Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 07:00, контрольная работа
Знания, полученные в процессе учебы в университете и прохождения профессиональной подготовки, стремительно устаревают. Многие люди меняют род занятий по нескольку раз в течение жизни, и концепция одной работы на всю жизнь – уходит в прошлое. Сегодня, чтобы выжить и добиться успеха на рабочем месте, необходимо непрерывно совершенствовать свои знания и навыки.
1 Теоретические основы профессионального обучения персонала на предприятии
1.1 Профессиональное обучение в системе формирования кадрового потенциала предприятия
Знания, полученные в процессе учебы в университете и прохождения профессиональной подготовки, стремительно устаревают. Многие люди меняют род занятий по нескольку раз в течение жизни, и концепция одной работы на всю жизнь – уходит в прошлое. Сегодня, чтобы выжить и добиться успеха на рабочем месте, необходимо непрерывно совершенствовать свои знания и навыки. Для сохранения работоспособности в стремительно меняющемся мире нужно принять концепцию постоянного личностного развития и непрерывного обучения.
Образование ― процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков и способов поведения, необходимых для подготовки человека к жизни и труду. Образование делится на общее и профессиональное.
Непрерывное образование ― процесс и принцип формирования личности, предусматривающий создание таких систем образования, которые открыты для людей любого возраста и поколения и сопровождают человека в течение всей его жизни, способствуют постоянному его развитию, вовлекают его в непрерывный процесс овладения знаниями, умениями, навыками и способами поведения (общения). Непрерывное образование предусматривает не только повышение квалификации, но и переподготовку при изменяющихся условиях и стимулирование постоянного самообразования.
Профессиональное обучение ― процесс непосредственной передачи новых профессиональных навыков или знаний сотрудникам организации. Примером профессионального обучения могут служить курсы по изучению новой компьютерной программы для секретарей-референтов, программа по обучению агентов по продажам, финансовый курс для высшего управленческого аппарата компании [, с. 253].
В настоящее время сложно найти организацию, которая не занималась бы обучением работающего в ней персонала. Это связано с тем, что:
― эффективная жизнедеятельность организации в условиях динамичной, сложной и агрессивной внешней среды возможна только при наличии компетентного персонала;
― обучение персонала является необходимым условием достижения стратегических целей организации;
― обучение является одним из значимых мотиваторов, повышающих стоимость сотрудников на рынке труда;
― проведение организационных изменений без своевременного обучения становится невозможным или сильно затруднено;
― организация не может быть конкурентоспособной, если компетенции ее персонала будут хуже, чем у других.
Вместе с тем обучение сотрудников организации может дать ожидаемый эффект при соблюдении следующих условий:
1. Программы обучения должны быть привязаны к стратегическим целям организации. Только в этом случае сотрудники будут повышать свои компетенции в сферах, востребованных именно в данной организации.
2. Обучение должно быть своевременным. Не имеет смысла оплачивать приобретение сотрудниками компетенций, которые они смогут применить в организации через год ― два.
3. Обучение не должно быть для сотрудников наградой. Не имеет смысла «лучшего продавца года» посылать на тренинг по активным продажам, он и так это умеет делать достаточно хорошо. В этом случае человек, вероятнее всего, будет не только прогуливать занятия, но возмущаться по поводу того, что у него забрали время, в течение которого он мог бы зарабатывать деньги.
4. Обучение не должно быть для сотрудников своеобразной «обязаловкой». Если компания заинтересована в развитии компетенций своих сотрудников, то она должна сделать так, чтобы и они этого тоже хотели. Незамотивированный на обучение сотрудник не только сам будет сопротивляться, но может вовлечь в это и других. Поэтому очень важно, чтобы человек видел связь обучения с уровнем своей заработной платы или с карьерным ростом.
5. Обучение не должно быть для сотрудников своеобразной «халявой». Давно всем известно: что достается бесплатно, людьми не ценится. Поэтому важно, чтобы сотрудники знали цену обучения. Для этого можно сделать так, чтобы сотрудник сам оплачивал 10―50 % стоимости обучения, подразумевая при этом, что он вернет себе эти затраты в будущем за счет повышения своей результативности и, следовательно, роста заработной платы, или должен был некоторое время после обучения отработать в организации, заключив с ним соответствующий договор: ощущение утраты некоторой свободы ― очень большая цена для некоторых людей.
Знание цены обучения побуждает человека более требовательно относиться к качеству получаемых образовательных услуг, к возможностям применения полученных знаний.
6. Обучение должно сопровождаться либо ростом заработной платы, либо карьерным продвижением. Если этого не происходит, то мотивация человека снижается.
В процессе профессионального обучения можно выделить четыре основных субъекта в соответствии с рисунком 1:
- заказчик (сама организация, хотя возможны и другие варианты), оплачивающий обучение и заинтересованный в быстром включении полученных обучаемыми (слушателями) знаний, умений и навыков в их трудовое поведение;
- клиент (обучаемый, слушатель), либо направленный на обучение заказчиком, либо желающий пройти обучение по собственной инициативе и оплачиваемый его самостоятельно, в последнем случае заказчик и клиент объединяются в одно лицо;
- преподаватель, непосредственно работающий с клиентами, обычно он же является и разработчиком программы обучения либо ее части;
- организатор, организующий обучение, выступающий посредником между преподавателем, клиентом и заказчиком. В качестве организатора может выступать организация, специализирующаяся на обучении, подразделение или должностное лицо в службе управления персоналом предприятия-заказчика.
