Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 14:00, контрольная работа
В организационных структурах управления процессы принятия решений реализуются постоянно. Управленческие решения принимаются в ситуациях:
• возникновения новых условий, обстоятельств, нарушающих нормальный режим функционирования организации с целью возврата ее на оптимальный уровень;
• необходимости сохранения неизменными созданные условия, если режим функционирования организации оптимален;
В организационных структурах управления процессы принятия решений реализуются постоянно. Управленческие решения принимаются в ситуациях:
• возникновения новых условий, обстоятельств, нарушающих нормальный режим функционирования организации с целью возврата ее на оптимальный уровень;
• необходимости сохранения неизменными созданные условия, если режим функционирования организации оптимален;
• необходимости перевода организации на новый режим функционирования, обусловленный новыми целями.
Принятие управленческого
– на восстановление контроля за ходом событий;
– корректировку нормативов оценки деловой информации в соответствии с обстановкой;
– использование открывшихся возможностей
Управленческие решения
Управленческое решение – творческое, волевое действие субъекта менеджмента на основе знания объективных законов функционирования управляемой подсистемы, анализа информации о ее состоянии, состоящее в выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению проблемы.
Для управленческого решения
• целенаправленность;
• волевой характер;
• директивность;
• конкретность.
Проблема – ситуация, характеризующаяся
таким различием между желаемым
и существующим состоянием управляемой
подсистемы, которое препятствует ее
развитию и нормальному
Констатация возникновения проблемы и ее описание заключаются в следующем:
• конкретизация содержания проблемы;
• локализация места
• определение момента
• установление тенденций развития проблемы от момента возникновения до констатации;
• определение необходимости
Основные способы
1. выявление изменений в объекте
управления и внешней среде,
предшествующих возникновения
2. выявление объектов, аналогичных рассматриваемому, где подобная проблема не возникла, и установление различий в объектах;
3. построение причинно-
4. составление карты мнений.
Проблемы могут быть вызваны следующими факторами:
1. неверные принципы, на которых
базируется деятельность
2. завышенные или заниженные критерии;
3. ошибки, допущенные при осуществлении текущей деятельности;
4. непредвиденные обстоятельства.
Основные условия обеспечения высокого качества и эффективности управленческого решения:
– применение к разработке управленческого решения научных подходов менеджмента;
– изучение влияния экономических законов на эффективность управленческого решения;
– снабжение лица, принимающего решение, качественной информацией;
– применение методов функционально-стоимостного анализа, прогнозирования, моделирования и экономического обоснования каждого решения;
– структуризация проблемы и построение дерева целей;
– обеспечение сопоставимости вариантов решений;
– обеспечение многовариантности решений;
– правовая обоснованность принимаемого решения;
– автоматизация процесса сбора и обработки информации, процесса разработки и реализации решений;
– разработка и функционирование системы ответственности и мотивации качественного и эффективного решения;
– наличие механизма реализации решения.
Теория и практика управления по результатам (Management By Objectives) возникли около пятидесяти лет назад как ответ бизнеса на те управленческие проблемы, с которыми после второй мировой войны столкнулись практически все страны с развитой рыночной экономикой. Основная задача, которую должна была решить система Management By Objectives - повышение маневренности бизнес-организации.
Русский перевод термина Management By Objectives как «управление по результатам» точно передает основной смысл этой системы управления: речь идет об управлении движением (компании в целом, подразделения или отдельного сотрудника) к тем бизнес-результатам, которые на данном этапе развития компании имеют для нее первостепенное значение.
Управление является
взаимодействием между
Управление по результатам - это совокупная система управления, мышления и развития, с помощью которой достигаются цели, определенные и согласованные всеми членами организации. При этом эффективно используются особенности хозяйственной ситуации, творческие способности людей, а также стили и техника управления. Управление по результатам в каждой организации уникально, потому что состоит в разъяснении каждому работнику смысла его труда, в создании условий для свободного развития физических и умственных способностей человека для достижения совместно согласованных результатов и улучшения уровня жизни. Труд в системе управления по результатам не имеет принудительного характера, т.е. его содержание, последовательность, место и время выполнения обусловливаются только результатами, в определении которых участвует и руководство, и персонал.
Исходя из этого, можно дать следующую схему управления:
1) управление
деятельностью, которое
2) управление
персоналом, к которому относятся
обеспечение сотрудничества
3) управление
важнейшими связями
4) постоянное
совершенствование управления
Помимо основных принципов построения систем управления, для системы МВО характерны следующие принципы.
Принцип участия. В процессе разработки целей принимают участие все сотрудники, это повышает причастность каждого к организации, повышается информированность, а, следовательно, и осознанность деятельности, что существенно влияет на мотивированность персонала.
Принцип холизма.
Этот принцип состоит из двух частей:
принципа координации и принципа
интеграции. Организации разделены
на уровни, каждый уровень - на единицы,
различающиеся по функциям, полномочиях
и ответственности. Координация
охватывает взаимодействие единиц одного
уровня по горизонтали, интеграция - между
единицами разных уровней по вертикали.
