Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 12:52, курсовая работа
О том, что технопарки и технополисы нужны в России, заговорили давно, более десяти лет назад. Они даже появились, но оказались скорее не технопарками, а «инкубаторами». В целом этот проект стал успешным. Но идея «инкубатора» в том, чтобы создать льготные условия для молодых, только возникших бизнесов, дать им возможность набраться сил для независимого существования. На самом деле этого не происходит. Многие из числа первых питомцев парка до сих пор там и остаются. Конечно, ротация есть, но освободившиеся места заполняются в основном по знакомству, а не на основе открытого конкурса.
Введение. 2
1. Теоретические понятия, создание технопарков и технополисов. 3
1.2 Создание технопарков. 3
1.2 Мировой и российский опыт создания технополисов. 9
2. Развитие и основные проблемы технопарков и технополисов в России. 13
2.1 Развитие технопарков и технополисов в России. 14
2.2 Проблемы технопарков и технополисов в России. 15
Заключение. 18
Список литературы.. 20
Некоторые проекты технопарков и технополисов инициированы конкретными ИТ-компаниями и связываются общественным мнением именно с ними. Недоверие велико, и сильны подозрения, что фирмы просто попытаются решить свои проблемы за государственный счет.
Очень важна позиция крупных западных вендоров, поскольку именно они сыграли решающую роль в становлении подобных парков в других странах и без них масштабные начинания в России вряд ли могут состояться. Например, Intel и Boeing проявляют интерес к Российскому центру программирования (РЦП) в Дубне, хотя о прямых инвестициях тоже пока речь не идет. Другие западные компании, такие, как EMC, Oracle и Computer Associates, по словам руководителей их российских представительств и топ-менеджеров европейского уровня, пока не собираются инвестировать в развитие своих центров в России. Причины у всех одинаковы: нестабильность экономики, сложность ведения дел. Видимо, это останавливает и грандов мировой индустрии, не связанной непосредственно с ИТ. Авиационные, автомобильные, энергетические корпорации успешно работают в технопарках других стран. В России же компания Boeing уже столкнулась с нехваткой кадров, способных работать с CAD-системами. Нужны масштабные действия по переподготовке инженеров, и здесь тоже требуется государственный подход.
Не всегда ясно, кто же в данном проекте «заказчик», кто координирует всю работу. Парадоксальная ситуация складывается в Черноголовке. С одной стороны, Cognitive Technologies три года назад вложила 3 млн. долл., создала в городе дочернюю компанию и разрабатывает нишевое ПО для спорта и численного моделирования сложных физических процессов. В этом году оборот составил 12 млн. долл. Непонятно, почему этот проект надо называть технопарком, если никаких конкретных предложений другим участникам рынка нет. С другой стороны, в той же Черноголовке завод ЭЗАН выполняет заказы для NEC и Tellabs, привлек финансирование японских гигантов Mitsui и Sumitomo, контактов с ним ищут московские разработчики, казалось бы - вот он, реальный образец интеграции, использования научного потенциала, опыт привлечения инвестиций. Но такой опыт не изучается, и новые возможности не изыскиваются.
Администрации Троицка и Дубны много делают для реализации проектов технопарков в своих городах, но есть функции, которые они выполнять не могут. Например, массовое привлечение сотрудников в РЦП. В течение нескольких лет в Дубну планируется пригласить тысячи программистов, в основном из крупных сибирских и закрытых городов, в том числе Омска, Томска, Казани, Воронежа, Бишкека. Этим заняты заинтересованные компании, но если есть серьезное намерение сдвинуть с места тысячи людей, нужны государственные гарантии и масштабные усилия.
Нужно отметить, что в крупных региональных центрах далеко не все в восторге от идеи создания многотысячных коллективов программистов в Подмосковье. Это не нравится администрациям, поскольку подрывает основу возможного экономического роста в самих городах (как в Томске, например), да и потенциальные сотрудники хотят большей уверенности в будущем.
Того же желают и строители, которые ищут вне Москвы новые площадки, пригодные для массовой застройки. Но они не уверены, что проектируемые ими дома и офисы будет кому занять.