Рисунок 1 ― Субъекты профессионального обучения
Примечание – Источник: [, c. 178].
В современных организациях профессиональное обучение представляет собой комплексный непрерывный процесс, включающий в себя несколько этапов, показанных на рисунке 2 [, с. 178].
Управление процессом профессионального обучения начинается с определения потребностей в обучении, которые формируются на основе потребностей развития персонала, а также необходимости выполнения сотрудниками организации своих текущих производственных обязанностей. На потребность в обучении, в приобретении новых знаний и развитии профессиональных навыков оказывает влияние возраст, рабочий опыт, уровень способностей и другие факторы [, с. 321].
Рисунок 2 ― Процесс профессионального обучения
Примечание – Источник: [, с. 178].
Процесс профессионального обучения начинается с определения потребностей, которые может удовлетворить организация путем обучения своих сотрудников. Определяются эти потребности на основе:
- положений стратегии развития организации, зафиксированных в специальных документах;
- заявок руководителей подразделений и самих работников о необходимости их переподготовки и повышения квалификации;
- опросов руководителей и специалистов;
- анализа результатов работы организации, тестирования сотрудников;
- индивидуальных планов развития, подготовленных сотрудниками во время аттестации.
Задача специалистов по обучению на этом этапе часто состоит в том, чтобы перевести общие положения организационной стратегии, заявок, результатов опросов и планов развития на язык программ профессионального обучения.
Профессиональное обучение связано со значительными материальными издержками, поэтому формирование и контроль за исполнением бюджета профессионального обучения являются важнейшими элементами управления обучением. На величину бюджета влияют два фактора: потребности компании в обучении и её финансовое состояние. Высшее руководство определяет, сколько может быть потрачено на профессиональное обучение в течение следующего года, и, сопоставляя размер бюджета с выявленными потребностями, устанавливает приоритеты в профессиональном обучении.
При расчете бюджета профессионального обучения необходимо учесть все компоненты издержек. Если обучение проходит в организации, то к ним относятся заработная плата приглашенных преподавателей, расходы на аренду учебных помещений и приобретение материалов и оборудования и т. п. Соответственно, организация стремится сократить их за счет:
- использования в качестве преподавателей собственных сотрудников;
- проведения обучения в собственных помещениях;
- экономии на материалах, используемых в учебном процессе.
Если обучение проходит вне организации, то к расходам относятся оплата образовательных услуг, предоставляемых организатором.
При этом зачастую игнорируются затраты, связанные с отсутствием сотрудников на рабочем месте, расходами на их командировки, питание и т. д. Только наличие полной информации об издержках, связанных с организационным обучением, дает возможность принимать взвешенные решения о формах и методах обучения.
При определении целей профессионального обучения следует различать цели, которые в процессе обучения преследуют его субъекты, а они могут быть разными у разных субъектов, и цели и задачи, которые ставятся перед слушателями в процессе обучения.
С точки зрения заказчика основными целями обучения сотрудников являются:
- получение персонала, способного решать как текущие, так и будущие задачи предприятия;
- расширение контактов работников в профессиональной среде;
- мотивация работников путем повышения их стоимости на рынке труда;
- реклама предприятия, т. к. в процессе обучения его работники, выступая в обсуждении разных вопросов, будут неизбежно это делать.
Основными целями клиента являются:
- поддержание и повышение профессиональной квалификации;
- приобретение знаний вне сферы профессиональной деятельности;
- приобретение знаний о внешней среде организации;
- расширение профессиональных и социальных контактов.
Основными целями преподавателя являются:
- зарабатывание денег путем предоставления заказчику через клиента качественных образовательных услуг;
- формирование собственного положительного имиджа на определенном сегменте рынка образовательных услуг;
- расширение собственных социальных контактов.
Основными целями организатора являются зарабатывание денег путем развития компетенций работников заказчика и формирование собственного положительного имиджа на определенном сегменте рынка образовательных услуг [ , c.211].
В настоящее время цели, во многом определяемые заказчиком, являются особенными для каждой категории обучаемых. Вместе с тем можно выделить четыре основные группы задач, решаемые в ходе обучения и оказывающие самое непосредственное влияние на его содержание:
- получение слушателями определенной информации;
- развитие у них навыков работы с информацией;
- развитие навыков межличностного общения и изменения установок;
- развитие способности к принятию решений и анализу проблем.
Содержание программ и методы обучения должны не только учитывать потребности слушателей в развитии, приобретении новых знаний и навыков, получении информации, необходимой для успешной работ, но и работать на цели и интересы организации.
