Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 23:57, курсовая работа
Целью курсовой работы выступает определение теоретических основ менеджмента и рассмотрение его состояния на современном этапе развития.
Объектом исследования выступает теория и практика менеджмента.
Предметом исследования являются направления развития современного менеджмента.
Введение
Глава 1. Теоретические основы понятия «менеджмент»
1.1 Сущность и содержание понятия «менеджмент»
1.2 Функции и виды менеджмента
Глава 2. Основные этапы и концепции развития менеджмента
2.1 Развитие теории и практики менеджмента
2.2 Особенности развития современного менеджмента
Заключение
Список литературы
По признаку содержания различают нормативный, стратегический и оперативный менеджмент.
Нормативный менеджмент предусматривает разработку и реализацию философии организации, ее предпринимательской политики, определение позиции организации в конкурентной Нише рынка и формирование общих стратегических намерений.
Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией.
Оперативный менеджмент предусматривает разработку тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.
Таким образом, менеджмент как процесс управления имеет специфические функции, связанные с этапами и целями процесса управления (планирование и прогнозирование, организация, руководство, координация, контроль), и может быть разделён на различные виды (общий и функциональный, нормативный, стратегический, оперативный) в зависимости от необходимости решения определённых задач управления.
Глава 2. Основные этапы и концепции развития менеджмента
2.1 Развитие теории и практики менеджмента
Развитие теории и практики менеджмента подразумевает под собой единый сложный процесс формирование менеджмента, как составляющего экономических отношений, производства, торговли и жизни вообще.
Возникновения менеджмента было обусловлено следующими социально-экономическими факторами :
· развитие реального общественного
и затем промышленного
· появление новаторов и теоретиков-идеологов, обобщавших опыт и прокладывавших новые пути;
· развитие внутренней (собственной) логики менеджмента, приводящее вкупе с двумя вышеуказанными причинами, к смене парадигмы (системы принципов и подходов в менеджменте как науке).
История развития менеджмента
насчитывает уже несколько
В настоящее время в специальной литературе принято выделять несколько этапов развития менеджмента (см. таблицу 1):
Таблица 1 Этапы развития менеджмента
Период истории |
Название этапа |
Специфика этапа |
Особенности развития менеджмента |
|
V тысячелетие до н.э. |
Религиозно-коммерческий |
Возникновение в Древнем Шумере письменности |
Появление особого слоя жрецов,
связанных с торговыми |
|
1760 г. до н.э. |
Государственно-законодательный |
Создание царём Хаммурапи свода законов управления государством |
Свод законов управления государством призван был регулировать всё многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения |
|
605-562 гг. до н.э. |
Государственно-контрольный |
Правление Навуходоносора II |
В этот период проводилась
политика, направления на соединение
государственных методов |
|
XVII - XVIII вв. |
Индустриальный |
Зарождение капитализма и начало индустриального процесса европейской цивилизации |
Главным революционным преобразованием
этого периода в области |
|
к. XIX - н. XX в. |
Бюрократический |
Теоретической платформой преобразований
в области управления была концепция
бюрократии, позволившая сформировать
крупные иерархические |
Появление первых работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирование научных основ менеджмента. |
|
Таким образом, мы видим, что управление зародилось примерно семь тысяч лет назад, но только с конца XIX века и особенно в ХХ-м, с развитием социального рыночного хозяйства, менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, т.е. в науку. Одной из первых научных школ была школа научного управления. Создатели этой школы полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного их выполнения. Она занималась вопросами целенаправленного отбора работников, их обучения и материального стимулирования. Последователи Тейлора Френк и Лилиан Гилберты изучали, какие движения выполняются при определённых операциях, анализировали их с целью устранить лишние и непродуктивные.
Вклад школы научного управления в теорию менеджмента заключается в следующем:
1. Использование научного
анализа для определения
2. Отбор работников, наиболее
подходящих для выполнения
3. Обеспечение работников
ресурсами, требуемыми для
4. Систематическое использование
материального стимулирования
5. Отделение планирования от самой работы.
Следующая научная школа возникла в ответ на рост крупных организаций. Примером является организация Форда, выполнявшая всю работу по производству автомобилей, начиная с выплавки металла и кончая сборкой автомобилей. Или корпорация швейных машин «Зингер», не только самостоятельно производившая все детали швейных машин, но и имевшая делянки леса для заготовки древесины, необходимой при изготовлении корпуса машин. Выработкой механизма управления такими гигантами занималась классическая (административная) школа. Представителями школы являлись Анри Файоль, Линдалл Урвик, Джеймс Д. Мунти и др. В России она активно развивалась в 20-30-е годы 20-го столетия благодаря работам Гинзбурга А.М., Витке Н.А., Бердянского И.М.
Вклад классической школы в теорию менеджмента заключается в следующем:
1. Развитие принципов и функций управления.
2. Создание механизма управления организацией.
3. Систематизирован подход к управлению всей организацией.
В то время организация
рассматривалась как закрытая система,
ее цели и задачи считались заданными
и достаточно стабильными в течение
длительного времени. Полагалось, что,
для достижения успеха в управлении
нет необходимости в глубоком
изучении конкретных областей хозяйства,
так как общие принципы менеджмента
якобы в равной мере применимы
в любой отрасли. Существовало убеждение,
что успех хозяйственной
Система управления на основе контроля представляет собой тип управления, характеризующийся четкостью и жёсткостью функций, правил, команд и контролем за ходом процесса, при котором реакция организации на изменения появляется после свершения события.