Заключение
Создание технопарков
и техноплолисов в Российской
Федерации обеспечивает территориальную
концентрацию финансовых и интеллектуальных
ресурсов для ускорения развития высокотехнологичных
отраслей экономики.
Технопарки и технополисы объединят предприятия
высокотехнологичных отраслей экономики,
в том числе отраслей нано-, био-, информационных
и других технологий, научные организации,
учебные заведения, обеспечивающие научный
и кадровый потенциал таких предприятий,
а также иные предприятия и организации,
деятельность которых технологически
связана с организациями указанных отраслей
или направлена на их обслуживание.
Технопарки и технополисы должны предоставлять
набор необходимых услуг предприятиям,
что позволит этим предприятиям получить
значительную экономию расходов и сконцентрироваться
на своей основной деятельности.
В технопарках и технополисах могут осуществлять
свою деятельность организации, оказывающие
юридические, финансовые, информационно-технологические,
маркетинговые и другие услуги, а также
бизнес-инкубаторы, деятельность которых
направлена на реализацию венчурных проектов
в сфере высоких технологий.
Развитие и распространение информационных
технологий является важным фактором
экономического роста в Российской Федерации.
Отрасль информационных технологий является
одной из самых быстроразвивающихся и
опережает темпы роста других отраслей
экономики страны, являясь для них катализатором
развития.
В то же время объемы производства продукции
с высокой добавленной стоимостью в высокотехнологичных
отраслях экономики в Российской Федерации
значительно ниже объемов производства
аналогичной продукции в экономически
развитых странах.
Вместе с тем, сегодня Российская Федерация
имеет целый ряд предпосылок для успешной
конкуренции на мировом рынке. Потенциал
российских предприятий в сфере разработки
высокотехнологичной продукции, в том
числе в области информационных технологий,
подтверждается выпуском конкурентоспособных
программных продуктов.
Взаимоотношения отечественной науки
с казной в последние годы напоминают
скатывание по крутой лестнице. В советское
время ее государственное финансирование
составляло 5-7% ВВП, в 1991г. - 1.03%,
1992г. - 0.57%, 1993г. - 0.52%, 1994г. - 0.47%, в 1995г. - 0.41%. В 1995г. на науку было выделено (в сопоставимых ценах) в 15-18 раз меньше, чем в
1985г. А в 1996г. среди стран Западной Европы скупее к науке была только
Португалия, в странах СНГ Украина и Белоруссия тратили на нее большую, чем Россия, часть ВВП.
Причины тому многообразны. Это и хроническая пустота казны, и функциональный кризис советской науки, заключающийся в том, что ее главные функции - подпитка оборонного комплекса и укрепление коммунистической идеологии - сейчас не востребованы. И отсутствие ученых, которые в отличии от нефтяников и шахтеров, похоже, совершенно не умеют сплачиваться и отстаивать свои коллективные интересы. А без этого в нашем обществе, где лучше тому, кто сильнее давит на правительство, прожить не возможно. И поведение ученых, проникших в органы власти, где они не отстаивают интересы своих бывших коллег.
В результате российская наука оказалась на голодном государственном пайке, что означает для нее неминуемую смерть, поскольку она до сих пор более чем на 90% финансируется из бюджета. Это отличает ее от других стран, где представители частного сектора охотно тратят деньги на науку, так что доля государства в расходах на нее в США, Великобритании и Франции составляет около 50%, в Германии - 40%, в Японии - 20%.
Список литературы
1. Борисов Е.Ф. «Хрестоматия по экономической теории». - Инфра-М, 2009г.
2. Ведяпин В.И. "Общая экономическая теория". - Ось-89, 2009 г.
3. Журнал «Итоги» от 8 февраля 2010г.
4. Журнал «Итоги» от 15 марта 2010г.
5. Журнал «Forbes» апрель 2010г.
6. Журнал «SmartMoney» от 12 апреля 2010г.
7. Журнал «Секрет фирмы» от 26 апреля 2010г.
8. Журнал «Newsweek» от 3 мая 2010г.