В зависимости от целей обучения содержание учебных программ будет существенно различаться. Одна из основных целей обучения ― предоставление работникам знаний, которые помогут им лучше выполнять свою работу. Речь идет об информации, которая позволяет работникам лучше понимать положение дел в организации: сведения о политике организации; о новых социальных программах, льготах, законах, положениях; о новых стандартах работы.
Другая цель обучения ― развитие необходимых моторных навыков, которые связаны с физическими аспектами выполнения профессиональной деятельности. Чтобы научиться моторным навыкам, надо не только дать работнику информацию о том, что он должен делать, но и о том, как он должен выполнять эту работу. Очевидно, что человек не может научиться водить машину, просто прочитав книгу или просмотрев фильм; он должен реально упражняться, чтобы освоить эту деятельность.
Ещё одна цель ― развитие навыков межличностного общения, необходимых для успешного взаимодействия с другими людьми в рабочих и нерабочих ситуациях. Ключевыми навыками межличностного взаимодействия являются установление психологического контакта, слушание, убеждение, разрешение конфликтов и т. п. Обучение этим навыкам призвано не только облегчить понимание поведения других людей, кроме этого оно должно помочь слушателям выработать такое поведение, такие собственные действия, которые будут повышать эффективность деловой коммуникации.
Обучение принятию решений и анализу проблем повышает способность обучающихся (особенно руководителей) выявлять проблемы, собирать и анализировать информацию, генерировать альтернативные решения и выбирать оптимальное решение из ряда альтернатив [ , c.204].
Выработать критерии для оценки эффективности программ обучения каждой в отдельности реализуемой в организации, достаточно сложно, поскольку далеко не всегда возможно определить ее влияние на конечные результаты деятельности всей организации. В таком случае эффективность может оцениваться по степени достижения целей, поставленных перед программой.
Помимо этого следует учитывать, что некоторые программы обучения создаются не для выработки конкретных профессиональных навыков, а для формирования определенного типа мышления и поведения. Это прежде всего программы, направленные на развитие организационной культуры, на адаптацию молодых сотрудников организации и т. д. Эффективность такой программы довольно сложно измерить напрямую, т. к ее результаты можно будет ощутить через длительный временной промежуток и связаны они с поведением и сознанием людей, которые не поддаются точной оценке.
В подобных случаях можно использовать косвенные методы оценки эффективности, к которым относятся:
- тесты, проводимые до и после обучения и показывающие, насколько увеличились знания обучающихся;
- наблюдение за поведением прошедших обучение сотрудников на рабочем месте;
- наблюдение за реакцией обучающихся в ходе программы;
- оценка эффективности программы самими обучающимися с помощью анкетирования или в ходе открытого обсуждения.
В любом случае критерии оценки должны быть установлены до обучения и доведены до сведения всех субъектов обучения.
Можно назвать пять критериев, обычно используемых при оценке эффективности обучения:
- мнение обучающихся;
- усвоение учебного материала;
- поведенческие изменения;
- рабочие результаты;
- эффективность затрат.
Обучение персонала можно рассматривать также как часть системы управления персоналом. С одной стороны обучение подчинено всем другим направлениям работы и поддерживает их. С другой ― обучение само создаёт предпосылки для решения новых и более сложных задач за счёт того, что персонал овладевает новыми подходами в работе, новыми знаниями и навыками. Место обучения в общей системе управления персоналом показано на рисунке 3 [ , с. 196].
Система обучения и повышения квалификации эффективна лишь в случае, если она тесно связана с важнейшими направлениями работы по управлению персоналом—системой стимулирования труда, работой с резервом на руководящие должности, программами развития персонала и др.
Рисунок 3 ― Место обучения персонала в общей системе управления персоналом
Примечание – Источник: [ , с. 196].
1.2 Организация профессионального обучения персонала на предприятии
Специфика обучения персонала организаций состоит в том, что речь идёт об обучении взрослых людей, которые уже получили не только среднее или среднее специальное, но часто и высшее образование. Это с одной стороны, накладывает определённые ограничения на процесс обучения, а с другой ― открывает перед преподавателем широкие возможности в силу наличия у большинства слушателей хорошего уровня базовых знаний.
Независимо от специфики профессиональной деятельности слушателей, успешное достижение целей обучения возможно лишь при использовании ряда принципов, которые давно доказали свою практическую ценность. Среди важнейших принципов, обеспечивающих успех обучения, можно выделить следующие:
- чёткая постановка задач обучения;
- предоставление обратной связи;
- практика;
- мотивация к обучению;
- перенос приобретённых знаний и навыков в рабочие условия;
- учёт основных характеристик обучающихся [ , с. 204].
Чёткая постановка задач обучения. Без чёткой постановки задач обучения можно ошибиться как при определении содержания учебной программы, так и при выборе методов обучения. Задачей обучения может быть передача обучающимся необходимых знаний, развитие у них тех или иных рабочих навыков, повышение уровня их рабочих показателей, донесение информации о работе предприятия и т. д.
