Сущность инноваци

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2013 в 08:33, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – рассмотреть сущность, классификатор, а также источники и формы финансирования инноваций.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
Определить сущность и функции инноваций
Рассмотреть классификацию инноваций
Ознакомиться с источниками финансирования инноваций
Проанализировать государственное финансирование инноваций

Содержание работы

Введение.................................................................................................................3
1. Инновации: сущность, функции и классификация
1.1. Сущность и функции инноваций..................................................................4
1.2. Классификация инноваций............................................................................7
2. Финансирование инновационной деятельности
2.1 Источники финансирования инноваций.......................................................12
2.2 Государственное финансирование инноваций.............................................22
Заключение............................................................................................................34
Список использованной литературы...................................................................34

Файлы: 1 файл

Ministerstvo_kultury_Rossyskoy_Federatsii (1).docx

— 104.01 Кб (Скачать файл)

11. Факторинг. Это комплекс финансовых услуг, оказываемых банком клиенту в обмен на уступку дебиторской задолженности. Для инновационной фирмы эти услуги могут включать: финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков учет состояния дебиторской задолженности и регулярное предоставление соответствующих отчетов клиенту контроль за своевременностью оплаты и работа с дебиторами. Финансирование поставок товаров при факторинге предусматривает, что немедленно после поставки продавцу банк выплачивает в качестве досрочного платежа значительную часть суммы поставки. В различных странах мира размер досрочного платежа составляет от 50% до 90% от суммы поставки. Остаток (сумма поставки за вычетом суммы досрочного платежа и за вычетом комиссии банка) выплачивается продавцу в день поступления денег от дебитора. В ходе факторингового обслуживания может быть профинансирована поставка на любую, даже самую незначительную сумму. Поскольку факторинг является долгосрочной программой финансирования оборотного капитала, договор факторингового обслуживания заключается на неопределенный срок и будет действовать сколь угодно долго, пока обе стороны удовлетворены взаимным сотрудничеством.

Рассмотрим финансирование на примере SukhoiSuperjet 100 (сокр. SSJ 100, сертификационное название семейства самолётов RRJ — RussianRegionalJet) — российский ближнемагистральный пассажирский самолёт, разработанный компанией «Гражданские самолёты Сухого» при участии ряда иностранных компаний.

Семейство самолётов SukhoiSuperjet 100 состоит  из двух вариантов: на 75 и 95 пассажиров (может меняться в зависимости  от компоновки салона) в конфигурации с базовой дальностью (SSJ100/75B и SSJ100/95B) и увеличенной дальностью (SSJ100/75LR, SSJ100/95LR).

По состоянию на октябрь 2012 все  выпущенные самолёты Superjet относятся  к варианту на 95 пассажиров.

Компоновка — узкофюзеляжныйнизкоплан, в салоне экономического класса — 5 кресел в ряду, в салоне бизнес-класса — 4 кресла в ряду.

Прорабатываются варианты изготовления самолёта с конфигурацией бизнес- и VIP-класса, а также увеличенной  длиной фюзеляжа и пассажировместимостью.4

Программа создания российского ближнемагистрального пассажирского самолета SukhoiSuperJet была открыта в 2000 году. Ее появление было обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, к концу 90-х годов сложилась  ситуация, когда два крупнейших мировых  авиапроизводителя Boeing и Airbus сконцентрировались на выпуске дальне- и среднемагистральных  авиалайнеров с вместимостью свыше 130 человек. При этом сегмент производства ближнемагистральных турбореактивных  самолетов с вместимостью до 100 пассажиров не был охвачен ни одной крупной  компанией. К 2004 году, впрочем, в данной нише появились семейства E-Jet бразильской  аэрокосмической корпорации Embraer и CRJ канадской BombardierAerospace, однако аналитики  высказывали мнения, что и они  не смогут охватить данный рынок самостоятельно.

Во-вторых, создание российского ближнемагистрального пассажирского самолета могло стать  одним из путей выхода из кризиса, в котором после распада СССР оказалась авиастроительная отрасль  России. Российским авиакомпаниям остро  требовалось приступить к замене парка самолетов Ту-134 и Як-42, которые к тому времени уже не отвечали европейским стандартам по нормам шума (запрет на прием шумных самолетов в Евросоюз был введен в 2002 году), а также отличались повышенным расходом топлива по сравнению с лайнерами Airbus и Boeing - именно эти иностранные самолеты, уже в подержанном состоянии, начали закупать российские авиакомпании для обновления своих парков.

19 апреля 2011 года первый SuperJet был  доставлен заказчику - компании Armavia, через два дня он совершил  первый регулярный рейс с пассажирами.

