Тактическое планирование, его отличие от стратегического

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 09:40, контрольная работа

Описание работы

Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого. Для точного планирования необходимо получить как можно больше достоверной информации о рынке и о деятельности предприятия. Она обеспечивается бухгалтерским учетом и обширной статистической базой. Однако предприятия — это всего лишь небольшая часть рынка и экономики страны. Следует понимать, что невозможно получить абсолютно все важные данные о рынке в целом и особенно те, что касаются деятельности конкурентов.
Таким образом, любое планирование базируется на не¬полных данных.
Различают перспективное, стратегическое и текущее планирование.

Файлы: 1 файл

МЕНЕДЖМЕН6.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

менеджмент

4.2. Планирование

Мудрость — это способность предвидеть последствия совершаемых действий, готовность пожертвовать сиюминутной выгодой ради больших благ в будущем. Планирование — это оружие мудрых, но планирование — один из самых сложных видов работы, доступных человеку.

Р. Акофф

У 4.2.1. СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Г4-   *

Опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем организации, свою деятельность не планирующие. В организации, использующей планирование, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширение сферы деятельности, повышение степени удовлетворенности работой специалистов и рабочих.

Большинство крупных российских предприятий имеют длительный опыт социалистического планирования. Практика этого планирования имела негативные последствия, связанные прежде всего с ограничением свободы планирования и свободы действий. Российские экономические реформы открыли путь к экономической свободе предприятий. В результате, почувствовав воздух свободы, многие частично или даже полностью попытались освободиться от «оков> планирования. Однако импровизация деятельности не привела к оптимальным результатам. Образовавшись, многие предприятия мелкого бизнеса не совершили ни одной хозяйственной операции. Сегодня примерно одна треть зарегистрированных малых и средних предприятий экономически не функционирует. Если говорить о крупных предприятиях, то огромное их количество находится в состоянии неплатежеспособности. Причин такого состояния много, но среди них — и отсутствие квалифицированного планирования.

112 

основные функции менеджмента

Но все же увеличивающаяся конкуренция, появление новых рынков, в том числе финансовых, меры по финансовой стабилизации, проводимые в нашей стране, ведут к тому, что предприятия вынуждены разрабатывать конкурентные стратегии и планы.

Что же такое планирование?

Планирование,— один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. Планирование служит для подготовки принятия решений.

Планированию можно дать следующее определение.

Планирование — это систематическая подготовка принятия решений о целях, средствах и действиях путем целенаправленной сравнительной оценки различных альтернативных действий в ожидаемых условиях.

Противоположностью планирования является импровизация.

Планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого. Для точного планирования необходимо получить как можно больше достоверной информации о рынке и о деятельности предприятия. Она обеспечивается бухгалтерским учетом и обширной статистической базой. Однако предприятия — это всего лишь небольшая часть рынка и экономики страны. Следует понимать, что невозможно получить абсолютно все важные данные о рынке в целом и особенно те, что касаются деятельности конкурентов.

Таким образом, любое планирование базируется на неполных данных.

Различают перспективное, стратегическое и текущее планирование.

Краткосрочное планирование активно использовалось фирмами достаточно давно. Однако бурный рост экономики, возрастание конкуренции, динамизация внешней сре-

113

 

менеджмент

ды обусловили переход к долгосрочному планированию. В 50-х годах оно впервые стало применяться на крупных и средних фирмах.

Процесс планирования включает в себя четыре этапа:

  • выработку общих целей предприятия;
  • детализацию и конкретизацию целей;
  • определение путей, экономических и иных средств 
    достижения этих целей;

• контроль за достижением целей. 
Эффективность планирования во многом определяется

тем, насколько соблюдены следующие его принципы.

Принцип единства. Поскольку организация — это целостная система, то все составные части системы должны развиваться в едином направлении. Поэтому плановая деятельность любого звена организации должна быть связана с плановой деятельностью всей организации. Любые изменения в планах одного подразделения должны быть соответствующим образом отражены в планах других подразделений. Все планы, разрабатываемые в организации, — не просто набор документов, а их взаимосвязанная система.

Принцип участия означает, что процесс планирования должен привлекать к себе тех, кого он непосредственно затрагивает. Участники плановой деятельности приобретают более глубокие познания различных сторон жизни компании; у них появляются новые мотивы к эффективному труду, когда планы компании становятся их личными планами. Планирование, основанное на принципе участия, как бы объединяет оперативное руководство с планированием. Планы перестают быть чем-то внешним для менеджеров, которые сами привлекаются к их составлению.

Принцип непрерывности означает, что процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно. Это продиктовано такими объективными обстоятельствами, как неопределенность внешней среды и частые ее

114 

основные функции менеджмента

изменения, ввиду чего фирма корректирует оценку внешних условий и уточняет планы. Следует учитывать и постоянные изменения представлений фирмы о своих внутренних возможностях.

Принцип гибкости тесно связан с принципом непрерывности. Этот принцип заключается в обеспечении возможности для планов менять направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить уточнения в связи с изменяющимися условиями деятельности организации.

Принцип точности. Любой план должен быть составлен с такой степенью точности, которая возможна. Так, например, в стратегических планах определяются общие направления деятельности, а в краткосрочных планах и для отдельных подразделений информация прорабатывается и конкретизируется.

В зависимости от того или иного признака выделяются различные виды планирования.

По степени охвата:

  • общее планирование, охватывающее всю сферу дея 
    тельности фирмы;
  • частное планирование, охватывающее определенные 
    сферы деятельности.

По содержанию планирования:

  • стратегическое (поиск новых возможностей);
  • тактическое (создание определенных предпосылок);
  • оперативное (реализация возможностей).

