Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2014 в 22:42, реферат
Государство представляет собой политическую организацию людей, живущих на определенной экономической территории, административно управляемой правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. В практической деятельности государство реализует политику, которая выражает интересы господствующей социальной группы (слоя, корпорации) или является компромиссом между интересами групп, если таких групп несколько.
1. Введение ………………………………………………………………..3
2. Сущность стратегии и экономической политики государства ………5
3. Классификация стратегий государства ………………………………..9
4. Заключение …………………………………………………………….13
5. Литература ………………
Содержание
1. Введение ………………………………………………………
2. Сущность стратегии и экономической политики государства ………5
3. Классификация стратегий государства ………………………………..9
4. Заключение …………………………………………………
5. Литература …………………………………………………
Введение
Государство представляет собой политическую организацию людей, живущих на определенной экономической территории, административно управляемой правительством данной страны, в пределах которой лица, товары и деньги могут свободно перемещаться. В практической деятельности государство реализует политику, которая выражает интересы господствующей социальной группы (слоя, корпорации) или является компромиссом между интересами групп, если таких групп несколько.
Политическая стратегия государства определяет направленность изменений баланса сил социальных слоев на определенном этапе исторического развития. Исходя из стратегических задач, государство поддерживает общественный порядок, регламентирует деятельность граждан и создает условия для развития личной инициативы, охраняет безопасность, законную свободу и собственность каждого, способствует развитию тех или иных нравственных ориентиров в обществе.
Если стратегия государства усиливает его позиции в мировом сообществе, то ее можно считать национальной, в противном случае - антинациональной.
Экономическая стратегия государства определяет трансформацию приоритетов и инструментов государственного вмешательства в экономику для реализации его политической стратегии. Она характеризует направленность действий государства и принципы их реализации в самом общем виде для долгосрочного периода.
Экономическая политика конкретизирует принципы государственного вмешательства в экономику для реализации его стратегических задач в текущем периоде в разрезе следующих взаимосвязанных направлений деятельности государства:
Данный перечень направлений экономической политики государства изменяется в зависимости от исторического этапа развития. К ним можно добавить отраслевую политику в разрезе отраслей материального производства и непроизводственной сферы (например, промышленная политика или политика в области здравоохранения), политику в области приватизации или реприватизации собственности, налоговую политику и т.д. Однако все эти направления детализируют указанные выше направления экономической политики.
Из перечня направлений экономической политики видно, что предметом изучения курса «Стратегия и экономическая политика государства» является систематизация знаний в области мер государственного воздействия на экономику для выявления закономерностей выбора государством стратегических приоритетов и инструментов их реализации в конкретно-исторических условиях.
Любая деятельность предполагает наличие плана или четко определенной последовательности действий во времени и в пространстве для достижения поставленных целей. В экономической деятельности план приобретает форму баланса, увязывающего производство (ресурсы) и распределение (использование) благ и доходов, и является важнейшим инструментом реализации стратегии государства. Бюджет государства, увязывающий его расходы с доходами, уже есть план. Такое планирование было известно еще древним государствам.
Сущность стратегии
и экономической политики
Цивилизованные страны все большее внимание стали уделять социальной политике - проблемам деятельности рабочих союзов, картелей (трестов) и их взаимоотношениям, уровню жизни граждан и сглаживанию социального неравенства. Важнейшим приобретением науки экономической политики становится постепенное распространение в обществе знаний об относительности пользы применения той или иной ее системы, определяемой стратегическими национальными интересами. «Идеалом экономической политики является такое решение экономических вопросов, при котором на первом месте стоят прочные и существенные интересы нации». Упрямое следование государств рекомендациям некой доктрины в интересах эгоистически пользующихся своей силой групп ведет его к тяжелым потрясениям.
Отечественная экономическая мысль сформулировала такие важнейшие руководящие принципы экономической политики, как принцип эффективности производства и принцип справедливости распределения благ и доходов.
Принцип эффективности производства выражается в снабжении граждан государства наибольшим количеством продуктов при заданном объеме затрат или, что то же самое - в выпуске заданного количества продуктов при наименьшем объеме затрат.
Конечный продукт для граждан государства или конечный продукт непроизводственного назначения, складывается из продукта для:
потребительского рынка;
развития социальной инфраструктуры (науки, культуры, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания, пассажирского транспорта и связи) и поддержания экологического равновесия;
содержания институциональной инфраструктуры (органов государственной власти и управления, денежно-кредитной и финансовой систем) и поддержания общественного порядка;
целей обороны;
резервов на случай стихийных обстоятельств;
внешнеэкономической деятельности.
Распределение национальных ресурсов по каждому непроизводственному направлению конечного продукта осуществляется исходя из государственных приоритетов.