Первый самолет был доставлен "Аэрофлоту" с опозданием почти  на два с половиной года - 6 июня 2011 года.

16 июня он совершил первый  регулярный рейс с пассажирами.

С начала регулярных рейсов с самолетами SuperJet не происходило значимых происшествий вплоть до 9 мая 2012 года, когда во время  показательного полета в Индонезии  самолет пропал с экранов радаров  неподалеку от аэропорта Джакарты. На следующее утро остатки самолета были обнаружены на склоне горы Салак  к югу от столицы Индонезии. На борту самолета находилось 45 человек, из них 8 россиян (включая членов экипажа).

По результатам предварительного исследования записей бортовых самописцев, у разбившегося авиалайнера не было технических неполадок. По мнению экспертов, катастрофа произошла из-за того, что  пилоты, пытаясь обойти грозовую тучу, не учли горный рельеф местности и  снизились на недопустимо низкую высоту, а диспетчер позволил совершить  этот маневр. В связи с обнародованием этих данных, спецкомиссия Национального  комитета по безопасности на транспорте Индонезии (NTSC) рекомендовала компании "Гражданские самолеты Сухого" улучшить подготовку экипажи для  проведения полетов в горной местности.

Несмотря на катастрофу, SukhoiSuperJet 100 продолжил регулярные полеты. Кроме  того, 21 июня 2012 года авиакомпания Трансаэро  подписала с ГСС контракт на поставку шести самолетов SukhoiSuperJet 100.

 В июле 2012 года стало известно, что из-за технических проблем  в ежедневных полетах участвуют  только четыре из восьми купленных  "Аэрофлотом" лайнеров SukhoiSuperJet 100. В том же месяце от покупки второго самолета этого типа отказалась армянская авиакомпания Армавиа, а в августе она также отказалась от своего первого SuperJet 100, с которого начиналась пассажирская эксплуатация лайнера. Свое решение компания объяснила простоем самолета из-за внеплановых ремонтов и объявила о том, что вместо SuperJet 100 закупит самолеты Boeing или Airbus.

К середине 2011 года у SukhoiSuperJet 100 из более  двух сотен контрактов было уже 170 твердых  заказов, в том числе из стран  Западной Европы. На Московском международном авиакосмическом салоне (МАКС), прошедшем в августе 2011 года, ГСС заключила договора на поставку более сотни самолетов SukhoiSuperjet 100. Лайнер называли "надеждой российского авиапрома", отмечая, что это - первый гражданский самолет, разработанный в России с нуля впервые с 1991 года.  Создатели проекта планировали, что к 2015-2018 "Сухой" выйдет на третье место по поставкам авиалайнеров и займет десятую долю мирового рынка.  Предполагалось, что изготавливать SSJ будут до 2026 года. Общая стоимость разработки программы SukhoiSuperJet 100 составляла, по разным оценкам, сделанных на конечном этапе программы, от 1,3 (по данным ГСС) до 2 миллиардов долларов. При этом в "Сухом" рассчитывали, что на полную окупаемость проект выйдет после продажи 350 самолетов.5

2.2 Государственное финансирование инноваций

В соответствии с законодательством, под инновационной деятельностью понимается "процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок (инноваций) либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности"6

Среди вышеперечисленных источников федеральный бюджет являетсяглавным инструментом научно-технической политики государства и центральным звеном финансовой системы. Через бюджет перераспределяется до 30-40% совокупного дохода в рамках страны, полученный владельцами средств производства7.

Фактически, процесс выделения  средств осуществляется не из бюджета  как такового (бюджет - это всего лишь это форма образования и расходования денежных средств), а из так называемого бюджетного фонда (основного государственного централизованного денежного фонда, образуемого и используемого в процессе исполнения бюджетного плана, основного финансового документа страны).  «Бюджетные ассигнования, предоставляемые на возвратной основе для финансирования государственных инвестиций, ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете по соответствующим разделам функциональной классификации, в частности, на осуществление высокоэффективных проектов, размещаемых на конкурсной основе. Средства федерального бюджета на возвратной основе предоставляются через федеральные органы исполнительной власти, администрации субъектов РФ и другие российские юридические лица, которые являются агентами Правительства РФ»8

Государство заинтересовано в поддержке инновационной  деятельности науки по следующим  причинам:

1. необходимость  проведении фундаментальных исследованиях,  почти не выполняемых частным  бизнесом в связи с длительными  сроками проведения, неопределенностью  затрат, результатов и сроков, а  также из-за того, что результаты  фундаментальных исследований не  имеют коммерческого значения  и риска того, что результаты  фундаментальных исследований могут  оказаться у конкурентов;

2. необходимость  осуществления масштабных дорогостоящих  проектов, для проведения которых  у отдельных фирм может быть  недостаточно средств;

3. необходимость  проведения НИОКР в отраслях  с высокой долей государственной  собственности или в приоритетных  для государства сферах (экология, медицина, социальная сфера, строительство  очистных сооружений);

4. необходимость  проведения НИОКР военного значения  и в области разработки космической  техники.

