Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2015 в 22:13, контрольная работа
Менеджмент как наука и искусство управления в последние годы развивается настолько стремительно и разнообразно, что даже некоторые специалисты затрудняются в распознавании тех или иных его течений. Появляются новые термины, оттеняющие те или иные аспекты управления.
Цель контрольной работы: рассмотреть и охарактеризовать основные виды формы менеджмента, свойственные современным организациям и связанные с теми или иными процессами, протекающими внутри них.
Введение
3
Глава 1. Теоретические аспекты сущности менеджмента
5
1.1. История развития менеджмента
5
1.2. Классификация и общая характеристика видов менеджмента
10
1.3. Классификация основных форм менеджмента
14
Заключение
18
Список используемой литературы
19
Стратегический менеджмент определяет человеческий потенциал как основу организации, ориентирует организацию производства на потребности и желания потребителей, осуществляет приспособление организации к внешней среде, результатом чего является достижение перспективных целей организации.
Тактический (текущий) менеджмент разрабатывается в развитие стратегии. В то время как стратегический менеджмент в основном разрабатывается на высших уровнях руководства, тактический (текущий) менеджмент вырабатывается на уровне руководства среднего звена. Перспективы тактического (текущего) менеджмента рассчитаны на меньший отрезок времени, чем стратегический менеджмент. Обычно он охватывает годовой период. Результаты тактического (текущего) менеджмента соотносятся с конкретными действиями.
Оперативный менеджмент - это деятельность, ориентированная на решение текущих вопросов, требующих незамедлительного решения; включает организацию и управление процессами реализации оперативных планов. Действия осуществляются путем распределения работ, ресурсов, внесения необходимых корректировок в производственные и финансовые процессы, ход выполнения текущих заданий. Оперативный менеджмент сводится к принятию решений, способных быстро и вовремя исправить или направить ход трудовых, производственных и финансовых процессов в конкретно складывающихся в данный момент ситуациях.
В зависимости от функциональной принадлежности - определенной сферы деятельности организации или её звеньев - менеджмент подразделяют на следующие виды.
Маркетинг-менеджмент занимаетс
Производственный менеджмент включает в себя управление основными, вспомогательными и обеспечивающими процессами, в результате которых производятся товары, поставляемые организацией на рынок. Производственный менеджмент обеспечивает эффективное осуществление основной деятельности предприятия путем ее направления в нужное русло, координации субъектов и ресурсов. Причем термин «производственный» здесь можно понимать в широком смысле, как относящийся к предприятию любой сферы (заводу, банку, агрофирме).
Менеджмент в области материально-технического снабжения и сбыта продукции заключается в управлении процессами оформления хозяйственных договоров на поставку материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, их доставку, процессами входного контроля, упаковки, хранения и поставки готовой продукции потребителям.
Менеджмент персонала направлен на планирование трудовых ресурсов; отбор персонала; оценку кадров и отбор лучших из резерва, созданного в ходе набора; определение заработной платы и льгот; профессиональную ориентацию и адаптацию, обучение и повышение квалификации, оценку трудовой деятельности.
Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и управление финансовыми отношениями, возникающими между хозяйственными субъектами в процессе движения финансовых ресурсов.
Финансовый менеджмент занимается вопросами составления бюджета и финансового плана организации; формированием и распределением фонда ее денежных ресурсов, портфеля инвестиций; оценкой текущего и перспективного финансового состояния.
Инновационный менеджмент осуществляет управление нововведениями. Он имеет своим объектом осуществление, координацию и контроль научных исследований, прикладных разработок, создания опытных образцов товаров и услуг, внедрения их в производство; формирование и оценку планов и программ инновационной деятельности, организацию их ресурсного обеспечения; стимулирование творчества.
