Сущность и типологии организационной культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 18:16, контрольная работа

Описание работы

Организационная культура определяется как набор важных предположений,принимаемых членами компании.Хотя носителями организационной культуры являются люди, она представляет собой некую самостоятельную сущность, и ее параметры не совпадают с индивидуальной культурой отдельных членов компании.
Организационная культура подвержена изменениям. Обычно, она изменяется постоянно, на протяжении всей жизни организации, под воздействием как внешней среды, так и внутренней. Разработка новых концепций долгосрочного развития предприятий имеет для идущих в стране преобразований огромное практическое значение.

Содержание работы

1) Введение……………………………………………………………………………………3
2) Сущность организационной культуры……………………………………..4
3) Типологии организационной культуры……………………………………8
4) Формирование организационной культуры…………………………..12
5) Анализ организационной культуры…………………………………………16
6) Заключение……………………………………………………………………………….18
7) Список литературы……………………………………………………………………19

Файлы: 1 файл

организ поведение.docx

— 58.23 Кб (Скачать файл)

    Типология, предложенная С. Иошимури (сравнительный анализ японского и западноевропейского менталитетов) основана на сопоставлении буддистских и христианских ценностей, носителями которых выступают члены организаций. С. Иошимури сопоставляет культуры по следующим параметрам: мировоззрение; отношение к природе и судьбе; формы поведения; характер социальных отношений.

В типологии организационной  культуры Р. Льюиса, где критерием  оценки культуры является отношение  ко времени. Р. Льюис предлагает рассмотреть  три типа культур: моноактивную, полиактивную и реактивную.  

  Часто используют типологию, предполагающую, что формирование культур основано на конкурирующих ценностях, и выделяют следующие типы культур: клановая, иерархическая (бюрократическая), рыночная и адхократическая. Считается, что такая типология охватывает все существующие культуры. В ней выделяют два измерения. Первое отделяет критерии эффективности организации, подчеркивающие гибкость, дискретность и динамизм, от критериев, соответствующих второму измерению и связанных со стабильностью, порядком и контролем. Оба измерения предполагают использование четырех групп показателей, каждая из которых четко свидетельствует об организационной эффективности и определяет, что именно люди ценят в деятельности организации.  

   Иерархическая культура. Для этого вида организационной культуры характерен акцент на стратегию внутри организации и последовательный образ действий в стабильной окружающей среде. Здесь символы, образцы для подражания и церемонии подчеркивают важность сотрудничества, традиций и соответствия утвержденной политике. Организация с подобной культурой преуспевает благодаря своей внутренней интеграции и экономичности. Ключевыми ценностями успеха считаются четкие линии распределения полномочий по принятию решений, стандартизированные правила и процедуры, механизмы учета и контроля.   

    Рыночная культура. Речь здесь не идет о понятии маркетинговой функции или представлении о потребителях на рынке. Так определяется тип организации, функционирующей, как рынок, т. е. ориентированной на внешнее окружение, а не на внутреннее состояние. Базисные допущения рыночной культуры заключаются в следующем: внешнее окружение — враждебный вызов; потребители разборчивы; организация занимается бизнесом с целью усиления своего положения в конкурентной среде. При такой культуре организацию связывает воедино стремление побеждать. Успех определяется в терминах рыночной доли и степени проникновения на рынок. Важными считаются опережение соперников по конкурентной борьбе и лидерство на рынке.  

  Клановая культура. Организации кланового типа характеризуются разделением всеми работниками ценностей и целей организации, сплоченностью, соучастием, индивидуальностью и ощущением организации как «мы». Основные базисные допущения в этой культуре состоят в том, что с внешним окружением легче всего справиться, организуя бригадную работу и заботясь о повышении квалификации наемных работников. Потребителей здесь воспринимают как партнеров, а главная задача менеджеров — делегирование наемным рабочим полномочий и облегчение условий их участия в бизнесе, создание возможностей для демонстрации их преданности делу и организации.  

     Адхократическая культура. Слово «адхократия» (от латинского ad hoc — по случаю) определяет некую временную, специализированную, динамичную организационную единицу. Главная цель адхократии — усиливать адаптивность организации, обеспечивать ее гибкость и творческий подход работников к делу в ситуациях неопределенности, двусмысленности и перегруженности информацией. Адхократическую культуру характеризует динамичное, предпринимательское и творческое место работы, когда люди готовы жертвовать собой и идти на риск. Связующей сущностью организации является преданность экспериментированию и новаторству. 

