Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 13:58, курсовая работа
История и опыт развития российской, советской, современной отечественной и зарубежной экономик убедительно показывает, что пренебрежительное отношение к планированию, к ценностям теории и практики отечественного планирования, недоучет в планировании традиций, условий и особенностей страны, факторов политического, общегосударственного и социального значения ведут к принятию ошибочных, необоснованных плановых решений и являются предпосылкой усугубления или появления новых экономических проблем во всех уровнях и звеньях экономики. Курсовая работа призвана выявить способность самостоятельно решать проблемные вопросы, возникшие в текущей деятельности специалиста. Целью курсовой работы является изучение процесса планирования деятельности фирмы.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Сущность и функции планирования деятельности предприятия
1.2. Виды и содержание внутрифирменного планирования
1.3. Организация плановой работы на предприятии
2. ТАКТИКА КРАТКОСРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
2.1. Управление мощностью предприятия
2.2. Анализ критической точки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
В планировании своей деятельности участвуют все службы предприятия – как производственные, так и функциональные. В цехах и отделах организуются планово-экономические бюро или профессиональные группы. Структура планово-экономических служб предприятий зависит прежде всего от размеров производства, характеристики продукции, положения на рынке, формы собственности, уровня платежеспособности и т. д. При бесцеховой структуре управления плановые функции выполняются экономистами-менеджерами высшего звена. Каждое предприятие самостоятельно выбирает структуру своих планово-экономических органов.
В последнее время отечественные предприятия столкнулись с рядом проблем, что заставило пересмотреть важность планирования деятельности. Стремясь гарантировать свою надежность, уменьшить негативное влияние внешних и внутренних рисков, многие предприниматели вынуждены вернуться к планированию своего бизнеса.
На мой взгляд, в условиях рынка с его жесткой конкуренцией планирование хозяйственно-производственной деятельности является важнейшим условием их выживаемости, экономического роста и процветания, успешной реализации принятой стратегии развития предприятия. Если стратегия предприятия является принципиальной установкой его развития на будущее, то планирование представляет собой определение оптимальных путей производства и реализации продукции, поскольку в нем осуществляется как увязка ресурсов, потенциала предприятия с целями его развития во временном периоде, так и со способами их достижения. Более того, в условиях неопределенности экономического развития, наличия рисков и жесткой конкуренции, присущей рыночной системе хозяйствования, оно становится практически единственным условием, вносящим определенную устойчивость при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Именно оно позволяет предприятию на основе имеющихся внутренних возможностей спроектировать нужную организацию производства и реализации продукции с учетом изменений, происходящих в хозяйственной среде.
2. ТАКТИКА КРАТКОСРОЧНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
Менеджер имеет возможность изменять спрос на продукцию фирмы. В случаях, когда спрос превышает мощность производства, фирма может урезать спрос путем повышения цены. В случае, когда мощность превышает спрос, фирма может стимулировать спрос через изменение цены на продукцию или агрессивной маркетинговой стратегии.
Мощность – это максимальный выход системы за определенный период. Для ряда предприятий мощность должна иметь общие измерители, к которым можно отнести:
Норм. мощность = (Проект. мощность) х (К-т использ.) х (Эффект) (1)
Проектируемая мощность = 2 х 6 х 3 х 6 х 1450 х 4,3 = 1346760 изд./мес.
Нормативная мощность = 1346760 х 0,8 х 0,78 = 840378,24 изд./мес.
Недозагрузка = ПМ – НМ = 506381,76 изд./мес.
Определение требуемых мощностей базируется большей частью на будущем спросе. Когда спрос на товары и услуги может быть спрогнозирован с достаточной степенью точности, используется метод линейной регрессии. Метод базируется на анализе взаимосвязи двух переменных – влиянии факторного показателя х на результативный показатель у.
Используем метод прогнозирования временных серий, который основан на трендовом проектировании.
Таблица 1.
Месяц |
Период времени, х |
Спрос на мощность, у |
Х2 |
ху |
Январь |
1 |
1110050 |
1 |
1110050 |
Февраль |
2 |
1201100 |
4 |
2402200 |
Март |
3 |
1222150 |
9 |
3666450 |
Апрель |
4 |
1223500 |
16 |
4894000 |
Май |
5 |
1235000 |
25 |
6175000 |
Июнь |
6 |
1240800 |
36 |
7444800 |
Суммарный показатель |
21 |
7232600 |
91 |
25692500 |
Линия тренда описывается уравнением:
у = a + bx,
где у – расчетное значение,
а – отрезок, характеризующий влияние основных факторов на результативный показатель;
b – наклон линии, характеризующий влияние второстепенных функций на результативный показатель;
х – независимая переменная.
(3)
где b – наклон линии регрессии,
∑ - сумма значений,
х – значение независимой переменной,
у – значение зависимой переменной,
ху – средние значения,
n – число точек или наблюдений.
a = y – bx,
Выстраиваем графическую зависимость между показателями временного интервала и спроса.
Определяем среднее значение отклонения (помесячно) действующих показателей мощности от проектируемого значения спроса.