Инвестиционный менеджмент - это менеджмент, специализирующийся на управлении инвестициями. Поскольку инвестиция - это вложение капитала с целью получения в будущем прибыли и (или) положительного денежного потока в пользу владельцев бизнеса, то инвестиционный менеджер должен обладать качествами стратегического управленца. Он должен правильно определять приоритеты, организовывать «длинные» потоки материальных и финансовых ресурсов, вдохновлять персонал на долгосрочные цели. Менеджеры инвестиционных проектов должны иметь особое видение будущих образов жизни организации, создавать импульс движения постоянного действия, быть профессиональным участником строительного процесса.
Адаптивный менеджмент - такой вид управления, при котором основной целью является адаптация к изменениям внешней среды. При этом создается «следящая система», осуществляется мониторинг основных показателей внешних изменений и блок, отвечающий за гибкость организации.
Антикризисный менеджмент - термин, широко используемый в последнее время для адекватного отражения управленческих процессов, происходящих в связи с процедурами банкротства предприятий. Наблюдение, внешнее управление, заключение мирового соглашения или управление в процессе конкурсного производства - все это «дело рук» антикризисного менеджера (арбитражного управляющего), который пытается или вывести предприятие из кризиса, или грамотно осуществить его «окончательное падение».
Коммуникационный менеджмент использует для принятия решений информацию, полученную, главным образом, из общения, через коммуникационные каналы.
Проектный менеджмент - такое управление, в котором непрерывный процесс как бы разбивается на отдельные конечные проекты, имеющие начало и конец. За каждым проектом закрепляется проектный менеджер, несущий ответственность за этот «кусок работы». При этом процесс управления становится обозримым и прозрачным.
Рациональный менеджмент базируется на алгоритмическом, взвешенном подходе. Алгоритм - это точное предписание, определяющее процесс управления с определенной последовательностью и логикой.
Сигнальный менеджмент - имеет основной целью установление критических параметров-сигналов - реализация которых предупреждала бы управленцев о недопустимых отклонениях в управляемых объектах и процессах. Сигнал - аналог желтого света светофора, предшествующего красному. Когда светит зеленый свет- все в порядке.
Ситуационный менеджмент - делает акцент на изучении и использовании в дальнейшей практике как можно более широкого спектра различных типовых ситуаций. В обучении этот метод называется «кейс-стади». До 70% времени занимают кейс-стадии в учебных процессах западных вузов, готовящих современных менеджеров. В России тоже стала создаваться база данных по деловым ситуациям. Получают развитие деловые игры при подготовке управленцев. Но находится этот процесс пока в самом начале.
Эффективный менеджмент - это управленческая деятельность, которую по общепринятым меркам следует назвать успешной. Как утверждает Джон Биллсберри в своей книге «Эффективный менеджер» Открытого университета Великобритании, «все люди разные, имеют разные потребности и по-разному участвуют в работе организации. Это разнообразие значительно усложняет работу менеджера, поскольку он должен продумывать последствия своих действий для людей, имеющих разные приоритеты».
Все перечисленные виды управления в практике тесно переплетены и взаимообусловлены, что существенно усложняет управленческую деятельность, но использование возможностей видового разнообразия систем управления ведет к повышению их потенциала и эффективности.
В целом же, можно констатировать факт, что разнообразие видов менеджмента связано, прежде всего, с разнообразием направлений использования и особенностей реализации процесса управления и что дифференциация менеджмента имеет объективный характер.
Форма менеджмента представляет собой определенное сочетание во времени и пространстве элементов процесса менеджмента при соответствующем уровне его интеграции, выраженное системой устойчивых связей.
Среди форм менеджмента выделяют:
управление по целям;
управление по результатам;
управление на основе учета потребностей и интересов;
управление в особых ситуациях;
управление, основанное на искусственном интеллекте.
