Сущность, значение и порядок функционирования финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 21:46, контрольная работа

Описание работы

Финансовый менеджмент — это наука о том, как лучше использовать собственный и заемный капитал фирмы, как получить наибольшую прибыль при наименьшем риске, быстрее прирастить капитал, сделать предприятие финансово привлекательным, устойчивым, платежеспособным, высоколиквидным.
Финансовый менеджмент является одной из важнейших составляющих в управленческой структуре любого предприятия. Непосредственно от того, насколько грамотно происходит управления финансами, зависит рентабельность предприятия.

Файлы: 1 файл

Сущность.docx

— 41.38 Кб (Скачать файл)
  1. Сущность, значение и порядок функционирования финансового менеджмента.

Финансовый менеджмент — это наука о том, как лучше использовать собственный и заемный капитал фирмы, как получить наибольшую прибыль при наименьшем риске, быстрее прирастить капитал, сделать предприятие финансово привлекательным, устойчивым, платежеспособным, высоколиквидным.

Финансовый менеджмент является одной из важнейших составляющих в управленческой структуре любого предприятия. Непосредственно от того, насколько грамотно происходит управления финансами, зависит рентабельность предприятия. 

Главное требование, предъявляемое предпринимателем к финансовому менеджеру, – это выработка базовой финансовой концепции. Она заключается в определении стратегии финансового развития, обеспечивающей достижение поставленных целей, эффективное управление денежным оборотом предприятия, формирование фондов денежных средств в заданных пропорциях, использование финансовых ресурсов по целевому назначению.  

Финансовый менеджмент как система и область практического управления предприятием должен быть основан на ряде принципов. 
   1. Ориентированность на стратегические цели развития предприятия. Соблюдая данный принцип, финансовый менеджер должен знать, что какими бы высокоэффективными с экономической точки зрения ни казались проекты управленческих решений в области финансового менеджмента в текущем периоде, они обязательно должны быть отклонены, если вступают в противоречие с миссией предприятия, стратегическими направлениями его развития, разрушают экономическую базу формирования собственных финансовых ресурсов за счет внутренних источников в предстоящем периоде. 
   2. Интегрированность с общей системой управления предприятием. Финансовый менеджмент охватывает вопросы всех уровней управления. Он непосредственно связан с операционным, инновационным, стратегическим, инвестиционным, антикризисным менеджментами, менеджментом персонала и некоторыми другими видами функционального менеджмента. 
   3. Выделение в финансовом управлении финансовых и инвестиционных решений. Финансовая деятельность предприятия должна быть обязательно разделена на непосредственно финансовую и инвестиционную (этого требует практика управления). При этом инвестиционные решения отвечают на вопрос, куда и сколько нужно вложить денег. 
   4. Построение и соблюдение финансовой структуры предприятия. Предприятие можно рассматривать под различными углами зрения. В его деятельности можно выделить структуры различного характера и предназначения. Финансовую структуру предприятия формирует его основная деятельность. В связи с этим необходимо помнить, что финансы предприятия и его производственно-хозяйственная деятельность тесно связаны между собой. 
   5. Раздельное управление денежным потоком и прибылью. В хозяйственной деятельности такие понятия, как «затраты» и «отчисления», «доходы» и поступления», взаимосвязаны, но не напрямую. Доказано, что прибыль не равна денежному потоку, а денежный поток – это движение средств в реальном режиме времени. 
   6. Гармоничное сочетание доходности предприятия и повышения ликвидности. Доходность и ликвидность – взаимосвязанные понятия. При этом связь между ними обратно пропорциональна. Одно и то же предприятие может быть доходным и неликвидным одновременно. 
   7. Комплексный характер формирования управленческих решений. Вся деятельность предприятия – результат принятия различных по характеру и целям, но взаимосвязанных по содержанию решения в области формирования, распределения и использования финансовых ресурсов и организации денежного оборота предприятия тесным образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на результаты его финансовой деятельности. 
   8. Высокий динамизм управления. Управление, в том числе финансовое, должно быть адекватным и оперативным. Внешняя среда предприятия постоянно изменяется, поэтому управленческие решения необходимо принимать в короткие сроки по мере изменения ситуации во внешней и внутренней средах.

