Сущность и значение менеджмента в овременных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2012 в 16:03, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество
обслуживания населения.
В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов.

Содержание работы

1. понятие менеджмента, цели и задачи
2. виды менеджмента
3. менеджмент в микро и макро условиях
4. современные проблемы управления
заключение
расчетная часть
вывод

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.doc

— 529.50 Кб (Скачать файл)


Введение

        В  настоящее  время  трудно  назвать  более  важную  и  многогранную  сферу деятельности,  чем  управление,  или  менеджмент,  от  которого  в значительной  мере  зависят  и  эффективность  производства,  и  качество

обслуживания  населения.

     В  зарубежных  странах  накоплен  значительный  опыт  управления  в  области промышленности,  торговли,  кооперации,  сельского  хозяйства  и  т.п.  в результате  непосредственного  участия  людей  в  управленческой деятельности.  Он  обогащается  за  счет  знаний  основ  науки  управления, мировых  достижений  в  практической  организации  экономических  и социальных  процессов.

    В  России  пока  еще  не  достигнуты  значительные  успехи  в  теоретическом и  практическом  освоении  менеджмента. 

    Реорганизовываются  старые  структуры  управления  и  власти  в  российской экономике,  при  этом  используются  западные  модели  управления.  Однако механическое  перенесение  концепции  управления  из  одной  социокультурной среды  в  другую,  слепое  копирование  опыта  того  или  иного  государства практически  невозможно  и  ведет  к  тяжелым  экономическим  и  социальным последствиям.   Менеджмент  обусловлен  такими  базисными  факторами,  как тип  собственности,  форма  государственного  устройства,  степень развития  рыночных  отношений.  Поэтому  развитие  современного  менеджмента в  условиях  перехода  России  к  рыночной  экономике  в  значительной  мере зависит  от  этих  факторов.

     В  данной  работе  рассмотрим,  что  же  такое  менеджмент: его сущнось и значение в современных условиях,  так  как  это понятие  часто  встречается  в нашей повседневной  жизни.

 

 

I. Теоретическая часть

1. Сущность и значение менеджмента в современных условиях

1. 1. Понятие  менеджмента

 

     Менеджмент  (англ. management  - управление,  заведование,  организация) –

это  управление  производством  или  коммерцией; совокупность  принципов, методов,  средств  и  форм  управления,  разрабатываемых  и  применяемых  с целью  повышения  эффективности  производства  и  увеличения  прибыли  (1, с. 14).

     Современный  менеджмент  включает  две  неотъемлемые  части:

      теорию  руководства;

      практические  способы  эффективного  управления,  или  искусство  управления.

     Понятие  «менеджмент» прочно  вошло  в  нашу  обыденную  жизнь  и  стало

привычным  для  деловой российской  жизни.  Однако  необходимо  учитывать,

что  речь  идет  о  новой  философии,  где  действуют  иные  системы ценностей  и  приоритетов.

     В  связи  с  этим  следует  подробно  остановиться  на  значении  термина «менеджмент».  Русское  слово «управление»  и  английское  слово «менеджмент»  считаются  синонимами, однако  в  действительности  их  истинное  содержание  весьма  различается. Употребляя  термин  «менеджмент»,  мы  следуем  установившейся  в международной  практике  традиции,  согласно  которой  под  ним подразумевается  вполне  определенный  круг  явлений  и  процессов.  На  самом деле  термин  «управление»  не  является  удовлетворительным   заместителем термина  «менеджмент»  потому,  что  в  последнем  случае  речь  идет  лишь об  одной  из  форм  управления,  а  именно  об  управлении  социально - экономическими  процессами  посредством  и  в  рамках  предпринимательской структуры,  акционерной  компании.  Причем  адекватной  экономической основой  менеджмента  является  рыночный  тип  хозяйствования, осуществляемый  на  базе  индустриальной  организации  производства  или коммерции.

     Таким  образом,  термин  «менеджмент»  употребляется  применительно  к управлению  хозяйственной  деятельностью,  тогда  как  у  других  целей используются  иные  термины.

     Для  того  чтобы  определить  понятие  менеджмента,  важно  уточнить некоторые  входящие  в  него  положения,  прежде  всего  целевое  содержание.