Управление по целям применяется, когда не все цели подразделений являются обоснованными, отсутствует методика формирования целей, отсутствует статистика реализации целей и задач, нет документального анализа осуществления целей и задач. В основе управления по целям лежит бизнес-план, составленный для организации и для каждого сотрудника. Используется простое целевое управление, программно-целевое управление, регламентное управление. Простое целевое управление предусматривает подготовку руководителем сроков и конечной цели управления, но не системы ее реализации. Простое целевое управление открывает простор для инициативных действий сотрудников. Программно-целевое управление обеспечивает разработку менеджером целей управления и системы их претворения. Регламентное управление основано на определении руководителем конечной цели управления и ограничений на параметры и ресурсы. Цели должны быть достигнуты, но сроки их достижения заранее трудноопределимы.
Управление по целям обеспечивает решение проблем, связанных с рисками. Это включает уклонение от деятельности, содержащей определенный риск; ответственность за риск с полной компенсацией за счет собственных средств, передачу ответственности за риск страхователю, использование всех ресурсов в одной сфере деятельности.
Управление по результатам как форма менеджмента используется в случае, когда работа для большинства сотрудников организации ограничивается их рабочим местом; они не интересуются сбытовой политикой организации; имеет место хищение изделий организации для домашних нужд; плохо организовано стимулирование результатов труда; склады заполнены изделиями организации.
Управление по результатам основывается на принятии управленческих решений после получения результата по предыдущему решению. Для реализации этой формы менеджмента создается подразделение, в рамках которого формируется аналитическая группа с матричной структурой управления. В группу входят специалисты в области психологии и социологии, маркетинга, финансов. Функции аналитической группы: анализ информации, проведение опросов, определение нерешенных вопросов и подготовка предложений по корректировке принятых решений, создание информационной базы данных.
Форма менеджмента на основе учета потребностей и интересов используется, когда нет планов формирования гибких структур производства и адаптивных структур управления. Работники недостаточно осведомлены о перспективах развития организации. Большая текучесть кадров. Работники часто болеют простудными заболеваниями. Места для курения всегда заполнены рабочими и служащими. Высок производственный травматизм. Встречаются противодействия руководителям со стороны работников.
Форма менеджмента – управление на основе активизации деятельности персонала – реализуется за счет эффективного стимулирования сотрудников, удовлетворения их материальных и общественных интересов. Применение этой формы менеджмента учитывает, что удовлетворение работниками первичных потребностей гарантирует минимальную эффективность труда. Удовлетворение общественных (вторичных) потребностей действенными стимулами повышает эффективность труда работника до высшей точки физического потенциала человека. Когда обеспечено единство материальных и общественных интересов, эмоциональное состояние сотрудников организации достигает синергетического эффекта и отдача работников становится еще более эффективной.
Форма менеджмента, основанная на искусственном интеллекте, на базе информационной системы, возможна в ситуации, когда в организации система документооборота усложнена. Оперативность ее обработки низкая. Организация испытывает недостаток опытных специалистов и менеджеров. Маркетинговая служба или вообще отсутствует, или работа ее неэффективна. Издается много распоряжений. До работников доводят большое количество объявлений. Много времени уходит на проведение собраний и совещаний. Рабочий день большинства менеджеров превышает установленное время. Организация выплачивается большие объемы штрафных санкций.
Рассмотрев основные виды и формы менеджмента, стоит отметить, что каждый вид менеджмента в определенной ситуации имеет свою форму или их сочетание.
Заключение.
В настоящей работе рассмотрена сравнительная характеристика видов и форм менеджмента. Многообразие видов и форм менеджмента очень крупно - это обусловлено тем, что управление необходимо в самых разных сферах коммерческой деятельности. В каждой из этих сфер менеджер должен решать иногда одинаковые, иногда специфичные задачи. А потому естественно, что существует большое количество разновидностей менеджмента. Управление является костяком организации на самых разных уровнях ее функционирования. Оно важно - как с точки зрения выживания и действенного функционирования организации в целом, так и с точки зрения нормальной деятельности любой части организации.
Информация о работе Теоретические аспекты сущности менеджмента