Функции финансового менеджмента определяют формирование структуры управляющей системы. Различают два основных типа функций финансового менеджмента. 
   1. Функции объекта управления – организация денежного оборота, снабжение финансовыми средствами и инвестиционными инструментами (ценностями), снабжение основными и оборотными фондами (т. е. оборудованием, сырьем, материально-техническим обеспечением), организация финансовой работы и т. д. 
   2. Функции субъекта управления – общий вид деятельности, выражающий направление осуществления воздействия на отношение людей в хозяйственном процессе и в финансовой работе. Эти функции, т. е. конкретный вид управленческой деятельности, последовательно складываются из сбора, систематизации, передачи, хранения информации, выработки и принятия решения, преобразования его в команду. 
   Кроме того, выделяют следующие функции. 
   1. Планирование играет существенную роль. Ведь чтобы дать команду, надо составить задание, программу действия, для чего разрабатываются планы финансовых мероприятий, получения доходов, эффективного использования финансовых ресурсов. Функция управления – финансовое планирование – охватывает весь комплекс мероприятий как по выработке плановых заданий, так и по воплощению их в жизнь. 
   2. Прогнозирование (от греч. prognosis – предвидение) в финансовом менеджменте – разработка на длительную перспективу изменений финансового состояния объекта в целом и его различных частей. Прогнозирование в отличие от планирования не ставит задачу непосредственно осуществить на практике разработанные прогнозы. Эти прогнозы представляют собой предвидение соответствующих изменений. 
   3. Функция организации в финансовом менеджменте сводится к объединению людей, совместно реализующих финансовую программу на базе каких-то правил и процедур. К последним относятся создание органов управления, построение структуры аппарата управления, установление взаимосвязи между управленческими подразделениями, разработка норм, нормативов, методик и т. п. 
   4. Регулирование (от лат. regulate – подчинение определенному порядку, правилу)в финансовом менеджменте – воздействие на объект управления, посредством которого достигается состояние устойчивости финансовой системы в случае возникновения отклонения от заданных параметров. 
   5. Координация (лат. со – вместе, ordinatio – расположение в порядке) в финансовом менеджменте – согласованность работ всех звеньев системы управления, аппарата управления и специалистов. Координация обеспечивает единство отношений объекта управления, субъекта управления, аппарата управления и отдельного работника. 
   6. Стимулирование в финансовом менеджменте выражается в побуждении работников финансовой службы к заинтересованности в результатах своего труда. Посредством стимулирования осуществляется управление распределением материальных и духовных ценностей в зависимости от количества и качества затраченного труда. 
   7. Контроль в финансовом менеджменте сводится к проверке организации финансовой работы, выполнения финансовых планов и т. п. Посредством контроля собирается информация об использовании финансовых средств и о финансовом состоянии объекта, вскрываются дополнительные резервы и возможности, вносятся изменения в финансовые программы, в организацию финансового менеджмента.

 

  1. Особенности финансов внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов в Республике Беларусь, анализ деятельности.

 

Высшие органы управления внешнеэкономической деятельностью: Президент Республики Беларусь, парламент, Совет Министров.

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) – сложное и многогранное явление. Ее правовое регулирование осуществляется государствами коллективно (посредством разработки и применения международно-правовых норм) и индивидуально (через нормы национального законодательства), а юридическими и физическими лицами разных государств – путем заключения внешнеэкономических договоров. Республика Беларусь активно содействует  интеграции в мировое сообщество, добивается активизации своей внешнеэкономической деятельности, повышения эффективности. Развивается международная договорная практика республики во внешнеэкономической сфере, совершенствуется ее законодательство по вопросам ВЭД.

В соответствии с Законом об основах внешнеэкономической деятельности в РБ внешнеэкономическая деятельность предприятий (субъектов хозяйствования и иных хозяйственных структур) является важным фактором экономического роста, модернизации и интенсификации использования производственного потенциала республики.

Особенности организации внешнеэкономической деятельности предприятий и иных хозяйственных структур основаны на развитии этих связей с учетом анализа экономических отношений и сложившихся исторических условий, а также возникновения новых более эффективных методов и форм межгосударственного экономического сотрудничества.

Необходимость динамичного развития внешнеэкономического сотрудничества, возрастание его масштабов предъявляют высокие требования к оптимизации системы валютно-кредитного обслуживания внешнеэкономической деятельности предприятий.

Механизм валютно-кредитного обслуживания внешнеэкономических связей предприятий подвергается воздействию двух факторов. С одной стороны, этот механизм находится в соответствии с структурой внешнеэкономических связей Республики Беларусь, смысл его сводится к передаче права самостоятельного выхода на внешнеэкономические рынки всем предприятиям, объединениям, производственным кооперативам и иным организациям, продукция которых обладает конкурентоспособностью на мировом рынке. С другой стороны, создание механизма обеспечения внешнеэкономических связей предприятий во многом предопределялось сложившейся системой международных расчетных и кредитных отношений Республики Беларусь.

С появлением системы хозяйственных связей предприятий возникла необходимость включения в экономическую самостоятельность предприятия и его экспортно-импортной независимости. Предоставление предприятию права самостоятельного выхода на внешний рынок, его внешнеторговая и валютная самостоятельность создают условия для повышения эффективности и конкурентоспособности экспорта и рационализации системы импорта. Теперь предприятия могут совершать экспортно-импортные операции за счет собственных и заемных (кредитных) валютных средств.