 Очевидно, каждой организационной  культуре соответствует определенный  тип лидера, который служит одним  из критериев ее эффективности.  

 Ещё одна классификация  организационных культур была  предложена А. Вилдавским, который использует для этого два критерия: «сила границ группы» (сплоченная, рыхлая, полностью разобщенная) и «количество и разнообразие предписаний для действия» (инструкций). Культура согласно данным критериям бывает четырех идеальных типов: 

- апатичная — множество предписаний и слабые связи внутри группы; 

- соревновательная или  индивидуалистическая культура  также характеризуется слабыми  связями внутри группы, но в  данном случае предписаний немного,  поэтому между работниками существует  конкуренция. Работники подразделения,  полагающиеся на власть высшего  руководства, могут оказаться  неготовыми к конкуренции с  другим подразделением, а руководитель  не всегда в состоянии использовать  власть для получения полного  контроля над ситуацией; 

- иерархическая или коллективистская  культура отличается прочными  связями внутри группы и большим  количеством предписаний (инструкций), поэтому получается сильная организация  с четкой структурой и определенными  линиями коммуникаций и команд;  

- эгалитарная культура  означает наличие прочных связей  и малого количества предписаний.  Все члены группы преследуют  одинаковые цели и доверяют  друг другу, поэтому суверен  (руководитель) становится менее  властными и выполняет больше  роль посредника в достижении  взаимопонимания и проведении  изменений. 

 Майк Бурке предлагает  классификацию, содержащую 8 типов  организационной культуры: 

1. «Оранжерея» – организационная  культура характерная для статических  организаций, все усилия которой  направлены на нереагирование на изменения и сосредоточены на сохранении достигнутого ранее. 

2. «Отдельные колоски»  – характерна для средних и  мелких организаций, деятельность  которых целиком подчинена случаю  и удаче. Их структуры носят  неопределенный характер, поведение  их зависит полностью от воли  руководителя, мотивация персонала  выражена слабо, постоянная текучесть  кадров. Перспективы таких организаций  малоутешительны. 

3. «Огород» – организации  имеют пирамидальную структуру,  стремятся к сохранению своих  позиций на традиционном рынке,  использованию проверенных временем  моделей поведения с внесением  в них минимальных изменений.  Мотивация персона на низком  уровне. 

4. «Французский сад» –  ярко выраженная иерархическая  структура управления, отношения  людей бюрократизированы, люди  в ней не более чем винтики,  необходимые для функционирования  системы. 

5. «Крупная плантация»  – используется на предприятиях  с развитой дивизиональной структурой управления, имеющих несколько иерархических уровней и сочетающих в себе централизованную координацию с децентрализованным управлением. Особенность – приспособление к изменениям окружающей среды, наличие горизонтальных связей и гибкость персонала, поощряемая системой мотивации. 

6. «Лиана» – организационная  культура, отличающаяся сокращенным   до минимума управленческим персоналом, использованием современных информационных технологий, ориентацией всех членов коллектива на достижение общей цели, высокоразвитым чувством ответственности сотрудников и высокой степенью мотивации персонала.  

7. «Косяк рыб» – организационная  культура, свойственная предприятиям, отличающихся высокой маневренностью  и гибкостью, постоянно корректирующих  свою структуру и меняющих  поведение в зависимости от  изменений рыночной конъюнктуры.  В такой организации особое  внимание уделяется подбору высококвалифицированного  персонала. 

8. «Кочующая орхидея»  – присуща неформальным организациям, которые исчерпав возможности  одного рынка, оперативно переходят  к другому. Структура организации  постоянно меняется, количество  сотрудников невелико. Мотивации  персонала практически отсутствуют.  

 Выбор типа организационной  культуры – задача руководителя  организации. При формировании  организационной культуры фирмы  руководитель может воспользоваться  следующими рекомендациями: 

 – осуществление ненавязчивого  руководства; 

 – сосредоточение  усилий на создании организационных  ценностей и норм поведения; 

 – вовлечение членов  коллектива в процесс создания  имиджа организации; 

 – влияние на поведение  сотрудников путем разработки  системы мотиваций; 

 – создание благоприятного  микроклимата в коллективе; 

 – организация информационного  обмена как внутри организации,  так и вне организации.

