Теоретические основы отбора и найма персонала

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2014 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучение и анализ процесса и технологий отбора и найма персонала, рассмотрение опыта решения задач качественного комплектования кадрами организации на примере службы персонала компании «Ароматный мир», сравнительный анализ существующих и используемых компанией технологий, предложение рекомендаций по оптимизации технологии отбора и найма персонала.
Задачи исследования – рассмотреть технологии отбора и найма и разобрать стратегию и технологию подбора персонала на примере компании «Ароматный мир».

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы отбора и найма персонала
§ 1. Источники привлечения кандидатов
§ 2. Конкурсный набор персонала на работу
Глава 2. Стратегия и технология подбора персонала в компании «Ароматный мир»
§1 Технологический процесс найма персонала в компании в компании «Ароматный мир»
Заключение

Файлы: 1 файл

курсовая УЧР.docx

— 56.11 Кб (Скачать файл)

 

Факультет "Логистика"

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

         По дисциплине: "УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ"

  1. На тему: " отбор и наим".

 

 

                                 

 

 

МОСКВА

2012

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические основы отбора и найма персонала

§ 1. Источники привлечения кандидатов

§ 2. Конкурсный набор персонала на работу

Глава 2. Стратегия и технология подбора персонала в компании «Ароматный мир»

§1 Технологический процесс найма персонала в компании в компании «Ароматный мир»

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

Актуальность – актуальность выбранной темы заключается в том, что в последние годы, все большее внимание привлекают к себе инструменты управления, и в рамках изучения курса «Управление персоналом» целесообразно провести исследование теоретического и практического аспектов отбора и найма персонала.

Объект – отбор и найм персонала.

Предмет – технологии отбора и найма.

Цель работы – изучение и анализ процесса и технологий отбора и найма персонала, рассмотрение опыта решения задач качественного комплектования кадрами организации на примере службы персонала компании «Ароматный мир», сравнительный анализ существующих и используемых компанией технологий, предложение рекомендаций по оптимизации технологии отбора и найма персонала.

Здачи исследования – рассмотреть технологии отбора и найма и разобрать стратегию и технологию подбора персонала на примере компании «Ароматный мир»

Метод написания - анализ статистических данных, учебных пособий и информационных сайтов.

Характеристика источников – для выполнения данной работы были использованы: законодательная литература, научные журналы, статьи по управлению персоналом в организациях и учебная литература

Структура работы – Курсовая работа состоит из 2 глав. В первой главе выделены теоретические основы отбора и найма персонала, так же источники привлечения кандидатов на рабочие места и представлен метод конкурсного отбора персонала на работу.

Во второй главе рассматриваются Стратегия и технология подбора персонала в компании «Ароматный мир» и непосредственно технологический процесс найма персонала в компанию.

В заключении содержаться выводы и предложения по всем главам и параграфам.

Глава 1. Теоретические основы отбора и найма персонала

При планировании потребности предприятия в персонале осуществить следующие мероприятия:

·  определить факторы, влияющие на потребность в персонале (стратегия развития предприятия, количество производимой продукции, применяемые технологии, динамика рабочих мест и т.д.). При этом выделяются следующие категории персонала: рабочие (в т.ч. квалифицированные рабочие основных профессий и вспомогательные), служащие (включая руководителей различных уровней), технический персонал;

·   провести анализ наличия необходимого предприятию персонала;

·  определить качественную потребность в персонале (выявление профессионально – квалификационных требований и анализ способностей работников, необходимых для выполнения производственной программы);

·  определить количественную потребность в персонале (прогноз общей потребности в персонале, оценка движения персонала);

·  оптимизировать соотношение внутреннего (перемещения внутри предприятия) и внешнего (прием новых сотрудников) привлечения персонала;

·  оценить возможности и последствия привлечения персонала с точки зрения ресурсов организации (например, сопоставить издержки на содержание в организации профессионала высокого уровня с выгодами от его использования и только после этого принять решение о привлечении его в качестве сотрудника).

Профессиональная пропаганда в организации осуществляется с целью формирования положительного имиджа предприятия, повышения статуса работы в данной организации, демонстрации возможностей профессионального и должностного роста. Главным методом пропаганды является убеждение, которое предполагает доведение обоснованным и убедительным способом до потенциальных членов организации информации о положительных сторонах работы в организации, о деятельности ее специалистов, о возможных путях ее развития. Эти мероприятия осуществляются посредством постоянного повторения сообщений, содержащих необходимую информацию и рассчитанных на самые широкие слои населения.

