  социально-экономического развития.

Менеджмент – способность, манера обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административными навыками, организация управления, административная единица.

Менеджмент – это процесс оптимизации человека и его, материальных и финансовых ресурсов, это также искусство так, как требует постоянного творческого подхода.

Менеджмент – это процесс планирования, организации, мотивации, контроля, необходимый для того, чтобы спланировать и достичь цель организации.

Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других  людей.

Менеджмент-это деятельность, направленная на достижение определённого конечного результата, посредством принятия управленческих решений.

Менеджмент - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную  группу.

Общее у всех определений: процесс, направленный на достижение цели.

Менеджмент – это процесс руководства, управления отдельным работником, группой людей, организацией в целом

Менеджер – это специалист, которого нанимают для организации и управления каким-то участком, для осуществления управленческой деятельности.

Управление  – это процесс планирования организации, мотивации и контроля необходимый для того, чтобы сформировать и достичь цели организации.

Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека с помощью, которой  он упорядочивает и подчиняет  своим интересам элементы внешней среды общества, техники и живой природы. Управление должно быть направленно на успех и выживание.

В управление всегда есть: субъект – тот, кто осуществляет управление и объект – тот, кем управляют действия субъекта управления, т.о. основная задача управления организовать работу других людей, при этом высшей формой искусством управления является такая организация, при которой у объекта управления создается ощущение, что ни кто им не управляет.

Различают управление техническими системами, экономическое управление, а также социальное, в ходе которого регулируются различные отношения между людьми.

 

2. Особенности  и содержание управленческой  деятельности

 

Содержание работы менеджера можно  представить как набор задач  и вопросов, которые находятся  на «повестке дня». Проанализировав многообразие задач, можно выявить ключевые задачи, свойственные только работе менеджера, и не зависящие от уровня и стиля управления, выполнение которых позволяет объединить ресурсы в «живой и развивающийся организм», т.е. преобразовать материалы в изделие под названием организация и добиться поставленной цели. Согласно П. Друкеру[2]  можно выделить общие для всех менеджеров и характерные только для их работы пять основных задач.

  1. Постановка целей. Эта задача включает постановку целей, определение их характеристик и подразумевает умение не только решать, что нужно сделать для достижения цели, но и найти, и сформулировать общую цель.
  2. Организация работы — это анализ необходимых действий, решений и отношений, классификация и разделение работы, построение организационной структуры для координации выполнения работы.
  3. Мотивация и общение — это комплексная задача по созданию из множества людей единомышленников, построению отношений с людьми, отношений их к работе и группового взаимодействия, стимулирование и вознаграждение за хорошую работу.
  4. Измерение показателей — заключается в установлении показателей и критериев, отражающих эффективность выполнения отдельной работы и организации в целом, проведении анализа эффективности каждого работника, оценке и интерпретации.
  5. Развитие своих подчиненных — заключается в развитии и профессиональном совершенствовании работников, помощи в раскрытии способностей, укреплении их личностных качеств и создании условий для саморазвития.

 

 

3. Требования к личности менеджера

Профессионально важные качества личности менеджера

 

Качества менеджера - это обобщенные, наиболее устойчивые характеристики, которые оказывает решающее влияние на управленческую деятельность. Это весьма сложные в психологическом плане образования, зависящие от множества факторов: особенностей характера, структуры личности, ее направленности, опыта, способности, условий деятельности.

 

Организаторские качества, характеризующиеся умением подбирать, расставлять кадры, планировать работу, обеспечивать четкий контроль. Организаторские качества - это следствия проявления ряда психологических свойств личности.

  • Психологическая избирательность - способность адекватно, без искажения отражать психологию организации.
  • Критичность и самокритичность - способность видеть недостатки в поступках и действиях других людей и своих поступках.
  • Психологический контакт - способность устанавливать меру воздействия, влияния на других людей.
  • Требовательность - способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации.
  • Склонность к организаторской деятельности, т. е. потребность в ее выполнении.
  • Способность заряжать своей энергией других людей, активизировать их.
  • Целеустремленность - умение поставить четкую и ясную и стремится к ее достижению;
  • Гибкость - способность реально оценивать обстоятельства, адаптироваться к ним, не меняя, при этом принципиальных позиций;
  • Работоспособность - способность длительно выполнять работу с высокой эффективностью;
  • Настойчивость - волевое свойство личности, проявляющееся в упорном стремлении достичь сознательно поставленной цели;
  • Самостоятельность - способность осуществлять деятельность, опираясь на собственные возможности без чужой помощи;
  • Дисциплинированность - подчинение установленному порядку, умение налаживать и поддерживать дисциплину в коллективе;
  • Инициативность - умение действовать энергично, способность выдвигать идеи и намечать пути их воплощения.
  • способность к кооперации и групповой работе;
  • поведенческие ориентации при разрешении конфликтных ситуаций;
  • социальная компетентность при реализации своих целей.

Мотивационно-волевые  качества:

  • стремление к успеху (ориентация на достижение, стремление обладать, решительность, доверие к себе);
  • осторожность (добросовестность, внимание, порядочность, честность, точность, признание со стороны окружающих);
  • самоопределение (свобода, самоопределение, открытость);
  • социальная компетентность (компетентность, разговорчивость, общительность, готовность к обсуждению, сила убеждения, обаяние, дружественное отношение к организации, уверенная манера держать себя).
  • Стрессоустойчивость - это способность противостоять сильным отрицательным эмоциональным воздействиям, вызывающим высокую психическую напряженность, поскольку деятельность менеджера протекает в условиях значительных психологических нагрузок.

Предпринимательские качества, потенциал которых зависит от умения предвидеть и быстро оценивать ситуацию рассчитать возможные результаты, умения разумно рисковать.


Информация о работе Сущность и содержание менеджмента