Теоретические аспекты изучения влияния лидера на формирование группы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 17:48, доклад

Описание работы

Анализируя проблемы изучения психологии малых групп и социально-психологических явлений в них, отмечая достигнутый определенный прогресс в развитии теории и эмпирических разработок, необходимо обратить внимание на ряд следующих моментов:
1. Нуждается в дальнейшей разработке проблематика влияния психологических факторов на механизм формирования, развития и динамики такого феномена, как групповое лидерство.

Файлы: 1 файл

Теоретические аспекты изучения влияния лидера на формирование группы.docx

— 24.59 Кб (Скачать файл)

Теоретические аспекты изучения влияния лидера на формирование группы.

 

Анализируя  проблемы изучения психологии малых  групп и социально-психологических  явлений в них, отмечая достигнутый  определенный прогресс в развитии теории и эмпирических разработок, необходимо обратить внимание на ряд следующих моментов:

1. Нуждается  в дальнейшей разработке проблематика  влияния психологических факторов  на механизм формирования, развития  и динамики такого феномена, как  групповое лидерство.

2. Довольно  узким местом в изучении данной  проблемы является рассмотрение  группы лидерства как совокупного  субъекта совместной деятельности  с присущими ему специфическими  атрибутами и механизмами формирования. Отсюда немалые трудности, испытываемые  как психологами-исследователями,  так и психологами-практиками, когда  необходимо дать адекватную оценку  сплоченности той или иной  естественной группы, выявить доминирующую  в ней систему норм и ценностей,  достаточно тонко и дифференцированно  определить меру коллективности  лидирующей группы как именно  совокупного субъекта.

3. Критическим  моментом в прикладном аспекте  обсуждаемой проблемы можно назвать  конструирование методов и методики  изучения и прогноза поведения  группы лидерства, без которых  невозможны оптимальные с точки  зрения эффективности функционирования  обеспечение успешного руководства  ими, решение вопросов межличностной  и межгрупповой совместимости,  предотвращения внутригрупповых  и межгрупповых конфликтов.

 

 

 

 

В.И. Румянцева сформулировала структурно-функциональную концепцию лидерства в спорте:

  • процесс лидерства детерминирован тремя группами факторов - объективно-первичными (макроуровень), объективно-вторичными (микроуровень) и субъективными (личностными);
  • различные структурные характеристики иерархически организованы;
  • существуют три синтезирующих функции лидерства: организационная, информационная и социализирующая;
  • инструментальное и экспрессивное лидерство имеет различные личностные структуры;
  • лидерство в спорте имеет фазовый характер, проходя подготовительную, исполнительную и коррекционную фазы;
  • в спорте высших достижений доминирует не дифференциация ролей в группе (что было установлено в других исследованиях спортивных команд), а интеграция различных лидерских ролей в лице одного спортсмена;
  • структурирование лидерских статусов различно в мужских и женских группах 

Т.В. Бендас использует понятие лидерство - как процесс сильного влияния одних членов группы на других, в результате которого некоторые из этих членов занимают центральную позицию в группе, имеют определяющее воздействие на принятие групповых решений и обладают одним или несколькими видами власти. При этом автор выводит понятие степени легитимности лидера - от минимальной, основанной только на психологической власти (как у стихийных лидеров) до максимальной, поддерживаемой государственными институтами власти (как у назначенных лидеров - руководителей)

Межличностное и межгрупповое взаимодействие тесно  взаимосвязано с характером деятельности, с потребностью ее для коллектива. Изучение коллектива в процессе деятельности позволяет увидеть не только возможности лидера, но и его окружения, последователей, противников. Именно в этой деятельности проявляется лидер, он вносит наибольший вклад, по оценке последователей, в достижение поставленной цели, этим он подчеркивает свое ведущее положение.

В результате, ситуация деятельности, качества лидера и действия последователей выступают в неразрывном единстве.

 

В зависимости от выраженности каждого  из параметров Л.И. Уманский выделяет следующие  уровни социально-психологического развития группы.