     Задачами менеджмента  как  науки  являются  разработка,  экспериментальная проверка   и  применение  на  практике  научных  подходов,  принципов  и методов,  обеспечивающих  устойчивую,  надежную,  перспективную  и эффективную  работу  коллектива  (индивидуума)  путем  выпуска конкурентоспособного   товара.

     В  то  же  время  конечной  целью   менеджмента  как  практики  эффективного управления  является   обеспечение  прибыльности  предприятия  путем рациональной  организации  производственного  (торгового)  процесса,  включая управление  производством  (коммерцией)  и  развитие  технико-технологической базы.

     Исходя  из  этого,  важнейшей  задачей менеджмента  является  организация

производства  товаров  и   услуг  с  учетом  спроса  потребителей  на  основе имеющихся  ресурсов. При  этом  к  задачам  менеджмента  также  относятся (2, с.  34): 

      переход  к  использованию  работников,  обладающих  высокой  квалификацией;

      стимулирование  сотрудников  организации  путем  создания  для  них соответствующих  условий  труда  и  системы  его  оплаты;

      определение  необходимых  ресурсов  и  источников  их  обеспечения;

      разработка  стратегии  развития  организации  и  реализация;

      определение  конкретных  целей  развития  организации;

      постоянный  поиск  и  освоение  новых  рынков;

      выработка   системы  мероприятий  для  достижения  намеченных  целей;

      осуществление  контроля  за  эффективностью  деятельности организации,  за  выполнением  поставленных  задач.

     Задачи  менеджмента  непрерывно  усложняются  по  мере  роста  масштабов  и развития  производства  и  коммерции. Выполненные  задачи  и  достигнутые

намеченные  цели   оцениваются  на  рынке.

     Развитие  теории  управления,  разработка  экономико-математических  методов позволили  многие  качественные  решения  задач  дополнить  или  заменить точными  количественными  оценками   или  решениями,  а  развитие  средств вычислительной  техники  и  коммуникаций  способствовало  повышению эффективности  управления.  Многие  задачи,  которые  ранее  не  могли решаться  в  реальном  или  допустимом  масштабе  времени  из – за трудоемкости  расчетов,  стали  повседневной  реальностью.

 

1.      2. Виды  менеджмента

 

     Менеджмент  пронизывает  всю  организацию, затрагивает  практически  все

сферы  ее  деятельности. Однако  при  всем  многообразии  взаимодействия менеджмента  и  организации  можно  достаточно  четко  определить  границы

деятельности,  которая  составляет  содержание менеджмента,  а  также выделить  его отдельные  виды (1 ,с. 17):

     Производственный менеджмент  -  это  комплексная  система  обеспечения

конкурентоспособности   выпускаемого  товара  на  конкурентном  рынке.  Она

включает  вопросы  построения  производственных  и  организационных  структур,  выбора  организационно – правовой  формы  управления  производством, сбыта  и  фирменного  обслуживания  товара  в  соответствии  с  предыдущими стадиями  жизненного  цикла. 

     Финансовый менеджмент  - это  комплексная  система  устойчивости, надежности  и  эффективности  управления  финансами.  Она  включает формирование  и  планирование  финансовых  показателей  с  соблюдением научных  подходов   и  принципов менеджмента,  баланса  доходов  и  расходов,  показателей  эффективности  использования  ресурсов,  рентабельности работы  и   товаров.

     Инновационный менеджмент  - это  комплексная  система  управления инвестициями,  вкладываемыми  собственниками  в  развитие  всех  видов инноваций.  Она  включает  построение  организационных  структур,  выбор направлений  инноваций,  оптимизацию  инвестиций,  разные  аспекты управления  персоналом.

     Помимо  приведенных  видов  специального  менеджмента  в  настоящее  время разрабатываются  другие  виды  (1, с. 24):

      менеджмент  социальной  сферы;

      банковский менеджмент;

      налоговый менеджмент;

      организационный менеджмент;

      международный менеджмент;

      и  др.

     Менеджмент  как  совокупность    принципов,  методов,  средств  и  форм управления  фирмами  на  Западе  известен  в  нашей  стране  давно.  Однако еще  десять  лет  назад  наши  специалисты  считали,  что  его  основными целями  являются  получение  высокой  прибыли  и  постоянное  опережение стран  социализма  по  производительности  труда  в  интересах  укрепления позиций  империализма.