Таблица 2.
Месяц |
Среднее значение отклонения |
Январь |
0 |
Февраль |
36872,5 |
Март |
34765,5 |
Апрель |
21070 |
Май |
13695,5 |
Июнь |
2107 |
Среднее отклонение |
18085,08 |
В результате проведенных расчетов было выявлено, что нормативная мощность ниже проектируемой на 37,6 %. Фирма не может достичь максимальной мощности при данном наборе товара, методе планирования и несоответствия стандартам качества. Проанализировав расчетные значения среднего отклонения, можно спрогнозировать изменение расчетной мощности на конец года от 1389228,1 до 1407313,18.
Объектом анализа критической точки является нахождение точки, в которой затраты равны доходу. Анализ критической точки требует оценки постоянных затрат, переменных затрат и дохода.
Постоянные затраты – это затраты, которые существуют, даже если ничего не производится, то есть они не зависят от объема выпуска продукции.
Переменные затраты варьируются с изменением объема производства.
Таблица 3.
Месяц |
Объем производства, ед. |
Совокупные затраты, у.е. |
Доходы, у.е. |
Январь |
1400 |
110000 |
100000 |
Февраль |
1420 |
85000 |
60000 |
Март |
1440 |
115000 |
120000 |
Апрель |
1390 |
120000 |
135000 |
Май |
1280 |
130000 |
150000 |
Июнь |
1200 |
135000 |
170000 |
Выстраиваем линии путем средних отклонений, полученные линии назовем картой пересечений (рис.2).
Затем рассчитываем и анализируем показатели в критической точке, сравнивая их со средними показателями зоны прибыли.
ВЕР (х) = 1335 шт.
ВЕР (у.е.) = 114000 у.е.
Для анализа используем формулы (5) и (6).
ВЕР (х) = F/P-V,
ВЕР (у.е.) = F/1-V/P,
где ВЕР (х) – критическая точка в штуках,
ВЕР (у.е.) – критическая точка в сумме,
Р – цена за единицу,
F – постоянные затраты,
V – переменные затраты на единицу.
F = 192666,4 у.е.
Анализ данных зоны прибыли:
P = 117,19 у.е./ед.
V = 29,69 у.е./ед.
ВЕР (х) = 1051,42 ед.
ВЕР (у.е.) = 122666,67 у.е.
Р = 97,12 у.е./ед.
V = 20 у.е./ед.
ВЕР (х) = 1195,12 ед.
ВЕР (у.е.) = 116455 у.е.
Р = 83,33 у.е./ед.
V = 15,97 у.е./ед.
ВЕР (х) = 1365,8 ед.
ВЕР (у.е.) = 121052,63 у.е.
ВЕРср (у.е.) = 120710,24 у.е.
ВЕРср (х) = 1120,395 ед.
Анализ критических
показателей производства указывает
на то, что график имеет погрешности,
в частности, средняя критическая
точка ВЕР (х) по графику 1335 шт., по расчету
1120,39 шт., а средняя критическая ВЕР (у.е.) по графику
114000 у.е., по данным расчета 120710,24 у.е.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История и опыт развития российской, советской, современной отечественной и зарубежной экономик убедительно показывает, что пренебрежительное отношение к планированию, к общепризнанным ценностям теории и практики отечественного планирования, недоучет в планировании традиций, условий и особенностей страны, факторов политического, общегосударственного и социального значения ведут к принятию ошибочных, необоснованных плановых решений и являются предпосылкой усугубления или появления новых экономических проблем во всех уровнях и звеньях экономики.
На микроэкономическом
уровне это приводит к убыткам
предприятий и их банкротству. Поэтому
грамотная экономическая
Планирование в масштабах общества осуществляется на всех пространствах и уровнях хозяйственной деятельности: общемировом, государственном (федеральном), региональном, местном территориальном и на микроэкономическом уровне: на предприятиях (фирмах), у частных предпринимателей без образования юридического лица и в домашних хозяйствах.
На микроэкономическом уровне экономической наукой исследуются проблемы производства отдельных благ, планируется их производство, реализация, издержки производства с учетом эффективного использования ресурсов, влияние на окружающую среду, финансовая и воспроизводственная деятельность. Успешно работающие предприятия осуществляют не только стратегическое (долгосрочное) планирование, но и детальную разработку оперативных (текущих) планов по каждому подразделению и даже рабочему месту. Календарные планы (месячные, декадные, квартальные, полугодовые), конкретизирующие цели и задачи предприятия, включают сведения о заказах, об обеспеченности их материальными ресурсами, о степени загрузки производственных мощностей и их использовании с учетом срока исполнения каждого заказа. Предприятия широко используют преимущества планирования в конкурентной борьбе.
В результате выполнения курсовой работы были проанализированы показатели мощности, согласно которым обнаружена недозагрузка, которая составляет 37,6 %. Она может быть сокращена путем изменения набора товаров, метода планирования и стандартов качества.
Построенный график показателя временного интервала спроса указывает на колебания действующей мощности по отношению к линии тренда в рассматриваемый период.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