Сущность планирования и прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 17:29, реферат

Описание работы

Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях его развития. Прогноз в сравнении с гипотезой имеет гораздо большую определенность, так как основывается не только на качественных, но и на количественных показателях и поэтому позволяет характеризовать будущее состояние объекта количественно. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, и поэтому более достоверен

Файлы: 1 файл

Сущность планирования и прогнозирования.docx

— 19.73 Кб (Скачать файл)

2. Сущность планирования и прогнозирования

Под прогнозом понимается система научно обоснованных представлений  о возможных состояниях объекта  в будущем, об альтернативных путях  его развития. Прогноз в сравнении  с гипотезой имеет гораздо большую определенность, так как основывается не только на качественных, но и на количественных показателях и поэтому позволяет характеризовать будущее состояние объекта количественно. Прогноз выражает предвидение на уровне конкретно-прикладной теории, и поэтому более достоверен. В то же время прогноз неоднозначен и носит вероятностный и много вариантный характер. Процесс разработки прогноза называется прогнозированием.

Планирование представляет собой процесс научного обоснования  целей, приоритетов, определения путей  и средств их достижения. На практике оно реализуется путем разработки планов. Его отличительной чертой является конкретность показателей, их определенность по времени и количественно.

План — это документ, который содержит систему показателей  и комплекс различных мероприятий  по решению социально-экономических  задач. В нем отражаются цели, приоритеты, ресурсы, источники их обеспечения, порядок и сроки выполнения.

Прогноз и план взаимно  дополняют друг друга. Формы сочетания прогноза и плана могут быть самыми различными: прогноз может предшествовать разработке плана (в большинстве случаев), следовать за ним (прогнозирование последствий принятого в плане решения), проводиться в процессе разработки плана, самостоятельно играть роль плана, особенно в крупномасштабных экономических системах (регион, государство), когда невозможно обеспечить точное определение показателей, т.е. план приобретает вероятностный характер и практически превращается в прогноз.

Планирование нацелено на обоснование принятия и практической реализации управляющих решений. Цель прогнозирования — прежде всего, создать научные предпосылки  для их осуществления. Эти предпосылки  включают: научный анализ тенденций  развития экономики; вариантное предвидение  предстоящего ее развития, учитывающее  как сложившиеся тенденции, так  и намеченные цели; оценку возможных  последствий принимаемых решений. Обоснование направлений социально-экономического прогнозирования заключается в  том, чтобы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более  отдаленного будущего в исследуемой  области, руководствуясь реальными  экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой — способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде.

Прогнозирование экономических процессов осуществляется в тесном единстве с другими видами прогнозирования: социальным, политическим, демографическим, научно-техническим, развитием базы естественных ресурсов и др., то есть используются система частных прогнозов, которая включает: демографические прогнозы, прогнозы природных ресурсов, их освоения и экологические прогнозы, прогнозы развития науки и техники, социальные и экономические прогнозы.

Демографические прогнозы характеризуют  динамику народонаселения, численность  населения на перспективу, половозрастной состав, трудовой потенциал, размещение его по стране, миграционные процессы. Они позволяют определить потенциальные  трудовые ресурсы.

Прогнозы природных ресурсов, их освоения и экологические прогнозы разрабатываются для определения  перспективного природно-ресурсного потенциала. Они содержат также информацию о  состоянии окружающей среды и  комплекс мероприятий по предотвращению или максимальному смягчению  негативного влияния хозяйственной  деятельности на окружающую природную  среду.

На основе прогнозов научно-технического развития осуществляется выбор приоритетов  НТП. В рамках приоритетных направлений  НТП разрабатываются научно-технические  программы.

Социальные прогнозы характеризуют  уровень социального развития, решение  проблем свободного времени, направления  совершенствования образа жизни, задач  удовлетворения потребностей людей.

На основе частных прогнозов, характеризующих различные стороны  процесса воспроизводства, разрабатываются  комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и  регионов.

Логика разработки комплексных  прогнозов экономического и социального  развития в переходный период предусматривает: оценку тенденций социально-экономического развития, факторов экономического роста; определение возможных альтернатив  развития в перспективе и проблем, которые могут возникнуть при  том или ином варианте развития; основные направления структурной, научно-технической, социальной и региональной политики; институциональные изменения  в экономике; формирование механизма  государственного регулирования экономического и социального развития; оценку ресурсного обеспечения.

Наукой и практикой  разработаны различные формы  планирования, из которых наибольшее распространение получили директивное, стратегическое, индикативное.