Структуру конечного продукта по каждому непроизводственному направлению определяют эксперты. На потребительском рынке экспертами является все население, «голосующее» за предложенный продукт в рамках своих денежных доходов. Итоги «голосования» выражаются в ценах равновесия, информация по которым используется производителями для оптимизации структуры предложения в целях повышения уровня благосостояния граждан. Однако и здесь государство влияет на определение структуры продукта, чтобы ограничить спрос на него (например, акцизы на продажу водки, табака и т.д.) и производство некоторых продуктов.
В соответствии с принципом эффективности производства желательно использовать национальные ресурсы таким образом, чтобы получить быстрый рост конечного продукта непроизводственного назначения в оптимальной структуре, заказанной потребителями. Однако при этом можно нарушить справедливость распределения доходов и стабильность развития экономики.
Принцип справедливости распределения доходов выражается в стремлении сгладить неравенство доходов граждан страны и в увеличении доходов каждого по его вкладу в рост эффективности производства.
На первый взгляд, стремление сгладить неравенство доходов граждан является утопичным. Однако страна, в которой быстро увеличиваются темпы экономического роста, но при этом одновременно увеличивается неравенство доходов, неизбежно идет навстречу своей гибели. Усиление социального неравенства внутри государства, способствуя росту криминализации государства, означает угрозу его внутренней безопасности. Поэтому, по мнению известного французского экономиста Л. Столерю, координация роста доходов различных граждан в зависимости от их вклада в рост эффективности производства, и сглаживание неравенства их доходов становится даже не составной частью экономической политики государства, а ее основой.
Обычно в современной экономической литературе к руководящим принципам экономической политики, помимо эффективности и приемлемого неравенства в распределении доходов, относят еще и стабильность, понимая под нею низкие темпы инфляции, безработицы и экономического роста.
Действительно, стабильность может быть нарушена, если после быстрых темпов экономического роста («перегрева») начнется резкое их замедление с последующим кризисом перепроизводства. Для гарантии стабильности нужен не быстрый, а устойчивый экономический рост, что, в свою очередь, предполагает как развитие отраслей, определяющих технический прогресс, так и отраслей, обеспечивающих сбалансированное развитие экономики и достижение полной занятости, исходя из динамики структуры конечного продукта. Понятно, что при таком ходе событий будет обеспечиваться и стабильность национальной валюты.
Степень ориентации
деятельности государства на
реализацию руководящих
Несоответствие экономической стратегии принципам эффективности производства и справедливости распределения благ, как и потеря доверия к ней внутри или вне государства, служит серьезным сигналом для властных структур об угрозе безопасности государству. Введение понятия экономической безопасности государства означает признание примата экономики над политикой в обеспечении внутренней и внешней безопасности государства и, следовательно, необходимость самого серьезного его внимания к проблеме эффективного использования национальных ресурсов и справедливого распределения доходов.
Классификация стратегий государства
Корпоративная стратегия реализуется в эгоистических интересах властвующего социального слоя (корпорации) за счёт снижения уровня жизни граждан.
Социально эффективная стратегия обеспечивает устойчивый рост конечного продукта в оптимальной структуре для граждан, достижение полной занятости, отсутствие инфляции и справедливое распределение доходов.
Либеральная стратегия означает, что экономика государства становится все более открытой для свободного движения товаров и капиталов.
Регулируемая стратегия проявляется в установлении государством контроля над движением товаров и капиталов.
Мобилизационная стратегия требуется для выживания государства, когда оно усиливает прямое вмешательство в производство и внешнеэкономические связи.
Корпоративная стратегия - это общий план управления компанией (фирмой), который направлен на нахождение способов и методов утверждения диверсифицированной компанией своих деловых принципов в различных отраслях, а также действий и подходов, способствующих улучшению деятельности групп предприятий, в которые диверсифицировалась компания.
Разработка корпоративной стратегии определяется следующими действиями:
Корпоративная стратегия создается руководителями высшего звена - топ-менеджерами. При этом они несут основную ответственность за анализ сообщений и рекомендаций, поступающих от руководителей более низкого звена менеджмента. Руководители ключевых производств также могут принимать участие в разработке стратегии компании, особенно если это касается возглавляемого ими производства.
Социальная стратегия - это, прежде всего согласование интересов и объединение различных финансовых ресурсов для решения общих социальных проблем. Бизнес несет ответственность за социальные условия и содержание труда. Граждане, обладающие самостоятельными источниками финансирования своих потребностей, должны за счет собственных доходов оплачивать практически все социальные расходы. Федеральные бюджетные ресурсы должны сосредоточиваться на оказании социальной помощи и предоставлении минимально необходимого набора услуг только той части населения, которая без помощи государства не может избежать крайней степени нуждаемости и лишилась бы доступа к основным социальным услугам. Региональные и местные бюджеты должны сосредоточиваться на объектах социальной инфраструктуры, определяющих привлекательность территории (комфортность и безопасность) для экономически активного населения и снижающих социальные издержки бизнеса.