Предоставление обратной связи. Предоставление обучающимся обратной связи, то есть информации об успехах в учёбе и о том, в какой степени эти достижения отвечают установленным стандартам, является одним из основных принципов обучения. Обучающиеся на всём протяжении обучения нуждаются в получении разнообразной связи—от преподавателей, товарищей по обучению и из других источников. Обратная связь необходима обучающимся для того, чтобы они имели представление о достигнутом прогрессе, а если возникают затруднения, они должны иметь чёткое представление об их характере, источниках и причинах, а также что можно предпринять, чтобы избежать их.
Важнейшим средством предоставления обратной связи в ходе обучения являются комментарии и замечания со стороны преподавателя или руководителя относительно успехов, достигнутых обучающимся. Чтобы обеспечить высокое качество обратной связи, комментарии или замечания о выполненном действии должны быть:
- сбалансированными, отличать не только просчёты, ошибки или недостатки, но и положительные стороны и достижения обучающегося;
- конкретными, а не даваться в общем виде;
- связаны с результатами, достигнутыми в ходе обучения, а не с личностью обучающегося;
- конструктивными, указывать не только на то, что сделано плохо, а давать конструктивные советы или рекомендации, направленные на улучшение результатов.
Практика ― повторение усвоенных знаний и навыков, используемое для закрепления желаемых результатов обучения. С другой стороны она представляет собой реальное использование знаний и навыков, полученных в ходе обучения. Без практического закрепления учебного материала конкретные действия, навыки или виды поведения могут быть освоены или закреплены неверно.
Отработка и закрепление полученных в результате обучения знаний, навыков и умений может проводиться в разных формах.
Распределённая практика означает, что практика перемежается с отдыхом или с другими видами деятельности. Исследования показывают, что промежутки между периодами практики должны постепенно увеличиваться, и по мере введения нового материала необходимо обеспечивать повторение старого материала.
Массированная практика ― это такая практика, когда периоды переключения на другие виды деятельности почти отсутствует. Ясно, что массированная практика требует меньше времени, чем распределённая. В этом случае процесс закрепления обеспечивается высокой интенсивностью практической отработки знаний, навыков и умений, полученных в результате обучения.
Мотивация к обучению. Важной задачей любого преподавателя является формирование у слушателей высокой мотивации к обучению, то есть высокой степени их заинтересованности, как в конечных результатах обучения, так и в самом участии в процессе обучения. На мотивацию к обучению могут влиять ряд факторов.
1) Интерес слушателей к изучаемой тематике (интересный, живой, полезный материал способствует более высокой мотивации к обучению).
2) Личность преподавателя: симпатия и уровень доверия к преподавателю со стороны слушателей помогает повысить их мотивацию к обучению. Этому также способствует высокий профессионализм, владение материалом, умение найти общий язык со слушателями, эмоциональность и увлечённость самого преподавателя излагаемым материалом и т.д.
3) Успешность освоения учебного материала. К примеру, школьник, получающий по математике одну двойку за другой, имеет значительно более низкий уровень мотивации к изучению этого предмета, чем отличник.
4) Возможность применения изучаемого материала или освоенных навыков на практике: бесполезный с точки зрения слушателей материал, никак не связанный с их работой, может вызвать у них скуку и раздражение.
5) Значимость результатов обучения для слушателей. Чем большее значение имеют результаты обучения для слушателей, тем выше степень их заинтересованности в овладении данными знаниями в овладении данными знаниями и навыками. Результатом обучения может быть получение более высокого разряда, повышение в должности, повышение уровня оплаты труда, получение более интересной или перспективной работы.
6) Условия обучения. Если хорошие условия обучения (температура в аудитории, освещённость и т.д.), наличие современной материальной базы (средства оргтехники, проекционная аппаратура, современные станки и оборудование и т.д.) повышают мотивацию слушателей к овладению предлагаемыми учебной программой знаниями и навыками, то плохие условия, наоборот, отбивают у них всякое желание учиться.
Процесс обучения имеет дело как с внутренними так и с внешними стимулами. Например, возможность выполнения новой или более сложной задачи может сама по себе приносить удовлетворение обучающемуся, повышая уровень его самоуважения и мотивируя к продолжению обучения. С другой стороны, у него может быть и внешняя мотивация к обучению, если прохождение обучения обещает ему, например, повышение в должности или работу в лучших условиях.
Перенос приобретенных знаний и навыков в рабочие условия. Ключевым моментом любой программы обучения и любого метода обучения является вопрос о том, смогут ли обучающиеся использовать приобретенные знания и навыки в работе. Если знания и навыки, полученные в одной ситуации, можно успешно использовать и в другой, то говорят, что имеет место позитивный перенос. Нейтральный перенос имеет место, когда то, что было изучено и освоено в одной ситуации, не применимо в другой ситуации. При негативном переносе освоенное поведение, навыки или изученный материал оказывают отрицательное воздействие на результат деятельности в другой ситуации.
Для обеспечения переноса знаний и навыков, освоенных обучающимися в процессе обучения, на новые ситуации следует учитывать следующие факторы:
- сходство между содержанием обучения и содержанием профессиональной деятельности;
- разнообразие знаний и навыков, полученных в результате обучения;
- акцент на изучении общих принципов;
- обеспечение обратной связи о результатах деятельности.