        Рыночная культура. Организация, ориентированная на результаты, главной заботой ее является выполнение поставленной задачи. Сотрудники — люди целеустремленные и соперничают между собой. Лидеры — руководители с твердыми взглядами, суровые конкуренты, непоколебимые и требовательные. Организацию связывает воедино акцент на стремлении побеждать. Репутация и успех являются общей заботой. Фокус перспективы настроен на конкурентные действия, решение поставленных задач и достижение измеримых целей. Успех измеряется новыми завоеванными рынками, увеличением рыночной доли и т. д. Важно конкурентное ценообразование и лидерство на рынке. Стиль организации — твердо проводимая линия конкурентоспособности. При чрезмерном развитии превращается в «деспотичную и циничную потогонную систему».

                    4.Формирование организационной культуры

        Внешняя среда оказывает значительное влияние на организацию, что, естественно, сказывается на ее культуре. Однако, как свидетельствует практика, две организации, функционирующие в одном и том же окружении, могут иметь очень разные культуры. Это происходит потому, что через свой совместный опыт члены организации по-разному решают две очень важные проблемы. Первая - это внешняя адаптация: что должно быть сделано организацией для того, чтобы выжить в условиях жесткой внешней конкуренции. Вторая - это внутренняя интеграция: как внутриорганизационные процессы и отношения способствуют ее внешней адаптации.

        Процесс внешней адаптации и выживания связан с поиском и нахождением организацией своей ниши на рынке и ее приспособлением к постоянно меняющемуся внешнему окружению. Это процесс достижения организацией своих целей и взаимодействия с представителями внешней среды. К проблемам внешней адаптации и выживания относятся следующие:

  • - Миссия и стратегия (определение миссии организации и ее главных задач; выбор стратегии исполнения этой миссии).
  • - Цели (установление специфических целей и внутреннее принятие их работниками).
  • - Средства (ресурсы, используемые для достижения целей; консолидация усилий в достижении выбранной цели; адаптация организационной структуры, оптимизация систем стимулирования и отчетности).
  • - Контроль (установление индивидуальных и групповых критериев эффективной деятельности; создание информационной инфраструктуры).
  • - Корректировка поведения (создание системы поощрения и наказания, увязанной с выполнением или невыполнением поставленных задач).

        Члены организации должны знать реальную миссию своей организации, а не то, что нередко декларируется с высоких трибун для акционеров и общественности. Это поможет им сформировать понимание собственного вклада в выполнение организацией своей миссии.

        Следующая группа вопросов относится к установлению целей и выбору средств их достижения. В одних организациях работники участвуют в установлении целей и, таким образом, принимают на себя ответственность за их достижение. В других - работники участвуют только в выборе методов и средств достижения целей, а в третьих - может не быть ни того, ни другого или быть и то, и другое.

       В любой организации работники должны участвовать в следующих процессах: 1) выделять из внешнего окружения важное и неважное для организации; 2) разрабатывать пути и способы измерения достигнутых результатов; 3) находить объяснения успеху и неудаче в достижении целей.

       На формирование организационной культуры, ее содержания и отдельных параметров влияет ряд факторов внешнего и внутреннего окружения, но на всех стадиях развития организации личная культура ее руководителя (его личная вера, ценности и стиль поведения) во многом определяют культуру организации. Особенно сильным такое влияние бывает в том случае, если организация находится в стадии становления, а ее руководитель обладает выдающимися личностными и профессиональными способностями.

       Формирование в организации определенной культуры связано со спецификой отрасли, в которой она действует, со скоростью технологических и других изменений, с особенностями рынка, потребителей и т.п. Известно, что компаниям отраслей «высокой технологии» присуще наличие культуры, содержащей «инновационные» ценности и веру «в изменения». Однако эта черта может по-разному проявляться в компаниях одной и той же отрасли в зависимости от национальной культуры, в рамках которой организация функционирует.

Информация о работе Сущность и типологии организационной культуры