Сущность стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 09:12, контрольная работа

Описание работы

Процесс выбора стратегии включает в себя и этический аспект, который в некоторых областях производства имеет весьма существенное значение. Как в отношении к степени вызываемого ими риска оцениваются те или иные альтернативы, так в отношении к принятым в социуме стандартам поведения выражаются и этические компоненты, которые неизбежно повлияют на итоговый выбор стратега. В конечном счете, те или иные альтернативы экономического поведения представляются более или менее привлекательными именно на фоне определенных общественных норм и идеалов.

Содержание работы

Введение
1. Сущность стратегического планирования
2. Планирование, реализация и оценка стратегического плана
3. Факторы, определяющие стратегию компании
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курс. Стратегический менеджмент.docx

— 84.25 Кб (Скачать файл)

План:

Введение

1. Сущность стратегического  планирования

2. Планирование, реализация  и оценка стратегического плана 

3. Факторы, определяющие  стратегию компании

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Время, в которое мы живем, - эпоха перемен. Наше общество осуществляет исключительно трудную, во многом противоречивую, но исторически неизбежную и необратимую  перестройку. В социально-политической жизни это переход от тоталитаризма  к демократии, в экономике - от административно-командной  системы к рынку, в жизни отдельного человека - превращение его из “винтика”  самостоятельного субъекта хозяйственной  деятельности. Такие изменения в  обществе, в экономике, во всем нашем  жизненном укладе сложны тем, что  они требуют изменения нас  самих.

Важная часть этого  изменения, как показывает мировой  опыт, - постижение науки и искусства  управления.

Управление рассматривается  как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных  действий. Эти действия, каждое из которых  само по себе является процессом, очень  важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии  взаимосвязанных действий. Процесс  управления является общей суммой всех функций.

Основные компоненты процесса формулирования стратегии как логической деятельности включают в себя выявление  потенциальных возможностей и угроз  во внешней среде компании, а также  оценку рисков и возможных альтернатив. Прежде чем принимать какие-либо решения, следует взвесить все сильные  и слабые стороны фирмы в совокупности с наличными или доступными ресурсами. Необходимо в максимальной степени  объективно оценить способность  компании использовать существующие в  настоящее время возможности  и противостоять рискам. Стратегическую альтернативу, основывающуюся на соответствии между существующими рыночными  возможностями и способностями  фирмы при заданном уровне рисков, мы будем называть экономической  стратегией.

Процесс выбора стратегии  включает в себя и этический аспект, который в некоторых областях производства имеет весьма существенное значение. Как в отношении к  степени вызываемого ими риска  оцениваются те или иные альтернативы, так в отношении к принятым в социуме стандартам поведения  выражаются и этические компоненты, которые неизбежно повлияют на итоговый выбор стратега. В конечном счете, те или иные альтернативы экономического поведения представляются более  или менее привлекательными именно на фоне определенных общественных норм и идеалов.

 

1. Сущность стратегического планирования

Стратегия – это обобщающая модель длительных действий, необходимых  фирме для достижения поставленных целей при имеющихся возможностях. Применительно к экономической  организации стратегия – это  совокупность ее главных целей и  основных способов их достижения. Разрабатывая стратегию действий, фирма определяет общие направления деятельности.

Стратегия понятие многогранное. В качестве его важнейших характеристик  можно привести следующие определения, которые вполне отвечают сущности понятия:

- средство достижения  конечного результата;

- объединение всех частей  организации в единое целое;

- охват всех основных  аспектов деятельности фирмы;

- план действий;

- прикрытие, т.е. рассматривается  как действия, нацеленные на победу  в конкурентной борьбе;

- порядок действий, т.е.  план может быть нереализуем, но порядок действий должен быть обеспечен в любом случае;

- позиция в окружающей  среде, что означает связь со  своим окружением;

- перспектива, т.е. видение  того состояния, к которому  надо стремиться;

- результат анализа сильных  и слабых сторон организации  работы в фирме и определение  возможностей и препятствий ее  развития;

- заранее подготовленная  реакция фирмы на изменения  внешней среды.

Разрабатывая стратегию  развития фирмы, необходимо добиваться, чтобы она отвечала ряду требований:

- содержала ясные цели, достижение которых является  решающим для общего исхода  дела;

- было обозначено скоординированное  руководство;

- поддерживала прогрессивную  инициативу;

- главные усилия должны  быть сконцентрированы в нужное  время и в нужном месте;

- обеспечивала гарантированные  ресурсы;

- предусматривала гибкость  поведения в тактических действиях  для использования минимума ресурсов  при достижении максимума результата.

Стратегические планы  должны быть разработаны таким образом, чтобы они оставались не только целостными в течение длительного времени, но и сохраняли гибкость. Общий  стратегический план следует рассматривать  как программу, направляющую деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, с учетом постоянных корректировок в связи с постоянно  меняющейся деловой и социальной обстановкой.

 Стратегическое планирование  само по себе не гарантирует  успеха, и организация, создающая  стратегические планы, может потерпеть  неудачу из-за ошибок в организации,  мотивации и контроле. Тем не  менее, формальное планирование  может создать ряд существенных  благоприятных факторов для организации  деятельности предприятия. Знание  того, что организация хочет достичь,  помогает уточнить наиболее подходящие  пути действия. Принимая обоснованные  и систематизированные плановые  решения, руководство снижает  риск принятия неправильного  решения из-за ошибочной или  недостоверной информации о возможностях  организации или о внешней  ситуации т.е. планирование помогает создать единство общей цели внутри организации.