Внешнеэкономическая деятельность предприятий представляет собой органичную часть межгосударственных экономических отношений, которые складываются и развиваются на основе международного разделения труда и проявляются в различных формах межхозяйственных связей с зарубежными странами

В настоящее время на территории Республики Беларусь сложились следующие формы внешнеэкономического сотрудничества: производственные кооперации (обмен потребительскими товарами, машинами и оборудованием, научно-техническими знаниями, услугами по экономическому сотрудничеству и др.), совместные предприятия и другие организационные формы.

Таким образом, внешнеэкономическая деятельность предприятий охватывает широкий комплекс хозяйственных, производственных, кредитных, валютно-финансовых и правовых взаимоотношений.

Финансы внешнеэкономической деятельности представляют собой экономическую категорию и используются для интеграции Беларуси в мировую экономику. Известно, что финансовый механизм, складывающийся в сфере международных экономических отношений, выступает как средство реализации финансовой политики государства в области международного сотрудничества Беларуси. Поэтому финансы в масштабе внешнеэкономической деятельности оказывают определенное влияние на экономические интересы участников межгосударственных связей и выступают как стимул развития международной экономической интеграции. 
Роль финансов в развитии межгосударственных связей проявляется в следующих направлениях: 
            ■ определение источников и мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для финансирования различных направлений международного сотрудничества; 
            ■ регулирование межгосударственных интеграционных процессов; 
            ■ стимулирование развития каждого вида межгосударственных отношений и непосредственных участников 
этих отношений.

Финансы внешнеэкономической деятельности оказывают влияние прежде всего на экспортно-импортные операции. С их помощью стимулируется выпуск конкурентоспособной продукции, пользующейся спросом на мировом рынке. С помощью финансов происходит формирование доли национального дохода, реализуемого в результате внешнеэкономической деятельности.

Важным направлением воздействия финансов на развитие межгосударственных отношений является мобилизация ресурсов иностранных инвесторов. Иностранные инвестиции осуществляются в виде привлечения средств иностранных государственных инвесторов, иностранных юридических лиц, международных отраслевых компаний.

С их помощью происходит развитие экономики Беларуси и создание условий для интеграции в мировую экономику. 
Финансы внешнеэкономической деятельности обладают специфическими чертами. Они воплощаются в ресурсах, формирующихся не только в белорусской национальной валюте, но и в иностранной валюте.

Объектом финансов внешнеэкономической деятельности предприятий являются экономические отношения, возникающие в процессе формирования и использования прибыли и фондов в национальной и иностранной валютах.

Субъектом же выступает зарубежный партнер в лице иностранного государства, международной организации, юридического лица и т. д. Финансовые отношения выходят за границы национальных экономик и опосредуют межгосударственный интеграционный процесс, содействуя его развитию и углублению.

Финансовый анализ ВЭД - совокупность аналитических процедур, которые базируются на общедоступной информации финансового характера, в том числе и зарубежных партнеров Эти процедуры предназначены для оценки состояния и эффективности исп использования экономического потенциала предприятия Финансовый анализ ВЭД - это процесс, который представляет собой идентификацию, систематизацию и аналитическую обработку доступной информации финансового характера В финансовой практике внешнеэкономической деятельности под идентификацией понимают определение соответствия данных отчетности иностранных предприятий отечественной системы показателей.

Основным источником информации для анализа финансового состояния служит бухгалтерский баланс предприятия. Все имущество, которое принадлежит предприятию и которое отражено в его балансе, называется его активами. 

Анализ состава и структуры имущества дает возможность установить размер абсолютного и относительного прироста или уменьшения всего имущества предприятия и отдельных его видов. Прирост (уменьшение) актива свидетельствует о расширении (сужении) деятельности предприятия.

Показатели структурной динамики отражают долю участия каждого вида имущества в общей изменении совокупных активов. Их анализ позволяет сделать вывод о том, в какие активы вложены вновь привлеченные финансовые ресурсы или какие активы уменьшились за счет оттока финансовых ресурсов.

Итак, в активе баланса отражаются, с одной стороны, производственный потенциал, обеспечивающий возможный для осуществления основной (операционной) деятельности предприятия, а с другой - активы, которые создают условия для осуществления инвестиционной и финансовой деятельности. Эти виды деятельности тесно взаимосвязаны. Поэтому после общей оценки динамики объема и структуры имущества необходимо детально оценить состояние, движение и причины изменения каждого вида имущества предприятия.

Информация о работе Сущность, значение и порядок функционирования финансового менеджмента