Сущность и содержание методов управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 16:27, реферат

Описание работы

Менеджмент как взаимозависимая система управления направлена на достижение всей совокупности целей и задач, стоящих перед организацией. У руководителей каждого уровня управления в пределах его компетенции должны быть сформулированы конкретные цели. В области инноваций акцент делается на завоевание передовых позиций по производству новых видов продукции. В области маркетинга - выбор новой товарной ниши, создание определенного имиджа у товара. Производственные цели направлены на повышение производительности труда и эффективности. В финансовой сфере - сохранение и поддержание на необходимом уровне всех видов финансовых ресурсов, их рациональное использование.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Современная система взглядов на менеджмент
2. Сущность методов управления
3. Классификация методов управления
3.1 Экономические методы управления: сущность, содержание, основные достоинства и недостатки
3.2 Административные методы управления: сущность, содержание, основные достоинства и недостатки
3.3 Социально-психологические методы: сущность, содержание, основные достоинства и недостатки
Заключение
Список используемых источников и литературы

Файлы: 1 файл

сущность и содержание методов управления.docx

— 34.99 Кб (Скачать файл)

Управление использованием трудовых ресурсов осуществляется путем  регулирования размера фонда  заработной платы с учетом выполнения показателей по объему производства и мер по материальному стимулированию повышения норм выработки.

Характеризуются: 1) свободой субъекта и объекта, достаточной для реализации их интересов в договорном процессе;

2) выполнение договорных  обязательств.

Достоинства метода: стимулируется  проявление инициативы, реализуется творческий потенциал работников на основе удовлетворения материальных потребностей. 

Недостатки: остаются неудовлетворенными многие потребности, лежащие вне сферы материального интереса, что снижает мотивацию.

 

3.2 Административные методы управления: сущность, содержание, основные достоинства и недостатки

Административные методы - это методы прямого воздействия, носящие директивный, обязательный характер, основанные на дисциплине, ответственности, власти, принуждении.

К числу административных методов относят: организационное проектирование, регламентирование, нормирование.

Организационные методы основаны на типовых ситуациях, а распорядительные относятся большей частью к конкретным ситуациям. Обычно распорядительные методы основываются на организационных. Сущность организационного регламентирования состоит в установлении правил, обязательных для выполнения и определяющих содержание и порядок организационной деятельности (положение о предприятии, устав фирмы, внутрифирменные стандарты, положения, инструкции, правила планирования, учета и т.д.).

Организационное нормирование включает нормы и нормативы расходов ресурсов в процессе деятельности фирмы. Регламентирование и нормирование являются базой организационного проектирования новых и действующих фирм.

Распорядительные методы реализуются в форме приказа, постановления, распоряжения, инструктажа, команды, рекомендаций. Управление производством осуществляется на основе правовых норм, которые касаются организационных, имущественных, трудовых и иных отношений в процессе производства.

Административные методы управления - мощный рычаг достижения результатов поставленных целей  в случаях, когда нужно подчинить  коллектив и направить его на решение конкретных задач управления. Идеальное условие их эффективности - высокий уровень регламентации управления и трудовой дисциплины, когда управленческие воздействия без значительных искажений реализуются нижестоящими звеньями управления. Это особенно актуально в больших многоуровневых системах управления, к которым относятся крупные предприятия. В последнее время понизилась роль административных методов на предприятиях. Противоречивые процессы в обществе препятствуют использованию административных методов: это рост безработицы и частичная занятость на предприятиях, значительная инфляция в течение последних лет и несвоевременная выплата заработной платы, развитие бартерных сделок и низкая дисциплина поставок ресурсов, превышение темпов роста цен на потребительские товары над темпами роста заработной платы, утрату заводских традиций и нарушение привычною уклада жизни в семье.

Используемые механизмы:

Административные: приказ, распоряжение, указание.

Нормативные: закон, положение  инструкция, план, спущенный сверху и обязательный для выполнения.

Экономические: процент выплачиваемой  прибыли, цена продукта (назначенная), зарплата (назначенная), материальные санкции, установленные сверху.

Социально-психологические: выговор, объявленный в приказе, награждение грамотой по распоряжению руководства, благодарность в приказе, план социального развития коллектива и мероприятий по его реализации. При командном (административном) методе управления - отношения субъекта и объекта - власти и подчинения.

Основные достоинства  метода:1) обеспечивается единство воли руководства в достижении цели; 2) не требует крупных материальных затрат;3) в малых организациях оперативно достигаются цели и обеспечивается быстрая реакция на изменение внешней среды.

Недостатки метода следующие:1) подавляется инициатива, творческая работа; 2) отсутствуют действенные стимулы труда и могут возникать антистимулы; 3) в крупных организациях (менеджеры не заинтересованы в повышении компетентности, поэтому она в дефиците).

 

    1.  Социально-психологические методы: сущность, содержание, основные достоинства и недостатки

Социально-психологические  методы управления - осуществляются путем руководящего воздействия на социальные принципы деятельности коллектива. Они основаны на изучении социального состава и условий трудовых коллективов, индивидуальных особенностей и интересов работникаРезультаты производственных успехов во многом определяются социально-психологическим климатом в коллективе, удовлетворением культурных, бытовых и других потребностей работающих.