Учет индивидуальных характеристик обучающихся.
1) Общий образовательный уровень. Во многих организациях при комплектовании учебных групп часто возникает проблема различий в уровне базовой подготовки обучающихся. Если программа будет ориентирована на работников с высоким образовательным уровнем, то работники с низким образовательным уровнем могут не понять часть учебной программы. Если ориентировать программу на работников с низким уровнем образования, то это отрицательно повлияет на интерес к учебе обучающихся с высшим образованием ― им будет скучно заниматься «разжевыванием» прописных истин.
2) Уровень способностей. Люди могут существенно различаться по уровню развития у них способностей, необходимых для успешной профессиональной деятельности в определенной области. Программы обычно ориентируют на средний, а не на самый низкий или самый высокий уровень развития способностей.
3) Профессиональный опыт, навыки и умения.
4) Личные и деловые качества. Их учитывать при подготовке и проведении занятий труднее всего. Часто слушатели раскрываются полностью лишь к концу учебной программы. Однако, для преподавателя крайне важно понимать, что трудности, возникающие в ходе занятий, могут быть связаны с личностными и деловыми качествами обучающихся.
1.3 Зарубежный опыт профессионального обучения персонала на предприятии
Различают три вида обучения: подготовка, повышение квалификации и переподготовка кадров.
Подготовка кадров ― планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способов общения. Под подготовкой новых рабочих на производстве понимается профессиональное обучение лиц, которые ранее не имели профессии. Например, это лица работавшие прежде по профессиям, для овладения которыми не требовалось профессионального обучения: подсобный (транспортный) рабочий, уборщик производственных помещений, курьер, дворник и т.д.
Повышение квалификации кадров ― обучение кадров в целях усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.
Переподготовка кадров ― обучение кадров в целях освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда. Т.е. это обучение работников, уже имеющих профессию с целью получения новой. Переподготовка кадров позволяет не только существенно улучшить организацию труда, но и использование оборудования и рабочей силы.
Предмет обучения ― знания (получение теоретических, методических и практических знаний, необходимых работнику для выполнения своих обязанностей на рабочем месте), умения (способность выполнять обязанности, закреплённые за работником на конкретном рабочем месте), навыки (высокая степень умения применять полученные знания на практике), способы общения (совокупность действий и поступков индивида в процессе общения с окружающей действительностью) [ , с. 437].
Существует огромное количество методов обучения персонала, можно выделить три основных:
1) на рабочем месте;
2) вне рабочего места (внутри организации и вне);
3) самообучение.
Опишем методы профессионального обучения на рабочем месте. К ним относятся: инструктаж, ротация, ученичество, наставничество и подготовка в проектных группах. Обучение на рабочем месте является более дешевым и оперативным, имеет тесную связь с повседневной работой и облегчает вхождение в учебный процесс работников, не привыкших к обучению в аудитории, предоставляет, как правило, значительные возможности для повторения и закрепления вновь изученного. Но такое обучение ограничено рамками данного рабочего места.
Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приёмов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором. Инструктаж является недорогим и эффективным средством развития простых технических навыков, поэтому он столь широко используется во всех организациях.
Ротация ― метод самостоятельного обучения, при котором сотрудник временно перемещается на другую должность с целью приобретения новых навыков. Ротация широко применяется предприятиями, требующими от работников владения несколькими профессиями. Кроме обучающего эффекта, ротация оказывает положительное влияние на мотивацию сотрудника, помогает преодолевать стресс, вызываемый однообразными производственными функциями, расширяет социальные контакты на рабочем месте. Серьёзный недостаток ротации ― высокие издержки, связанные с потерей производительности при перемещении работника с одной должности на другую.
Ученичество и наставничество являются традиционными методами профессионального обучения с древних времен. Этот метод особенно распространен и целесообразен там, где качество во многом определяется индивидуальным мастерством исполнителя и практический опыт играет исключительную роль в подготовке специалистов (например, в медицине, виноделии и т. д.). Наставничество предполагает наличие более опытного человека ― наставника, постоянно следящего за развитием учеников, оказывающего помощь своим личным примером, советами, подсказками и т. п. Данный метод требует особой подготовки и склада характера от наставника.
Одним из достаточно эффективных приемов данного метода является цепочка усложняющихся заданий, которая представляет собой специальную программу рабочих действий, выстроенную по степени их усложнения, увеличения требуемых для их выполнения знаний и навыков. Заключительная ступень такой программы ― самостоятельное выполнение сложного задания.
Подготовка в проектных группах ― сотрудничество, осуществляемое в учебных целях в проектных группах, создаваемых на предприятии для разработки крупных, ограниченных сроками задач.
Методы обучения, применяемые на рабочем месте, характеризуются непосредственным взаимодействием с обычной работой в стандартной рабочей ситуации. Определяющей характеристикой здесь является то, что обучение организовано и проводится специально для сотрудников конкретной организации с учетом ее специфики и особенностей. Поэтому они предпочтительны для выработки навыков, требующихся для выполнения текущих производственных задач. В то же время такое обучение редко способствует развитию потенциала сотрудника, формированию принципиально новых поведенческих и профессиональных компетенций, поскольку не дает возможности абстрагироваться от конкретной производственной ситуации и выйти за рамки традиционного поведения.