Для наглядности  механизм государственного финансирования инновационной деятельности проиллюстрирован следующей схемой:

При прямом государственном финансировании НИОКРсубъектами научно-исследовательской  деятельности, нуждающимися в прямой государственной поддержке являются:

1) организации,  относящиеся к оборонному сектору  экономики, занятые разработкой  новой и совершенствованием существующей  военной техники и вооружений;

2) организации,  подавляющая доля работ которых  не может ориентироваться на  коммерческие критерии ни в  целом, ни на ближайший период  времени, но существование и  развитие которых жизненно важны  для общества. Речь идет об  организациях непроизводственной  сферы (например,  здравоохранения,  образования, культуры, экологии), выполняющих  работы, направленные на улучшение  условий жизни и труда. Для  государственных нужд, а также  об академических и вузовских  организациях в части тех работ,  которые в силу своего перспективного  характера и неизбежного риска,  неопределенности затрат и результатов  не могут, как правило, представлять  интереса для коммерческих заказчиков;

3) ориентированные  на получение прибыли субъекты  хозяйствования, занимающиеся инновационной  деятельностью, среди которых  можно выделить предприятия, а  также научные организации, имеющие  неплохой научно-технический потенциал  и сохранившие свою самостоятельность  (в рамках государственной, включая  государственные научные центры, или негосударственной формы  собственности) и малые инновационные  предприятия9.

Стоит отметить, что поддержка малых инновационных фирм представляет для государства особую важность, поскольку считается доказанным, что мелкий наукоемкий бизнес является наиболее эффективным в плане создания новых продуктов и технологий, изобретений и патентов в расчете на единицу затрат на исследования и разработки.

Выделяют следующие 3 формы поддержки  проектов государством:

1. предоставление  кредитных ресурсов на основе  возвратности, срочности и платности;

2. то  же самое на условиях закрепления  в государственной собственности  части акций, создаваемых "под  проект" акционерных обществ;

3. предоставление  гарантий возмещения части вложенных  инвестором средств в случае  срыва выполнения проекта не  по вине первого. Такими инвесторами  являются уполномоченные банки,  при этом обеспечением выдаваемых  ими кредитов являются поручительства  Министерства финансов РФ.

Стоит также  отметить, что предоставление государством средств осуществляется на основе конкурентности, возвратности, срочности, платности и обеспеченности, причем в конкурсном отборе участвуют бизнес-планы проектов с полученными на них заключениями государственной экспертизы. Также обязательным условием является тот факт, что сам инициатор проекта должен вложить в его реализацию как минимум 20% от объема необходимых средств, срок окупаемости проектов не должен превышать 2-х лет и размер государственной поддержки зависит от форм финансирования проектов и от категории проектов.

Финансирование инновационной  деятельности может осуществляться и из так называемых бюджетных  и внебюджетных фондов финансирования НИОКР. Среди бюджетных фондов выделяют:

I. Федеральный фонд производственных инноваций (ФФПИ). Фонд был создан постановлением Правительства РФ в 1996 г. и получил статус государственной некоммерческой организации. Государственные инвестиции для него выделяются отдельной строкой в Федеральной инвестиционной программе в размере 1,5% от государственных централизованных капиталовложений. Средства фонда расходуются на поддержку инновационных предприятий, строительство и реконструкцию наукоемких производств и др. цели на возвратной основе.

II.Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ, создан указом Президента РФ в 1992 г.). Имеет статус государственной некоммерческой организации и образуется за счет бюджетных средств на гражданскую науку в размере 6%. Фонд содействует проведению научных исследований в виде поддержки научных проектов, предложенных отдельными учеными или их творческими группами в инициативном порядке (адресное безвозвратное финансирование на основе грантов); повышению научной квалификации ученых; установлению научных контактов и распространению информации в области фундаментальных научных исследований в России и за рубежом; поддерживает МНТС в области фундаментальных научных исследований. РФФИ реализует инициативные научные и издательские проекты сроком до 3-х лет; организует научные конференции в России и выезды ученых на научные конференции за рубеж; занимается созданием информационных систем и баз данных; поддерживает ведущих ученых, научные школы и материально-техническую базу фундаментальной науки.

Информация о работе Сущность инноваци