Реклама. В данном случае под рекламой подразумевается комплекс целенаправленных, тщательно спланированных мероприятий, направленных на привлечение внимания к работе в организации, формирование интереса к профессии и области деятельности, установок на исполнение конкретных ролей в организационной структуре и их закрепление. Рекламная кампания – комплекс информационных продуктов, передаваемых по каналам массовой коммуникации в направлении целевой аудитории, т.е. специалистов, в которых существует потребность согласно предварительным оценкам и результатам анализа организационной структуры.

Специфические черты исполнения отдельных ролей в организации задействованы в следующем компоненте по привлечению работников - профориентации, которая предполагает более детальное (по сравнению с пропагандой и рекламой) знакомство с организацией, соответствующими ролями, а также различными ситуациями, характерными для данного вида деятельности. Потенциальный работник данной организации должен получить наиболее полное представление об основных ролевых требованиях, предъявляемых к нему в конкретных статусах, о творческих возможностях и перспективах при исполнении ролей в организации.

Наиболее распространенными формами профориентации применительно к отбору и найму персонала являются профессиональное консультирование и профессиональная информация. Последняя осуществляется путем проведения экскурсий, конкурсов, презентаций профессий, дней профессиональной ориентации, дней открытых дверей, предоставления информационных материалов, которые иллюстрируют различные стороны деятельности организации, особенности выпускаемого продукта, выгоды и преимущества, которые получает персонал данной организации. По результатам профориентации выделяется круг специалистов и исполнителей для последующего подбора персонала.

Вывод. Структура организации как система норм и статусов становиться рабочим компонентом предприятия только после насыщения ее сотрудниками, усилиями которых реализуются цели организации, создаются ее продукты. Обеспечение качественного комплектования кадрами и осуществление контроля соответствия кадрового состава организации стоящим перед ней целям – задачи службы персонала.

 

§1. Источники привлечения кандидатов 

 

Внутренние источники — это люди, работающие в организации. В ряде зарубежных стран, например Японии, при появлении вакансий в аппарате управления принято вначале объявлять внутренний конкурс на замещение должности из своих сотрудников и только затем, в случае отрицательных результатов, приглашать к участию в конкурсе специалистов со стороны. Считается, что это улучшает моральный климат в коллективе, укрепляет веру сотрудников в свою организацию. При работе с резервом во всех крупных фирмах существуют так называемые матрицы перемещений, в которых находит отражение настоящее положение каждого сотрудника, его возможные перемещения и степень готовности к занятию следующей должности (готов занять немедленно, через год, через два года, но для этого необходимо повышение квалификации в определенных областях и т. д.).

Методы набора персонала из внутреннего источника разнообразны: Внутренний конкурс. Служба персонала может разослать во все подразделения информацию об открывшихся вакансиях, известить об этом всех работающих, попросить их порекомендовать на работу своих друзей и знакомых. Совмещение профессий. В этих случаях целесообразно использовать и совмещение должностей самими работниками фирмы (если исполнитель требуется на короткое время, для выполнения небольшого объема работы). Ротация. Весьма эффективным для некоторых организаций, особенно находящихся в стадии интенсивного роста, считается такое использование внутренних источников комплектования управленческих кадров, как перемещение руководителей. Таблица 1. Методы оценки персонала

№ п/п

Название метода

Краткое описание метода

1

Биографический метод

Оценка работника по биографическим данным

2

Произвольные устные или письменные характеристики

Устное или письменное описание того, что собой представляет работник и как он себя проявляет (включая достижения и упущения)

3

Оценка по результатам

Устное или письменное описание конкретной работы, выполняемой работником

4

Метод групповой дискуссии

Постановка, обсуждение и решение проблемы в группе, в ходе которой оцениваются знания, личностные черты и другие качества работника

5

Метод эталона

Оценка относительно наилучшего работника, выбранного за эталон

6

Матричный метод

Сравнение фактических качеств работника с набором желательных качеств (происходит в матричной форме)

7

Методы свободного и принудительного выбора оценочных характеристик по готовым формам

Сравнение фактических качеств, которыми обладает оцениваемый, с перечнем качеств, представленных в заранее разработанной форме

8

Метод суммируемых оценок

Определение степени проявления у работников тех или иных качеств путем проставления по определенной шкале экспертных оценок

9

Метод заданной группировки работников

Под заданную модель требований к работнику подбирается подходящий кандидат или под заданную ролевую структуру рабочей группы подбираются конкретные люди

10

Тестирование

Определение знаний, умения, способностей и других характеристик на основе специальных тестов

11

Ранжирование

Определение экспертным или другим путем ранга (места), оцениваемого среди других работников, и расположение всех оцениваемых по порядку убывания рангов

12

Метод попарных сравнений

Попарное сравнение оцениваемых между собой по определенным качествам и последующее математическое ранжирование по порядку убывания

13

Метод заданной балльной оценки

Начисление (снижение) определенного количества баллов за те или иные достижения (упущения)