Обучение вне рабочего места внутри организации связано с дополнительными финансовыми затратами и отвлечением работников от их служебных обязанностей. Оно позволяет не только повышать квалификацию, но и проводить их переквалификацию и повышать общеобразовательный уровень. При таком обучении организации легче управлять содержанием и форматом образовательных программ, чем при обучении вне организации. Это позволяет устанавливать непосредственную связь процесса и результатов обучения с интересами организации, ее целями и стратегиями.
Обучение вне организации требует еще больших финансовых затрат и более длительного отвлечения работников от их производственных обязанностей. Оно нацелено либо на повышение общеобразовательного уровня работников, их ознакомления с достижениями науки и практики в сфере их профессиональной деятельности; либо на отработку навыков, востребованных работниками многих организаций (например, получение навыков активных продаж).
Участие работника в образовательных программах, проводимых вне организации, открывает перед ними новые возможности, позволяет взглянуть на свою работу и свою организацию в более широкой перспективе. Часто такое обучение дает возможность установить достаточно тесные контакты с представителями родственных организаций, обменяться опытом.
Обучение вне организации дает наибольший эффект, если:
1) его результаты востребованы в организации, т. е. человек имеет возможность на практике применить то, чему его учили;
2) работники, направленные на обучение, связывают его с необходимым профессиональным или карьерным ростом;
3) работники, прошедшие обучение, составляют о нем достаточно подробный отчет, выступают перед другими заинтересованными сотрудниками организации, обобщая полученные знания и навыки, связывают их со своей непосредственной деятельностью.
Методы профессионального обучения вне рабочего места предназначены прежде всего для получения теоретических знаний и для обучения умению вести себя в соответствии с требованиями производственной обстановки. Наиболее распространенными методами обучения, которые используются вне рабочего места обучаемого, являются:
- лекции;
- семинары;
- деловые игры;
- тренинги;
- «веревочные курсы».
При рассмотрении этих методов необходимо учитывать, что в настоящее время в чистом виде не используется ни один из них.
Лекция дает возможность изложения большого объема учебного материала за короткое время большому числу слушателей. При этом преподаватель может применять различные наглядные средства, используя классную доску, плакаты, показ слайдов или видеофильмов, раздаточный материал. Лекция не предполагает практических действий со стороны обучающихся, их роль ограничивается восприятием и самостоятельным осмыслением материала. Основными недостатками этого метода являются:
- односторонний характер коммуникации: обучаемые обычно конспектируют за лектором, практически не имея возможности обращаться к нему;
- сложность контроля усвоения слушателями излагаемого материала;
- нет возможности учесть разный уровень знаний и профессиональный опыт обучаемых;
- сложность переноса знаний, полученных во время лекции, в рабочие условия.
Основным преимуществом лекции являются наиболее низкие финансовые затраты на одного обучаемого.
Одним из средств повышения эффективности лекции является использование видеоматериалов, которые могут демонстрироваться с помощью самых разнообразных средств отображения визуальной информации. Их преимущество в том, что они могут показывать объекты и процессы в деталях и в движении, а зрительные образы запоминаются легче, чем устная информация.
Цель семинара ― помочь слушателям как можно лучше разобраться в содержании изучаемого материала. Главное в семинаре ― дискуссия и диалог между обучающимися и преподавателем, который позволяет с разных сторон рассмотреть материал, соотнести его с опытом и знаниями, уже имеющимися у слушателей. Семинары позволяют:
- контролировать степень понимания слушателями пройденного материала за счет их ответов на вопросы, задаваемые преподавателем и другими слушателями, решения практических задач и разбора различных конкретных ситуаций;
- предполагают большую активность слушателей (чем она выше, тем эффективнее семинар) и многосторонние коммуникации во время занятий, что позволяет слушателям использовать в дальнейшем не только компетенции преподавателя, но и компетенции друг друга;
- предъявляют более высокий уровень требований к преподавателю: он должен уметь не только излагать заранее заготовленный материал (как на лекции), но и грамотно реагировать на вопросы аудитории, создавать в ходе занятия обстановку, побуждающую слушателей к активному участию в работе.
Наиболее целесообразно проводить семинары в группах по 10―20 человек.
Деловые игры ― форма обучения, когда отработка учебной тематики происходит на основе ситуаций, моделирующих те или иные аспекты профессиональной деятельности слушателей. Преимущество деловых игр состоит в том, что, являясь моделью реальной жизни, они дают возможность значительно сократить операционный цикл и продемонстрировать участникам обучения, к каким конечным результатам приведут их решения и действия. Деловые игры бывают как глобальными (управление компанией), так и локальными (проведение переговоров, подготовка бизнес-плана). Использование этого метода позволяет обучающимся исполнять различные профессиональные функции и за счет этого расширить собственное представление об организации и взаимоотношениях ее сотрудников.