 

Группа-конгломерат - это только что созданная группа. На этом уровне социально-психологические параметры не выражены. Он отмечает, что выделение группы-конгломерата служит точкой отсчета «... возможного рождения нового социального организма - коллектива». На этом низшем уровне вновь созданная группа может находиться от нескольких дней до нескольких месяцев, но как только она получает извне «общее имя», цель и виды деятельности и т.д., она становится номинальной группой.

Группа-ассоциация - группа, имеющая некоторые признаки целостности - одинаковость целей, но деятельность носит преимущественно индивидуальный характер. Не развита подготовленность, нет организации и психологического единства.

Группа-кооперация - группа, которая отличается единством целей и единством деятельности по ее достижению. Деятельность носит совместно-комбинированный характер. Межличностные отношения и внутригрупповое общение носят, прежде всего, деловой характер, подчиненный достижению высокого результата в той или иной совместной деятельности.

Группа-автономия - это состояние высокого внутреннего единства группы по всем параметрам. Идут процессы внутренней интеграции и спаянности. Интегративные процессы, протекающие в группе, являются основой для перехода к группе-коллективу.

Группа-коллектив - группа, отличающаяся социально значимой направленностью и высоким уровнем выраженности всех параметров. Коллектив характеризуется также развитым межгрупповым единством, тесными связями с другими коллективами, чего не было на других уровнях.

 

Важным  направлением в изучении феномена группового лидерства являются исследования военных  психологов.

 

В русле этого  направления групповое лидерство  может анализироваться:

  • во-первых, как качество группы мобилизовать и направлять деятельность коллектива на выполнение различных видов задач как в мирных условиях, так и в боевой обстановке;
  • во-вторых, как умение групп и коллектива сохранять целостность и психологическое единство в условиях разнородности состава, в частности его многонациональности, наличия военнослужащих различных периодов службы;
  • в-третьих, как результат сплочения и дисциплинирования воинских коллективов и предупреждения их дезорганизации.

Исходя из данной посылки, М.С. Полянский утверждает, что лидер одной группы не будет им при переводе его в другую группу, т.е. процесс лидерства имеет определенную динамику в тесном единстве с развитием групповой деятельности, этапами развития коллектива. Изучая отдельные дезорганизующие явления в воинских коллективах, М.С. Полянский исследовал механизмы проявления отрицательного лидерства, предложил пути его предупреждения в воинских подразделениях. Под отрицательным лидерством военнослужащих срочной службы в первичных воинских коллективах он понимает внутренний социально-психологический процесс саморегуляции отдельных доминирующих групп, направленный на удовлетворение негативных потребностей в межличностных отношениях военнослужащих срочной службы. Как видно из определения, основой отрицательного лидерства выступает официально неуправляемый процесс самоорганизации и саморегуляции групп военнослужащих в неофициальной структуре первичных воинских коллективов.

 

 

 

 

С точки зрения групповой деятельности, функции неформальной группы лидерства  сводятся к двум основным.

 

  • Во-первых, она устанавливает и поддерживает эталоны приемлемого межгруппового и группового поведения в первичном коллективе, например доброжелательность, ответственность, взаимопонимание, производительность, или негативные формы поведения группы, такие, как агрессивность, обособленность, стяжательство и пр.
  • Во-вторых, установив нормы, цели, обычаи и традиции, неформальная группа, являющаяся ядром, мотивирует поведение каждого члена группы, заставляя его следовать эталонам группового поведения. К лидирующему ядру добровольно и не всегда полностью осознанно присоединяется большинство членов группы и коллектива. Именно зависимость социометрического статуса каждого члена группы от групповой солидарности и внутригруппового контроля делает коллектив в социально-психологическом плане эффективным средством воспитания.