     Демократизация  общественной  жизни  страны  позволила  широким  слоям

населения,  практическим  работникам  ознакомиться  с  накопленным  богатым

мировым  опытом  теории  и  практики менеджмента,  а  ориентация  российской экономики  на  рыночные  отношения  сделала  просто  необходимыми  изучение  и использование  опыта   передовых  государств.

     В  связи  с  этим  отношение  к менеджменту  в  России  в  последние  годы значительно  изменилось.  Опубликованы  труды  видных  теоретиков  и практиков менеджмента.  Началась  активная  подготовка  управляющих менеджеров. Учрежден  Российский  союз  менеджеров.

1. 3. Менеджмент  в  микро - и  макроэкономике

 

     Управление  и  экономика  как  сферы  деятельности  и  как  научные дисциплины  неразрывны. В  управленческой  деятельности  используются познанные  экономической  наукой  законы  и  закономерности  поведения  людей при  производстве,  обмене,  распределении  и  потреблении  материальных благ. В  то  же  время  повседневная  организационная  и  управленческая деятельность  людей,  результаты  управленческих  решений,  отражающие объективные  условия  развивающейся  экономики,  служат  основой  для развития  экономической  науки. 

     Решающим  фактором  производства  становятся  информация,  научное  знание,  эффективное  развитие   и  использование  которых  требуют  обеспечения  к ним  широкого  доступа.

     Изменение  роли  факторов  производства  и  новые  управленческие  подходы обуславливают  необходимость  пересмотра  содержания  и  роли  таких экономических  категорий,  как  заработная  плата,  прибыль,  капитал  и  др.

     Новые  подходы  к  управлению  предприятием,  способствующие  успеху в конкуренции,  предусматривают  стимулирование  творческой  энергии работников,  привлечение  их  к  принятию  решений  на  различных  уровнях управления.  Главным  становится  человеческий  капитал.

     Управление  предприятиями  (менеджмент  в  микроэкономике)  по  мере развития  рыночной  экономики  все  в  большей  степени  зависит  от экономической  политики  государства  (менеджмент  в  макроэкономике).

     В  управлении  главным  фактором  становятся  стратегические  решения, повышается  социальная  ответственность  управленцев  всех  уровней  перед

обществом  и  работниками  управляемых  предприятий.

     Современный   менеджмент  становится  наукоемкой  сферой  деятельности,  и все  в  большей  мере  требует  высокого     профессионализма  и

разносторонних  знаний.

1.      4. Современные  проблемы  управления

 

     Современный менеджмент,  учитывая  достижения  всех  школ  и  направлений, интегрирует  их  в  процессе  управления.

     Современный менеджмент  характеризуют  следующие  положения  (3 , с. 23 - 25):

      1.   отказ  от  приоритета  классических  принципов  школ менеджмента, согласно  которым  успех  предприятия  определяется,  прежде  всего рациональной  организацией  производства  продукции,  снижением  издержек, развитием  специализации, то  есть  воздействием  управления  на  внутренние факторы   производства.  Вместо  этого  первостепенной  становится  проблема гибкости  и  адаптируемости  к  постоянным  изменениям  внешней  среды. Значение  факторов  внешней  среды  резко  повышается  в  связи  с усложнением  всей  системы  общественных  отношений  (в  том  числе политических,  социальных,  экономических), составляющих  среду менеджмента организации.

    2.  использование  в  управлении  теории  систем,  облегчающей  задачу рассмотрения  организации  в  единстве  ее  составных  частей,  которые неразрывно  связаны  с  внешним  миром.  Главные  предпосылки  успеха предприятия  находятся   во  внешней  среде,  причем  границы  с  ней являются  открытыми,  то  есть  предприятие  зависит  в  своей  деятельности от  энергии,  информации   и  других  ресурсов,  поступающих  извне. Чтобы  функционировать,  система  должна  приспосабливаться  к  изменениям во  внешней  среде.

    3. применение  к  управлению  ситуационного  подхода,  согласно которому  функционирование  предприятия  обуславливается  реакциями  на различные  по  своей  природе  воздействия  извне.  Центральный  момент здесь  - ситуация,  то  есть  конкретный  набор  обстоятельств,  которые оказывают  существенное  влияние  на  работу  организации  в  данный  период времени.  Отсюда  вытекает  признание  важности  специфических  приемов выделения  наиболее  значимых  факторов,  воздействуя  на  которые,  можно эффективно  достигать  цели.

Информация о работе Сущность и значение менеджмента в овременных условиях