Например, исполняющий во время деловой игры роль директора по продажам директор завода может гораздо лучше понять, под влиянием каких факторов складывается спрос и цена на продукцию компании, как строятся отношения с заказчиками и т. п., а следовательно, по-другому посмотреть на свои функции и на производимую его заводом продукцию. Инструктор может усилить данный момент, задавая участникам игры определенный тип поведения, т. е. моделируя его. Деловые игры достаточно полезны с точки зрения приобретения практических навыков (составления планов, проведения совещаний, переговоров и т. д.) и навыков организационного поведения (удовлетворение потребностей клиентов, ориентированности на качество, сотрудничество и т. п.).
Основными недостатками деловых игр являются, во-первых, низкая эффективность при усвоении теоретических знаний и овладения новыми профессиями, во-вторых, они дорогостоящи, поскольку для их подготовки требуются специальные навыки и много времени. Эффективный разбор деловой игры, имеющий большое значение для ее участников, требует участия специально подготовленных инструкторов.
Под тренингами понимается такое обучение, в котором основное время посвящено практической отработке изучаемого материала. Один и тот же навык, полученный человеком, многократно повторяется в различных ситуациях. Обучающиеся имеют возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки, изменить своё отношение к собственному опыту и используемым подходам. В ходе тренингов учебный материал усваивается через процедуры активной проработки в ходе игровых ситуаций, выполнения специальных упражнений и др.
«Веревочный курс» представляет собой тренинг командного взаимодействия в естественных природных, несколько необычных, иногда экстремальных условиях. Он очень наглядно демонстрирует, чего можно достичь, работая командой. Проводится «веревка» для групп численностью 8―14 человек. Участвовать в нем может кто угодно, независимо от возраста, физической подготовки и состояния здоровья. Основными задачами, для решения которых предназначен «веревочный курс», являются:
- сплочение людей, совместно работающих над решением какой-либо задачи (проектом);
- повышение доверия членов небольшого коллектива друг к другу, когда коллектив подразделения превращается в команду;
- выработка настойчивости в решении поставленной задачи;
- выработка ответственности за собственную работу и за результаты работы команды;
- выявление умений и навыков, которыми человек обладает, но не использует в повседневной профессиональной деятельности в организации;
- наглядно показать, что наиболее эффективной является команда, которая научилась использовать как профессиональные, так и личностные качества своих членов;
- общее поднятие того «корпоративного духа».
Структура практически всех заданий «веревочного курса» достаточно проста: всем вместе попасть из пункта А в пункт Б, преодолевая различные препятствия, или совместно выполнить какое-то упражнение. При этом задания таковы, что не столько важны физическая сила, ловкость или сноровка отдельного участника (хотя их наличие ― безусловный плюс), сколько умение вести команду за собой и идти на компромисс с другими; сконцентрировать на происходящем внимание свое и своих коллег; сделать так, чтобы выполнение упражнения или преодоление препятствия стало общей целью команды.
Кроме обучения на рабочем месте и вне его, возможно сочетание того и другого метода. К таким формам обучения относятся:
- демонстрация и практика под руководством;
- программируемое обучение;
- обучение с помощью компьютера.
Демонстрация и практика под руководством ― обучающий показывает стажёру, как делать, затем обучающий даёт возможность сделать это самому работнику, но под его руководством.
Программируемое обучение ― книга или машина, которая «ведёт» читателя и периодически проверяет его знания постановкой вопросов.
Обучение с помощью компьютера ― собственно программируемое обучение путём взаимодействия с компьютером, использование сети Internet.
Самостоятельное обучение персонала является одним из важнейших источников развития организации. Оно представляет собой процесс приобретения необходимых знаний, навыков и умений путем самостоятельных занятий на рабочем месте или вне его. Такое обучение требует от человека организованности, усердия и прилежания, высокого уровня внутренней мотивации, осознания значимости личностного развития.
Роль организации в самообучении персонала может состоять в:
- наличии в организации действенной системы мотивации самообразования сотрудников;
- оказании помощи сотрудникам в организации их самообразования за счет определения целей и приоритетов обучения, составления письменного плана самообразования;
- предоставлении сотрудникам условий и средств для самообучения путем: выделения специальных помещений; обеспечения специализированной учебной, справочной и методической литературой, периодическими изданиями, выходом в Интернет; частичной или полной компенсации личных затрат сотрудников на обучение.
При выборе вида обучения руководителю организации необходимо иметь в виду, что обучение лишь одного сотрудника, пусть на очень хорошем тренинге, недостаточно для повышения результативности организации в целом. Иногда внедрение новых компетенций возможно только путем корпоративного обучения. В этом случае сотрудники одновременно получают одинаковый объем новых знаний и навыков. Это позволяет увеличить скорость организационных изменений.
Выбор методов обучения в значительной степени определяется:
1) целями и направленностью обучения;
2) средствами, которые организация может затратить на обучение;
3) численностью обучающихся.
Одни методы обучения, такие, как лекции, кино- и видеофильмы, программированное обучение хорошо подходят для больших групп обучающихся. Другие методы, например, поведенческое моделирование, ролевые игры и наставничество могут успешно применяться только в небольших группах (в большинстве случаев это группы меньше 10 человек на одного преподавателя, тренера или инструктора). Наставник обычно имеет дело с 1―5 подопечными.