 

 

2. Планирование, реализация  и оценка стратегического плана

Функция планирования предполагает решение о том, какими должны быть цели организации и что должны делать члены организации, чтобы  достичь этих целей.

Стратегическое планирование представляет собой набор действий и решений, предпринятых руководством, которые ведут к разработке специфических  стратегий, предназначенных для  того, чтобы помочь организации достичь  своих целей. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Его задача - обеспечить нововведения и изменения в организации в достаточной степени. Точнее говоря, процесс стратегического планирования является тем зонтиком, под которым укрываются все управленческие функции.

Стратегия представляет собой  детальный всесторонний комплексный  план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление  миссии организации и достижение ее целей.

Стратегический план должен разрабатываться скорее с точки  зрения перспективы всей корпорации, а не конкретного индивида. Хотя, на личных предприятиях основатель предприятия  может позволить себе относительную  роскошь сочетать личные планы со стратегией организации. Стратегический план должен обосновываться обширными  исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать  в сегодняшнем мире бизнеса, фирма  должна постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, рынке, конкуренции  и других факторах.

Стратегический план придает  фирме определенность, индивидуальность, что позволяет ей привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для  организации, которая направляет ее сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия  или услуги.

Наконец, стратегические планы  должны быть разработаны так, чтобы  не только оставаться целостными в  течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы  при необходимости можно было осуществить их модификацию и  переориентацию.

Для стратегического планирования характерны следующие положения:

1. Небольшой плановый  отдел (менее 6 человек) корпорации  дополняется планированием на  низших уровнях.

2. Возраст функции планирования  даже в наиболее крупных корпорациях  насчитывается менее десяти лет. 

3. Стратегические планы  разрабатываются на совещаниях  высшего руководства корпорации, проводимых ежегодно.

4. Годовой стратегический  план объединяется с годовым  финансовым планом.

Цели организации. Первым и, может быть, самым существенным решением при планировании будет  выбор целей организации.

Основная общая цель организации - четко выраженная причина ее существования - обозначается как ее миссия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.

Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление  и ориентиры для определения  целей и стратегий на различных  организационных уровнях. Формулировка миссии организации должна содержать  следующее:

1. Какой предпринимательской  деятельностью занимается фирма?

2. Какого типа рабочий  климат существует внутри фирмы?

3. Какого типа людей  привлекает этот климат?

Общефирменные цели формулируются  и устанавливаются на основе общей  миссии организации и определенных ценностей и целей, на которые  ориентируется высшее руководство. Чтобы внести истинный вклад в  успех организации, цели должны обладать рядом характеристик.

1. Во-первых, цели должны  быть конкретными и измеримыми. Выражая свои цели в конкретных  измеримых формах, руководство создает  четкую базу отсчета для последующих  решений и оценки хода работы.

2. Конкретный горизонт  прогнозирования представляет собой  другую характеристику эффективных  целей. Цели обычно устанавливаются  на длительные или краткие  временные промежутки. Долгосрочная  цель имеет горизонт планирования  приблизительно равный пяти годам.  Краткосрочная цель в большинстве  случаев представляет один из  планов организации, который следует  завершить в пределах года. Среднесрочные  цели имеют горизонт планирования  от одного до пяти лет.

3. Цель должна быть  достижимой, - чтобы служить повышению  эффективности организации. 

4. Чтобы быть эффективными, множественные цели организации  должны быть взаимно поддерживающими  - т. е. действия и решения,  необходимые для достижения одной  цели, не должны мешать достижению  других целей.

Цели будут значимой частью процесса стратегического управления только в том случае, если высшее руководство правильно их сформулирует, затем эффективно их институционализирует, стимулирует их осуществление во всей организации. Процесс стратегического управления будет успешным в той степени, в какой высшее руководство участвует в формулировании целей и в какой мере эти цели отражают ценности руководства и реалии фирмы.

Стратегическое планирование приобретает смысл тогда, когда  оно реализуется. После выбора основополагающей общей стратегии ее необходимо реализовать, объединив с другими организационными функциями. Важным механизмом увязки стратегии  является разработка планов и ориентиров: тактики, политики, процедур и правил.

Тактика представляет собой  конкретные краткосрочные стратегии. Политика представляет общие ориентиры  для действий и принятия решений. Процедуры предписывают действия, которые  должны быть предприняты в конкретной ситуации. Правила точно указывают, что следует делать в конкретной ситуации.

Разработка и последующая  реализация стратегического плана  кажется простым процессом. К  сожалению, слишком многие организации  применяют метод “внедрить немедленно”  по отношению к планированию и  катастрофически проваливаются. Непрерывная  оценка стратегического плана имеет  чрезвычайное значение для долгосрочного  успеха плана.

Оценка стратегии проводится путем сравнения результатов  работы с целями. Процесс оценки используется в качестве механизма  обратной связи для корректировки  стратегии. Чтобы быть эффективной, оценка должна проводиться системно и непрерывно. Надлежащим образом  разработанный процесс должен охватывать все уровни - сверху вниз.

 

3. Факторы, определяющие  стратегию компании

Этих факторов очень много. Простая модель первичных факторов, которые должны учитываться и  по существу определять стратегию. Взаимодействие этих факторов обычно комплексное и  имеет специфические отличия  для отрасли и компании.

Как правило, стратегия не обеспечивает успеха, если не проведена  граница между внутренней и внешней  ситуацией, не обеспечено приобретение существенных конкурентных преимуществ  и не улучшена деятельность компании.

Информация о работе Сущность стратегического планирования