14

Метод свободной банальной оценки

То же, при осуществлении не на нормативной основе, а в разовом порядке

15

Метод графического профиля

Вместо условных оценочных измерителей используется графическая форма оценок (профиль) ломаной линии, соединяющей количественные значения (точки) по различным качествам оцениваемого. Метод позволяет проводить наглядное сравнение оцениваемого с профилем «идеального» работника, а также сравнить между собой различных работников

16

Коэффициентный метод

Выделяются факторы оценки и определяются нормативные значения этих факторов для разных групп оцениваемых. Фактический результат соотносится с нормативом, в итоге получается различные коэффициенты, дающие возможность проводить сопоставление и оценку работников

17

Метод критического инцидента

Оценивается, как вел себя работник в критической ситуации (понятие ответственного решения, разрешение незнакомой проблемы, преодоление сложной ситуации и др.)

18

Метод свободного или индивидуального обсуждения

В свободной форме или по заранее составленной программе проводится обсуждение с оцениванием планов и практических результатов работы кандидата, сотрудника

19

Метод самооценок и самоотчетов

Письменная или устная самооценка перед коллективом. При благоприятном морально-психологическом климате в коллективе метод способствует принятию напряженных обстоятельств и повышению моральной ответственности

20

Метод шкалирования

Значение показателя оценки по шкале устанавливается для каждого сотрудника

21

Метод упорядочения рангов

Несколько оценок расставляют в ранжированный ряд относительно одного значения

22

Метод альтернативных характеристик

Отдельный работник характеризуется с точки зрения наличия или отсутствия того или иного качества


 

К внешним источникам подбора персонала относится вся совокупность людей, способных работать в организации, но не работающих в ней в настоящий момент. Специалисты службы управления персоналом работают в тесном контакте со службой занятости и рекрутинговыми компаниями, оказывающими услуги по подбору, обучению персонала, оказанию консультационных услуг, организации бизнес-тренингов и др.

Таблица 1.Некоторые достоинства и недостатки различных источников комплектования организации кадрами 1

Источники

Преимущества

Недостатки

Внутренние

● пример возможности самореализации внутри организации, воспринимается как поощрение успешной работы;

● для организации продолжается работа с сотрудниками, которые уже известны, а также сокращаются финансовые затраты на подбор персонала.

● возможен риск осложнений личных взаимоотношений между сотрудниками, может возникнуть “семейственность”.

Внешние

● возможность выбора из большого числа кандидатов;

● новые люди — новые идеи и приемы работы.

● адаптация нового сотрудника, возможно ухудшение морально-психологического климата среди давно работающих.


Центры занятости. Многие фирмы и компании используют местные центры занятости (государственные биржи труда) в качестве источника для найма людей. Эти службы могут помочь найти не слишком квалифицированный персонал (для простой, рутинной работы, возможно,требующей неполной занятости). Как правило, через службу занятости устраиваются на работу специалисты, которые потеряли работу из-за банкротства своих прежних предприятий и были вынуждены пройти переобучение (переподготовку) для освоения новой специальности.

оммерческие биржи труда (БТ) – организации, оказывающие платные услуги населению по их трудоустройству; с работодателей плата не взымается. На качественный подбор персонала такие компании не претендуют и не несут ответственности за оказанные услуги перед работодателями; направляют соискателей, подходящих лишь по формальным признакам[2]. Агентства по найму (рекрутинговые, кадровые агентства) – организации, оказывающие посреднические услуги по подбору персонала для фирм-заказчиков. Многие менеджеры по персоналу пользуются услугами агентств по найму, чтобы сэкономить время и избежать трудностей при поиске нового персонала. Агентству представляется заявка на специалистов с указанием должности, оклада, содержания деятельности, ориентировочных критериев поиска и отбора. Как правило, хорошо работающее агентство представляет нескольких кандидатов, чтобы работодатель сделал свой выбор самостоятельно. На представленных специалистов может быть дана “гарантия”, которая вступает в силу в случае увольнения специалиста по собственному желанию или некомпетентности в течение оговоренного срока. В таком случае агентство обязано бесплатно представить других кандидатов на данную должность. Обращение в такое кадровое агентство со стороны соискателей (кандидатов на определенную должность) не подлежит оплате. Особым видом рекрутинговой деятельности является – Head Hunting (в русской транскрипции – “охота за головами”, в хорошем, “интеллектуальном” смысле этих слов). Агентства такого рода решают кадровые проблемы высочайшего уровня крупных фирм-заказчиков. Их работа заключается в том, чтобы проанализировать определенную сферу бизнеса на предмет наличия необходимых специалистов, выявить кандидатов, наиболее соответствующих всем требованиям, и, естественно, привлечьодногоизних.  

Информация о работе Теоретические основы отбора и найма персонала