Большинство методов обучения можно использовать в небольших группах, но дорогостоящие методы, такие, как, например, компьютерное обучение, окупаются лишь при большом числе обучающихся и длительном времени использования.
Интересен опыт организации профессионального обучения в различных зарубежных странах.
В Австрии все граждане старше 24 лет, обладающие профессиональным опытом, могут посещать специализированные университетские курсы повышения квалификации с целью дальнейшего профессионального роста. В дополнение к этому имеются технологические колледжи, институты повышения квалификации, а также центры обучения Федерации австрийских профсоюзов, предлагающие вечерние курсы профессионального образования. Курсы обучения рассчитаны на 2 года, периоды обучения чередуются с периодами работы по специальности.
В Бельгии согласно принятому в 1985 году закону компании-работодатели обязаны предоставить своему служащему, добросовестно проходящему профессионально-техническую подготовку в нерабочее время, один час оплачиваемого свободного времени, но не более 240 часов в год.
Профессиональное обучение взрослых в Финляндии осуществляется в основном в колледжах. Обучение и подготовка взрослых в большой степени опирается на государственном финансировании. Повышение квалификации осуществляется различными специализированными учреждениями, которые заключают контракты с компаниями. Этот тип профессионального обучения весьма популярен, более 1/3 всех наёмных работников посещают краткие курсы повышения квалификации. Компании полностью оплачивают такое обучение, хотя имеется возможность получения небольших государственных субсидий.
Во Франции был принят закон, согласно которому компании обязаны направлять на профессиональное обучение персонала около 1,5 % фонда оплаты труда, в противном случае эти средства подлежат конфискации в пользу государства. Часть этих средств должна направляться на оплату отпуска, предоставляемого на профессиональную подготовку, часть ― на подготовку молодых рабочих. Для мелких компаний с численностью штата менее 10 человек размер налога сокращается до 0,5 %. Компании, направляющие на цели профессионального обучения больше обозначенного минимума, имеют право на налоговые кредиты. Этот же закон требует от предприятий опубликования планов обучения и развития своего персонала и предоставления оплачиваемого отпуска работникам, выразившим желание продолжить своё образование на одобренных компанией курсах.
Планы подготовки персонала должны показывать, каким образом компания намеревается расходовать средства, предназначенные на обучения. Они должны быть представлены на рассмотрение Совету работников компании. На практике обучение может осуществляться как в самой организации, так и в образовательных учреждениях. Наиболее распространена подготовка в самой фирме. Это даёт повод утверждать, что налог на обучение идёт на обучение и подготовку, которые слишком узки и специфичны и выгодны только компании-работодателю. Внешние курсы обучения, финансируемые за счёт налога, находятся в ведении торговой палаты (которой на эти цели направляется часть собранного налога на обучение). Продолжительность этих курсов составляет несколько недель.
Во Франции существует также система ученичества (обучение рабочим профессиям). Его продолжительность, как правило, не превышает 2-х лет. Используется оно в основном при обучении самым примитивным техническим навыкам.
В Германии работодатели по закону обязаны:
- освобождать молодых работников для учёбы;
- предоставлять отпуск продолжительностью до одной недели в год любому работнику, высказавшему намерение учиться.
В Германии обучение и повышение квалификации в основном осуществляется на внутрифирменной основе, хотя иногда мелкие компании предпочитают пользоваться услугами внешних курсов. Программы обучения являются специальными, характерными для отрасли или профиля компании. Широкое распространение получили внутрифирменные курсы изучения иностранных языков. Обычно эти курсы рассчитаны не более, чем на пару недель.
Все компании Германии должны состоять в торговых палатах, которые направляют часть полученных ими членских взносов на обеспечение курсов подготовки и повышения квалификации управленческих кадров.
Для итальянской системы профессионального обучения работников не характерна система ученичества, за исключением (в ограниченном масштабе) ряда ремёсел. Ремесленное ученичество длится 5 лет и предусматривает еженедельно 8 часов занятий в учебном учреждении.
Подготовка и повышение квалификации управленческих кадров осуществляется крупными организациями на внутрифирменной основе. Более мелкие компании обучением персонала не занимаются. Поэтому в Италии меньший объём подготовки управленческих кадров по сравнению с другими промышленно развитыми странами, т.к. около 60 % итальянских рабочих заняты в мелких фирмах с численностью персонала менее 100 человек [, с.183].
Несоответствие квалификации персонала потребностям компании негативно сказывается на результатах ее деятельности. Развитие персонала является важнейшим условием успешного развития любой компании. Организация профессионального обучения является одной из основных функций управления персоналом.
Помимо непосредственного влияния на финансовые результаты компании, профессиональное развитие работников способствует созданию благоприятного климата в организации, повышают мотивацию работников и их преданность организации.
Профессиональное развитие оказывает положительное влияние и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри компании, так и вне ее.
19
Информация о работе Теоретические основы профессионального обучения персонала на предприятии