Социально-психологические  методы управления играют решающую роль в борьбе против текучести кадров и предполагают: воздействие руководителя на межколлективные отношения; изучение зависимости деятельности коллектива от его структуры; изучение условия включения в коллектив новых членов; изучение психологических особенностей различных форм коллективного труда; учет влияния дисциплинарной практики и других факторов на настроение коллектива; влияние стиля руководства на взаимоотношения членов коллектива; влияние отдельной личности в коллективе; психологические основы авторитета личности. В практике управления применяются различные социологические методы и приемы исследований. Особое распространение получили:

метод научно-технических  конференций;анкетирование;

интервьюирование и личное наблюдение;социальный эксперимент;

социальное стимулирование.

Формирование и совершенствование  производственного коллектива - одна из важнейших задач, стоящих перед руководителем в процессе управления. 

Для достижения сплоченности коллектива, повышения уровня его  нравственной зрелости руководитель должен уделить внимание следующим факторам:

  • наличию конкретной цели в деятельности коллектива, которая бы ясно и четко воспринималась всеми работниками;
  • традициям и опыту коллектива. Поскольку участниками процесса управления являются люди, то социальные отношения и отражающие их соответствующие методы управления важны, и тесно связаны с другими методами управления.

Механизмы договорные: убеждение, критика, информирование, выступление руководителя перед людьми. Социально-психологические методы - управленческие отношения субъекта и объекта договорные без материальной основы.

Условия реализации: одна из сторон инициирует договорной процесс, вторая не отвергает его.

Достоинства метода: 1) включаются механизмы трудовой мотивации, не связанные с удовлетворением материальных потребностей;2) практически не требуются материальные затраты.

 

Недостатки:1) не используются стимулы, опирающиеся на материальные потребности людей;

2) трудно прогнозировать  результаты.

 

Заключение

В настоящее время современный  менеджмент является многогранной системой. Современный менеджмент включает в себя ряд важных операций: планирование издержек, планирование производства, планирование сбыта и, наконец, финансовое планирование (планирование прибыли). Менеджмент, как наука, позволяет предпринимателю так спланировать деятельность фирмы в кратком, среднем и долгом периодах, чтобы обеспечить получение фирмой максимально возможной прибыли с минимальными затратами в условиях изменчивости состояния рынка.

Выводы по сделанной работе. Если организация хочет добиться максимальной эффективности и успеха, она должна удовлетворять целому ряду требований:

1. Одно из них состоит  в том, чтобы на каждый пост  были назначены самые способные  сотрудники;

2. Должна быть задействована  непрерывно функционирующая и  постоянно обновляемая образовательная программа, что особенно важно для технического бизнеса, где велика скорость прогресса;

3. Техника, вполне уместная  сегодня, станет устаревшей в  будущем, поэтому каждый член  организации должен постоянно  находить новые и более эффективные пути выполнения собственной работы;

4. На всех уровнях следует  поощрять высокую степень энтузиазма; в частности, люди, занимающие высокие посты в управлении, не имеют права полагаться только на свой энтузиазм, они обязаны возбуждать энтузиазм и среди своих помощников. Современный менеджмент уделяет большое внимание следующему направлению - применение многоаспектного менеджмента по принципу "целевое управление".

1. "Целевое управление" предполагало создание такой  системы, которая дает сотрудникам возможность работать, совмещая свои индивидуальные интересы с общими целями компании.

2. "стремиться создать  не конвейер найма и увольнения, а компанию, базирующуюся на высококвалифицированных  специалистах и готовую к развитию" четкие формулировки задач и целей компании;

  • уважение к сотрудникам любого ранга;
  • система материальных стимулов;
  • социальные и этические критерии бизнеса (обязательное страхование здоровья, штатных и нештатных ситуаций, готовность к пожертвованиям и меценатству).

3. "политика открытых  дверей". Эта политика нацелена  на построение взаимного доверия  и понимания и на создание  условий, в которых люди чувствуют свободу выражения своих соображений и мнений, могут поделиться проблемами и заботами.

4. Создать новаторскую,  надежную продукцию - ключевой  элемент удовлетворения потребностей  покупателя.

Черты современного менеджмента:

1. Системный подход к управлению состоит в следующем - предусматривает принятие решений на основе учета важнейших обстоятельств и возможных приемов воздействия в их взаимодействии;

2. Ситуационный принцип  управления - утверждает отсутствие  рецептов, годных на любой случай. Признает существование принципиальных подходов к управлению. Требует принятия конкретных решений только в связи с конкретной ситуацией;

3. Определяющая роль организационной  культуры - формы деятельности и нормы поведения, сложившиеся в деловой практике и сознании работников. Она опирается на систему ценностей, принятых в организации.

 

 

Список используемых источников и литературы

Сборники, учебники и учебные  пособия

1. Гольдштейн Г.Я. Основы  менеджмент а: Учебное пособие,  изд 2-е, дополненное и переработанное. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2003. - 350С.

2. Зельдович Б. З Менеджмент  в полиграфии: Учеб. пособие / Моск. гос. ун-т печати. - М.: МГУП, 2004. - 400С.

3. Казанцев А. К, Подлесных  В. И, Серова Я. С Практический  менеджмент : В деловых играх,  ситуациях, задачах и тестах: учебное  пособие. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 367С.

4. Косаренко Н.Н., Маренков  Н.Л. Управление персоналом организации:  Учебник / Под ред.В. П Меньшикова. - М.: НИБ. - 2004 - 384С.

5. Масаев Ю.А. Управление  шахтостроительным производством:  Учебное пособие / Масаев Ю.А., Першин В.В., Масаев В. Ю.; ГУ  КузГТУ. - Кемерово, 2005-214С.

6. Уткин Э. А Управление  компанией. - М.: Ассоциация авторов  и издателей "ТАНДЕМ". Издательство  ЭКМОС, 1997-304С.


Информация о работе Сущность и содержание методов управления