Сочетание принципов
Суть концепции
МВО состоит в том, что управление
организацией строится на системе взаимосвязанных
и взаимозависимых целей. Данная
концепция имеет несколько
Цели разрабатываются не только для организации, но и для каждого ее сотрудника. Причем цели сотрудников должны напрямую вытекать из целей организации. Очень важно строить процесс разработки целей сверху вниз и от общего к частному. Общие цели организации распадаются на множество целей более локального характера. Каждый следующий уровень в иерархии организации опирается при разработке своих целей на цели своего руководителя. Таким образом, ни одна из целей организации не остается не переведенной на уровень конкретных действий конкретных исполнителей. В системе МВО цели не просто "спускаются сверху", они действительно разрабатываются начальником и подчиненным совместно. В ходе обсуждений целей каждого сотрудника и руководитель, и подчиненный начинают лучше понимать, что именно необходимо делать и каким образом. Выбираются наиболее приемлемые и реализуемые способы выполнения поставленных задач, уже на этапе обсуждений выявляются возможные сложности и прорабатываются способы их преодоления. Персональные цели каждого согласуются между собой на горизонтальном уровне. Задача согласования целей одного уровня иерархии - это задача того руководителя, которому подчиняется этот уровень. Руководитель, после разработки персональных целей своих подчиненных, обязан проверить, все ли его цели учтены в целях его подчиненных, не осталось ли какой-либо цели, которая не нашла отражение в целях подчиненных. Также важно, чтобы усилия по достижению целей подчиненными были распределены пропорционально значимости и приоритетности целей руководителя. Цели каждого уровня согласуются между собой на непротиворечивость. Очень часто цели разрабатываются, но не согласуются между собой и в итоге достижение одной цели может вести к невозможности достигнуть другую цель. Цели представляют собой и критерии оценки каждого сотрудника и заложены в систему мотивации. Оценка осуществляется по истечении планового периода. Критерии оценки заложены в систему мотивации персонала и достижение/недостижение целей напрямую влияет на материальное и нематериальное вознаграждение каждого сотрудника.
Налаживается диалог начальник – подчиненный. В ходе обсуждения целей, разработки планов и оценки результатов и начальник, и подчиненный имеют возможность прояснить все неясности, и сформулировать единый подход к деятельности. В МВО обсуждения поставлены на регулярную основу. Они обязательны, они входят в регламент, и поэтому не требуется специальных усилий по организации процесса диалога "начальник - подчиненный".
Процесс МВО состоит из 4 этапов.
1 этап МВО - Выработка целей. Этап выработки целей наиболее сложный и трудоемкий во всей системе МВО. Цели вырабатываются по принципу: цели организации - цели руководителя - цели исполнителя. В процессе выработки целей обязательно формулируются критерии оценки результатов. Также важно четко обозначить период поставки целей.
2 этап МВО - Разработка планов. Планы отличаются от целей степенью детализации. При планировании детально прорабатываются способы достижения поставленных целей. Именно перевод целей в планы в конце концов обеспечивают их достижение. Планирование осуществляется обычно на год, на полугодие или квартал и на месяц.
3 этап МВО - контроль, измерение и оценка результатов. Контроль в системе МВО аналогичен контролю в любой другой системе управления, но очень важно, установить периодичность контроля и предусмотреть не только контроль по итогам выполнения мероприятия, но и промежуточный контроль..
4 этап МВО - Корректирующие меры. Этот этап является единственным необязательным этапом системы и появляется в том случае, если поставленные цели не были достигнуты. В таком случае задача руководителя - совместно с исполнителем разобраться в причинах.
Система МВО значительно повышает эффективность работы организации. Простроенность и согласованность целей ведет к более осознанному ведению бизнеса, результаты достигаются быстрее и легче. Процесс разработки планов не вызывает трудностей, постоянно растет квалификация менеджеров в области планирования и управления персоналом. Всегда понятно, хорошо или плохо сработала как вся компания в целом, так и каждое подразделение и каждый сотрудник. Персонал осознает свою роль в достижении целей компании, понимает, что от него хотят и как будет оценен труд. Система мотивация (как материальной, так и нематериальной) жестко привязана к результатам труда и к достижению поставленных целей. Общение начальник - подчиненный регулярно, при этом обе стороны заинтересованы в диалоге. Если сотрудник "не тянет" возложенные на него задания, он быстро сам понимает это, и в случае, когда он не может все-таки достигать необходимых результатов, процесс расставания с ним проходит менее болезненно для обеих сторон. Система управления по целям МВО позволяет объединить цели сотрудников и цели компании, улучшить качество планирования работы и контроля. Мотивация сотрудников повышается благодаря тому, что еще до начала работы определены параметры оценки эффективности, сотрудники сами принимают участие в постановке целей и ключевых показателей эффективности для себя и могут быть уверены в объективности результатов. Производительность труда растет за счет четких ориентиров у каждого сотрудника организации, так же растет и мотивированность персонала, за счет его участия в постановке личных задач. Система управления по целям является гибкой и быстро настраиваемой системой мотивации, которую возможно развивать одновременно с развитием компании. Она также может содержать элементы мотивации сотрудников на достижение определенного профессионального уровня, приобретение новых навыков и знаний, быть связана с системой оценки по компетенциям и с оценкой эффективности сотрудников подразделениями компании, являющимися их внутренними клиентами.