Сущность менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2014 в 08:27, контрольная работа

Описание работы

Процессы, которые протекают в социокультурной сфере, многообразны, сложны и противоречивы. Они зеркально отражают события и явления, переживаемые обществом и каждым отдельным человеком. В социально-культурной деятельности главным объектом внимания является человек, а его взгляды, интересы, намерения, поступки, душевное спокойствие и социальная обустроенность формируются и закрепляются в процессе этой деятельности.

Файлы: 1 файл

menedzhment_v_sociokulturnoi_sfere.docx

— 83.92 Кб (Скачать файл)

Нарастание гуманитарного содержания современного менеджмента проявляется практически по всем векторам практики менеджмента.

5Если воспользоваться удачной метафорой Э. Фромма, то можно сказать, что если еще послевоенный менеджмент осуществлялся в модусе «Иметь» (to have, haben), то современный менеджмент осуществляется скорее в модусе «Быть» (to be, sein). Современная фирма во все большей степени предстает как культура - в буквальном, терминологическом смысле слова: со своими ценностями, нормами, традициями, ритуалами, героями, мифами, легендами, фольклором, субкультурами и т.д. Фирменный стиль, организационная культура, дух корпорации из метафор очень быстро превратились в конкретные технологические требования. Все большее число ведущих зарубежных специалистов по менеджменту склонны рассматривать современный менеджмент как «культурологический» по преимуществу.

 

 

2. Виды и функции менеджмента в социально-культурной сфере

        6Деятельность, называемая менеджментом, в социально-культурной сфере состоит из ряда отдельных функций, которые делятся на три основные группы:

1) общее управление (установление нормативных требований и политики управления, политики инноваций, планирование, организация работы, мотивация, координация, контроль, ответственность);

2) управление структурой предприятия (его создание, предмет деятельности, правовые формы, связи с другими предприятиями, территориальные вопросы, организация, реконструкция, ликвидация);

3) конкретные области управления (маркетинг, производство, кадры, финансы, основные фонды).

Функция управления — это конкретный вид управленческой деятельности, соответствующая организация работы, которая осуществляется специальными приемами и способами. Каждая функция имеет специфический характер, особое содержание и может осуществляться самостоятельно. Функции управления бывают как неразрывно связаны, так и не связаны между собой, но объединены в один целостный процесс. Все функции управления могут быть разделены на общие и конкретные. Функции, выделяемые по сфере деятельности, называются конкретными. Основные виды менеджмента, свойственные современным организациям и связанные с теми или иными процессами, протекающими внутри них, представлены на рис. 2.

 

 

 

 

 

                                           Рис. 2

Кроме представленных на рисунке  видов менеджмента в настоящее время выделяют такие виды специального менеджмента,  как менеджмент социальной среды,  банковский менеджмент,  налоговый менеджмент и др.

Все эти виды менеджмента базируются на общих принципах и методах управления,  но с учетом специфики  конкретного  вида.  В рамках того  или иного  вида менеджмента  углубленно  исследуются различные виды  ресурсов, которыми обладает предприятие, а именно: технические ресурсы производственное оборудование,  инвентарь,  основные и вспомогательные материалы и т.п.; технологические ресурсы —  гибкость технологических процессов,  наличие конкурентоспособных идей, научные заделы и т.п.; кадровые  ресурсы  —  квалификационный,  демографический  состав  работников,  их  способность адаптироваться к изменениям целей предприятия; пространственные ресурсы —  характер производственных помещений,  территории предприятия,  коммуникации, возможность расширения границ и т.п.; информационные ресурсы —   информация о состоянии дел на предприятии,  конъюнктуре рынка и т.п.; финансовые ресурсы — состояние активов, ликвидность, финансовая устойчивость и т. п.

В  результате  взаимодействия  всех  составляющих  предприятия  как  системы  получаются  новые свойства,   которыми  каждый  отдельный  вид ресурсов  не  обладает,   т.   е.   наблюдается  эффект целостности системы7.

В    рыночной    экономике    существенную    роль    играет    такой    человеческий  ресурс, как предпринимательская способность (предприимчивость). Это особый вид ресурса, который приводит в движение, организует  взаимодействие  всех остальных видов  ресурсов  предприятия.

Общие функции выделяются по этапам (стадиям) управления. Большинством специалистов признано, что у менеджмента таких функций существует пять (рис. 3).



 


 


 

            Рис. 3 Общие функции менеджмента

 

 

Функция планирования — это один из первых этапов процесса управления, на котором определяются цели любой организации, а также средства и методы их достижения. Планирование представляет собой непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности фирмы за счет выявленных возможностей, условий и факторов, так как по достижении поставленных целей формулируются новые.

Организационная функция тесно связана с функцией планирования. Фирма, имеющая много разных планов, при отсутствии цельной схемы (структуры) претворения их в жизнь обречена на провал.

Организационный этап — это этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Речь идет о создании (формировании) структуры фирмы и обеспечении ее всем необходимым для решения задач, определенных на первом этапе процесса управления — этапе планирования.

Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе реализации организационной функции: определение и детализация целей фирмы, которые были обозначены в ходе планирования; определение видов деятельности, необходимых для достижения этих целей; поручение различных задач индивидуумам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения; координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство (у одного подчиненного не может быть двух начальников), то есть каждый член группы должен знать, что он обязан сделать и в какие сроки, а также кто им руководит (управляет);единство цели — каждый член организации работает на общее благо, то есть никто не должен действовать против целей организации; размах контроля, или размах менеджмента, — каждый менеджер отвечает за управляемых им работников.