По предмету планирования:

  • целевое планирование (определение целей);
  • планирование средств (материальные ресурсы, тру 
    довые ресурсы, финансы);
  • программное планирование (планирование программ 
    производства и сбыта);

115

 

!

менеджмент

• планирование действий (специальные продажи, мно 
гоуровневый маркетинг).

По сферам функционирования:

  • планирование производства;
  • планирование сбыта;
  • планирование персонала;

• расширенное общее планирование. 
По срокам:

  • краткосрочное планирование (полугодовое, кварталь 
    ное, месячное, недельное);
  • среднесрочное планирование (на срок qt 1 до 5 лет);

 

  • долгосрочное планирование (на срок от 5 и более лет). 
    С точки зрения структуры управления:
  • общее планирование предприятия;
  • планирование места строительства предприятия;
  • планирование сфер деятельности;
  • планирование работы подразделений фирмы. 
    По возможности изменения планов:
  • жесткое планирование;
  • гибкое планирование.

Весь процесс планирования на предприятии делится на две стадии: разработка стратегии фирмы (перспективное, стратегическое планирование) и определение тактики (оперативное, тактическое планирование).

Рынок, оказывая воздействия на деятельность фирмы, требует не просто планирования, а стратегического планирования, которое предусматривает выработку и осуществление стратегии по отношению к рынку, к конкурентам, к покупателям.

Теория стратегического планирования получила развитие в 60-е годы. Это явилось началом нового этапа развития теории управления и планирования.

Стратегическое планирование, пришедшее на смену долгосрочному планированию, отличается от него. Основное

116 

основные функции менеджмента

отличие — в трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования делается допущение, что будущее можно предсказать, исходя из сложившихся тенденций роста. Руководители организаций обычно исходят из того, что в перспективе итоги деятельности улучшатся. Поэтому при планировании ставятся оптимистические цели.

В системе стратегического планирования не делается предположение, что будущее станет лучше прошлого и что его можно изучать, проецируя сложившиеся тенденции на последующие периоды. Поэтому в стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив организации, выясняются тенденции, опасности, возможности, которые способны изменить сложившиеся и существующие в настоящее время тенденции.

Еще одно отличие состоит в том, что стратегия — это не индикатор времени, а направление развития. Стратегия включает в себя всю совокупность глобальных идей развития фирмы, а не только сосредоточена на конкретном пе-риоде.

Планирование стратегии устанавливает общие направления, следование которым обеспечивает рост и устремление позиций организации.

Основной принцип стратегического планирования — адаптивность, что предполагает наличие альтернативного плана и стратегии, на которые переходит организация. Это реакция организации на перемены, происходящие в ее внешнем окружении.

Далее мы рассмотрим модель стратегического планирования.

4.2.2. МОДЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО  ПЛАНИРОВАНИЯ

Термин «стратегия» пришел в бизнес из военной области. По мнению военных, стратегия — это часть военного искусства, определяющая общий характер вооруженной

117

 

МЕНЕДЖМЕНТ 

4.3. Организация. Делегирование полномочий

Если функция планирования отвечает на вопрос — ЧТОП (что включить в план? что предпринять? что необходимо предвидеть? и т.д.), то функция организации ставит вопросы — КТО! и КАЮ (кто и как будет реализовывать план действий?). Функция организации — это координация многих задач и формальных взаимоотношений людей, которые эти задачи выполняют.

Термин организация в менеджменте употребляется в двух значениях. Первое значение относится к упорядочению деятельности людей, второе — к раскрытию структуры предприятия. Сейчас мы будем говорить о структуре организации и структуре управления. Образование структуры связано с делегированием полномочий.

4.3.1. РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ  ОРГАНИЗАЦИИ. РАЗЛИЧНЫЕ ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР

""Решение об организационной  структуре принимается руководством высшего звена, а проектирование структуры базируется на стратегических планах организации.

Организационное планирование включает следующие этапы:

  1. Деление организации по горизонтали на блоки, соот 
    ветствующие важнейшим направлениям деятельности.
  2. Установление соотношения полномочий различных 
    должностей.
  3. Определение должностных обязанностей.

Процесс деления организации на отдельные блоки, которые могут называться отделами, отделениями или секторами, называется департаментализацией.

При департаментализации особую значимость приобретает вопрос о том, как разделить деятельность сотрудников организации по горизонтали и вертикали. Другими слова-

130 

основные функции менеджмента 

ми, какие задачи должна решать каждая структурная единица и в каком элементе иерархической структуры должны приниматься важнейшие решения.

Организации, в которых руководство оставляет за собой большую часть полномочий для принятия важнейших решений, — централизованные.

Организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления, — децентрализованные. Управляющие среднего звена имеют очень большие полномочия в конкретных областях деятельности,

Любая организация может быть названа централизованной или децентрализованной лишь по сравнению с другими организациями в зависимости от степени делегирования полномочий.

Все многообразие структур организаций можно разбить на две большие группы:

  1. Бюрократические структуры.
  2. Адаптивные (органические) структуры. 
    Бюрократические структуры характеризуются высокой

степенью разделения труда, развитой иерархией управления, наличием многочисленных правил и норм поведения персонала.

Простейшим вариантом бюрократической структуры является функциональная (классическая, или традиционная). Она создается в результате объединения аналогичных производственных и хозяйственных функций. В этой структуре прежде всего уделяется внимание эффективному выполнению функций внутри подразделений, а не обеспечению конечного результата.

Важнейшие функциональные блоки компании — это отделы производства, маркетинга и финансов. На схеме 7 дан пример организации, построенной по функциональному признаку. Такая структура имеет определенные преимущества: специалисты обладают высокой квалификацией. Это наиболее эффективная форма организации труда для выполнения простых операций, которые не требуют частых

Информация о работе Тактическое планирование, его отличие от стратегического