Постепенно рынок насыщался,
эпоха массового производства сменилась
эпохой массового сбыта. Организация
стала в большей степени
Перед фирмой встает задача
не только предвидеть новые рынки
для своих уже существующих товаров,
но и создавать новые или
Внешняя среда начала вносить
свои коррективы, а деятельность предприятия,
но будущее еще можно было предсказать,
используя прошлые
В это время появилась неоклассическая школа или школа человеческих отношений. М. Фоллетт (Англия), и Э. Мейо(США) выступали против концепции «экономического человека» Тейлора считая, что кроме материальных потребностей, существенное значение имеют ещё, потребности в общении, нормальных отношении с начальником, участии в управлении.
Продолжала эти идеи поведенческая школа. Представители Маслоу, Мак-Клеланд, Мак-Грегор, Герцберг сосредоточили внимание на повышении эффективности использования человеческих ресурсов организации, применяли науку о человеческом поведении к управлению и формированию организации таким образом, чтобы каждый работник мог быть полностью использован в соответствии с его потенциалом.
Дуглас Мак Грегор, известный ученый в области лидерства, выделил два основных подхода к воздействию на поведение людей и назвал их «теория X» и «теорияY».
Теория X - это авторитарный тип управления, ведущий к прямому регулированию и жесткому контролю, Согласно этой теории, люди изначально не любят работать, поэтому их следует принуждать, контролировать, направлять, угрожать наказанием, чтобы заставлять работать для достижения целей организации. Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, избегает ответственности.
Теория Y основана на демократическом стиле: делегирование полномочий, обогащение содержания работы, улучшение взаимоотношений, коллегиальное решение проблем и признание того, что мотивация людей происходит на основе сложной совокупности психологических потребностей и ожиданий.
Демократический руководитель считает, что работа для человека естественное состояние и потребность, внешний контроль - не главное и не единственное средство воздействия для достижения целей организации; человек может осуществлять самоконтроль, самоуправление, стремится к ответственности, склонен к самообразованию и изобретательности, - это основа типа управления Y. Личности, психологический тип поведения которой определен как Х, необходим авторитарный стиль управления, и наоборот, поведение по типу Y требует более демократического управленческого воздействия.
Участие, или вовлечение, работников (партисипативность) рассматривается также как один из факторов роста результативности, мотивации труда и производительности.
В 1981 г. Оучи предложил еще один подход - теорию 2, которая использует особенности японского стиля управления. Подход к управлению по теории 2 предполагает, что партисипативность является основой роста производительности. Для Нее характерна философия «доверие, такт и близость». Теория 2 рассматривает не только структуру организаций, но и философские подходы, стиль управления, В этом смысле теория 2 более зрелый и развитый вариант теорий Y.
Следующий этап в развитии управления связан с 60-70-ми годами, когда во внешней среде начали возникать неожиданные явления и темп изменений ускорялся - постиндустриальная эпоха. Теперь управлять текущей деятельностью и планировать будущую необходимо было, основываясь на том, что в будущем будет пользоваться спросом, какие появятся конкуренты, какой шаг сделает технология. Появилась необходимость изменить принципы, лежащие в основе долгосрочного планирования, идти от будущего к настоящему. Таким образом, растущая непредсказуемость внешней среды способствовала трансформации долгосрочного планирования в стратегическое.
Стратегическое планирование (система управление на основе предвидения изменений) - тип управления, основанный на принятии решений, учитывающих возможности, открывающиеся перед организацией в будущем, и направленный на выработку соответствующих стратеги развития организации, как ответной реакции на эти изменения.
Теперь от внешнего руководства требовалось искусство владения ситуационным подходом в планировании, т. е. принятием решений, исходя из конкретной ситуации как внутри, так и вне организации. Ранее мы определили этот стиль как предпринимательский стиль поведения. Среднее и низовое руководство должно было претворять эти стратегии в жизнь, т. е. для них было достаточно приростного поведения. Появившаяся в это время школа количественного управления, связана с развитием и применением в управлении кибернетики, математической статистики, моделирования, прогнозирования и вычислительной техники. Ключевой характеристикой школы является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами, количественными значениями, что позволило существенно повысить эффективность управленческих решений. Вклад внесли: Немчинов, Новожилов, Канторович, Федоренко, Шаталин.
В 90-е годы как за рубежом, так и у нас в стране внешняя среда для некоторых отраслей промышленности стала меняться очень быстро, многие важные задачи возникали так стремительно, что их невозможно было предугадать и планировать. Поэтому среднее и низшее руководство, приводя в жизнь стратегии, должны были видоизменять их, исходя из существующей ситуации, т. е. тоже должны были овладевать предпринимательским стилем или использовать ситуационный подход в управлении. Такое управление получило название стратегического управления.
Таким образом, менеджмент как
наука и процесс управления прошёл
различные стадии своего становления,
обусловленные социально-
2.2 Особенности
развития современного
В условиях перехода России
на инновационный путь развития экономики
возникла насущная потребность в
разработке новых форм и методов
управления, позволяющих предприятиям
адаптироваться к динамике внешней
среды, рационально использовать производственно-рыночный
потенциал, наращивать конкурентные преимущества
и создавать на этой основе реальные
предпосылки к обеспечению
Рыночные отношения приводят
к серьезному изменению содержания
и организации процессов
Информация о работе Теоретические основы менеджмента и его современное состояние