Мотивация — это деятельность менеджера, направленная на активизацию сотрудников фирмы в плане повышения эффективности их труда для достижения как личных целей, так и целей фирмы.

Мотивация трудовых отношений — это совокупность стимулов, побуждающих работников к активной трудовой деятельности. В этих целях используются:стимулирование, то есть побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материального и морального стимулирования);собственно мотивирование, то есть создание у работников внутреннего побуждения к труду. Главными здесь являются заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности и удовлетворенность от нее.

 Функция  координации заключается в обеспечении согласованности действий всех звеньев системы управления и совершенствовании установленного режима работы.

Цели координации — установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы.

Координация осуществляется путем проведения совещаний, личных контактов между руководителями, согласования рабочих планов и графиков, внесения в них корректив, увязывания работы между исполнителями.

Функцию контроля следует понимать как вид управленческой деятельности, благодаря которой организацию можно удерживать на выбранном нужном (верном) пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами (планами).

Различают три вида контроля.

8Предварительный контроль. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях. В области человеческих ресурсов контроль достигается за счет анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения конкретных задач организации, в области материальных — контроль за качеством сырья, в области финансовых ресурсов механизмом предварительного контроля является бюджет.

Текущий контроль. Он осуществляется в ходе проведения работ и позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Чаще всего объектом его являются сотрудники.

3. Роль государства в управлении социально-культурной сферы

        9Роль государства в управлении социально-культурной сферой предполагает использование следующего ряда рычагов.

Законодательство - создание правовых условий, норм, гарантий деятельности в сфере культуры учреждений различных форм собственности и контроль исполнения действующих законов.

Правоисполнение, контроль и администрирование - деятельность государственных органов управления и контроля: со стороны учредителей и вышестоящих инстанций, а также вневедомственный контроль (налоговая инспекция, пожарный и санитарный надзор и т. д.).

Собственность (учредительство) - создание и деятельность собственной сети учреждений культуры, учредителями которых выступают государственные органы.

Культурная политика - выработка приоритетных направлений развития сферы культуры на федеральном, региональном и местном уровнях.

Финансирование - выделение средств из федерального и местных бюджетов как на содержание государственных учреждений культуры соответствующего уровня, так и на реализацию «госзаказа» - программ и проектов.

Организационная поддержка организаций, проектов, программ.

Воспроизводство профессиональной среды - подготовка и переподготовка специалистов и работников сферы культуры в государственных образовательных учреждениях (вузов, средних специальных учебных заведений, курсов повышения квалификации), а также контроль за соблюдением соответствующих государственных образовательных стандартов в образовательных учреждениях и организациях вне зависимости от их формы собственности и ведомственной принадлежности (лицензирование, аккредитация).

10Стимулирование - налогообложение и прочие действия, побуждающие к поддержке и развитию культуры и искусства.

Информация - информационное обеспечение выработки решений, деятельности, анализа ее результатов.

Конкретная конфигурация государственного регулирования зависит от акцента на тех или иных рычагах регулирования. Определяя целесообразные пределы и формы государственного регулирования развития социально-культурной сферы, важно, избегая идеологические стереотипы, опираться на накопленный отечественный и зарубежный опыт.

Управление в социальной сфере основано на конституционном принципе приоритета прав и законных интересов человека.

Характерные особенности организации управления в этой сфере:направленность управления на реализацию конституционных прав граждан; децентрализация для более эффективного управления на федеральном уровне, тактическое – на уровне субъектов Российской Федерации и непосредственное предоставление услуг гражданам на местном уровне); демократизация управления через вовлечение в него всех субъектов социально-культурных отношении.

В сфере науки, культуры, образования Правительство Российской Федерации: разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки; обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования; обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

11Учитывая, что социальная сфера относится предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, приведем перечень полномочий субъекта Российской Федерации в этой сфере:  управление в установленном порядке обеспечением прав граждан на жилище и предоставлением потребителям качественных  жилищно-коммунальных услуг, в том числе:создание условий для формирования рынков жилья и жилищно-коммунальных услуг;  управление обеспечением права граждан на жилище;     государственный строительный надзор при осуществлении  строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, в том числе гидротехнических сооружений третьего и четвертого класса;контроль в установленном порядке за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг ; управление в установленном порядке жилищным фондом, находящимся в собственности субъекта РФ; управление деятельностью по проведению капитального ремонта и реконструкции объектов социально-культурной сферы за счет средств бюджета субъекта РФ;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                         ЗАКЛЮЧЕНИЕ

             Социально-культурная сфера - сложное, неоднозначное понятие.     Одни определяют социально-культурную сферу как совокупность предприятий, выпускающих продукт, связанный с жизнедеятельностью людей, и в этом случае к социально-культурной сфере относятся очень многие отрасли экономики, такие как автомобилестроение, производство бытовой техники и пр. Другие вкладывают в понятие социально-культурной сферы совокупность предприятий, выполняющих социально-культурные функции, имеющие значение для культурного уровня всего общества.  Менеджмент в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес. Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще – как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы. Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность менеджмента в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности. В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство – нарастание требований к менеджментной компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы. Переход от сугубо административно-распределительной технологии управления сферой к все более широкому использованию экономических методов.

Информация о работе Сущность менеджмента