Директивное планирование, т.е. обязательное, жесткое, подлежащее исполнению, предполагает применение, прежде всего, командно-административных рычагов  для обязательного претворения  в жизнь установленных целей  и задач. Условие обязательности реализуется через издание соответствующих  административно-распорядительных документов -законов, указов, приказов, распоряжений, после чего осуществляются практическая реализация установленных заданий, текущий и конечный контроль степени выполнения с применением мер административного и другого воздействия к исполнителям.

Цели и задачи плана, как  правило, состоят в осуществлении  на практике политической воли высшего  руководства страны. Его содержание и уровень зависят от конкретно  складывающейся ситуации и могут  меняться с течением времени.

Определенные положительные  результаты данной формы планирования позволяют ряду экономистов считать  его жизненно важным и наиболее эффективным  инструментом управления народным хозяйством. В то же время необходимо отметить определенную ограниченность масштабов  применения и ряд недостатков, свойственных директивному планированию. Прежде всего, это то, что органы госуправления далеко не всегда могут обеспечить наиболее эффективное развитие экономики по многим причинам объективного и субъективного характера. К объективным обычно относят форс-мажорные обстоятельства, различные внешние отклонения (нарушения сроков и других условий при поставках сырья, материалов, энергии, комплектующих изделий и др.), колебания в функционировании бюджетно-кредитной системы и т.д. К субъективным — резкое снижение мотивации органов управления и трудовых коллективов к принятию напряженных планов, поскольку оценка их деятельности осуществляется в зависимости от выполнения и перевыполнения установленного задания.

Стратегическое планирование процесс определения целей и  значений экономических показателей  по основным, наиболее важным направлениям социально-экономического развития страны (отрасли, объединения, предприятия  и др.), как правило, на средний  срок и длительную перспективу и формирование механизма их реализации. Оно предполагает учет факторов внешней среды [10, c.7].

При стратегическом планировании решаются те задачи, которые определяют характер экономических преобразований, устойчивость экономики, уровень жизни  населения, обороноспособность страны и др., при этом конечный результат  не является строго фиксированным, а  расположен в определенной зоне с  заданными предельными границами  по величине и времени.

Характер задач зависит  от поставленных органом управления стратегических целей развития, которые  в решающей степени задают направленность и содержание планирования. В конечном счете цель стратегического планирования заключается в построении модели будущего развития государства или другого объекта, применительно к которому осуществляется планирование. В большинстве случаев разрабатываются несколько альтернативных моделей, из которых выбирается одна более совершенная.

Стратегическое планирование представляет собой адаптивный процесс, в результате которого происходит регулярная (ежегодная) корректировка решений, оформленных в виде программ, прогнозов, планов, дополнений и изменений системы  мер по их выполнению на основе непрерывного контроля и оценки происходящих изменений  в экономическом развитии государства, государств-партнеров и мирового сообщества. Его назначение — сделать  оперативные и текущие управленческие решения обоснованными не только с точки зрения сложившейся конъюнктуры, но в первую очередь с позиций  завтрашнего дня.

Учитывая относительно длительный период по времени, сложность рассматриваемого объекта и в этой связи неопределенность многих показателей, стратегическое планирование в основном выполняет функции  активного прогноза с применением  соответствующих методов прогнозирования  при его разработке. Как и для  долгосрочных прогнозов, период упреждения но времени стратегических планов составляет 20-25 и более лет.

Индикативное планирование является основным рабочим инструментом по реализации целей, поставленных в  стратегическом плане развития с  учетом конкретно складывающейся экономической  ситуации. Индикативный план-прогноз  дополняет стратегический и выступает  в качество практического инструмента  в развитии экономики па кратко- и среднесрочный периоды.

Индикативный план включает в себя концептуальную (концепция  социально-экономическою развития); прогнозную (прогноз социально-экономического развития); планово-регулирующую (система экономических регуляторов и государственные целевые комплексные программы) части [10, c.7].

В настоящее время индикативное планирование получает все большее  признан не и применение практически во всех государствах мира. Данная форма предполагает отход от жесткого директивного планирования и предусматривает регулирование экономики на основе набора индикаторов в виде макроэкономических показателей. Оно носит преимущественно рекомендательный характер, однако в руках государства остается система прямых и косвенных регуляторов в виде льгот, лицензий, квот, бюджетных субсидий, дотаций для достижения поставленных целей.

Однако индикативное планирование само по себе не является панацеей в  решении всех социально-экономических  проблем. Успех его реализации, как  свидетельствует мировой опыт, определяется многими факторами. Важнейшими среди  них являются: законодательное обеспечение  экономического развития; адекватность проводимой руководством страны экономической  политики содержанию планов; мотивация  субъектов хозяйствования на достижение поставленных целей; соблюдение законности в области хозяйственною права как органами власти, так и хозяйствующими субъектами.

 


Информация о работе Сущность планирования и прогнозирования