 

Кроме двух важных перечисленных  функций неформального группового лидерства, выделяются и такие функции:

  1. регулятивная (координация поведения и деятельности групп, распределение ролей, обязанностей, заданий, установление образцов взаимодействий и взаимоотношений; группа лидерства выступает как судья, прокурор, защитник и утешитель, мотивируя поведение членов группы; используются неформальные социальные санкции, т.е. приемы, с помощью которых, знающие близко друг друга, выражают уважение тем, чье поведение соответствует их ожиданиям, и проявляют недовольство теми» кто не оправдывает их надежд);
  2. контроля поведения каждого члена подразделения и групп (наблюдение за исполнением порученных ролей, обязанностей, заданий);
  3. планирования действий, форм, методов и средств, при помощи которых группа лидерства достигает своих целей (может включать в себя определение как краткосрочных, так и долгосрочных планов в групповой деятельности);

 

  1. ответственности (освобождает членов группы от индивидуальной ответственности за личные решения и действия и др.). Члены группы, нарушающие принятые нормы и правила поведения, не проявляющие к ним достаточно уважения, подлежат суровому наказанию. Группа определяет вид наказания, способ его осуществления, исполнителя и т.д. Эта функция лидерства особенно важна в организованных группах, где нормы поведения гораздо строже, чем в группах низкого развития. Соответственно резко различается и мера наказания: если в группах низкого развития руководящее ядро может просто изгнать из своей среды «нарушителя конвенции», то в организованных и высокоразвитых группах дело может кончиться физической расправой над неугодным. В данную функцию лидерства входит и обязанность разрешать различные конфликты, которые нередко возникают внутри и между группами;
  2. обучения и воспитания (служит эталоном, моделью поведения для остальных членов группы, т.е. обеспечивает их наглядными указаниями того, кем они должны быть и что они должны делать; при этом особое место в сознании людей занимают референтные (позитивные) группы);
  3. организации (установление дополнительных целей и основных линий группового поведения, помимо формально-организационных целей, которые и определяют границы первичного коллектива).

Организаторская функция реально  проявляется в том, что группа лидерства организует, создает и  руководит деятельностью групп. Эта деятельность приводит к большей сплоченности и организованности. Как отмечает Т. Шибутани, «только лидерству суждено внесением в общность организующего, координирующего, системообразующего начала привести в действие ждущие своего часа силы, которые без этого случайного в общем потоке событий момента не осуществили бы себя. Лидерство сообщает человеческой совокупности системное качество - организованность, совокупность превращается в ансамбль, сборище - в группу».

Групповое лидерство может  выполнять организаторские функции  при условии:

  • формирования группового лидерства по психологическим законам создания и развития малой группы;
  • создания малой группы в качестве лидирующей команды;
  • ориентации в деятельности группы лидерства на достижение продуктивной, эффективной деятельности;

 

  1. информирования. Информационная функция лидерства тесно связана с организаторской функцией. Без новой информации, необходимой для функционирования группы, невозможно ее существование. Группа лидерства организует поступление информации, анализирует ее и в нужных случаях передает членам группы. Осуществляя информационную функцию, она будет действовать в двух направлениях: поддерживает внешние связи группы, получая информацию извне, и в то же время собирает сведения от членов

группы  о внутренней жизни самой группы (настроения, замыслы, надежды, отношения  между членами и т. д.). Эта функция  позволяет группе лидерства всегда владеть внешней обстановкой  и контролировать действия в группе;

  1. нормативно-ценностная. Сущность данной функции сводится к тому, что именно группа лидерства определяет допустимые границы и нормы неформального поведения в коллективе, устанавливает запреты, за нарушение которых принимает соответствующие санкции. С ее поведением и убеждениями сверяют свои поступки другие члены коллектива, группы, идентифицируется специфическая и не исчерпываемая системой официально и неофициально общепринятых значений система групповых норм и ценностей.

Нормативно-ценностное единство в ориентации всех участников обеспечивает группе лидерства единство действий и поступков в неплановых и внезапных ситуациях, связанных с риском и опасностью.

Информация о работе Теоретические аспекты изучения влияния лидера на формирование группы