Теоретические основы внутрифирменного планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 19:25, контрольная работа

Описание работы

Наиболее существенный вклад в развитие теории и практики внутрифирменного планирования внесли отечественные ученые М.М. Алексеева, Ю.П. Анискин, А.М. Павлова, Л.Е. Басовский, М.И. Бухалков, В. А. Горемыкин, Э.Р. Бугулов, А.Ю. Богомолов и др.
Целью контрольной работы является изучение внутрифирменного планирования предприятия.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
1. Теоретические основы внутрифирменного планирования………………….5
1.1 Сущность и структура системы внутрифирменного планирования………5
1.2 Основные принципы и методы планирования на предприятии……...…..12
2. Практическая часть. Задание 8…………………………………………...…..17
Заключение…………………………………………………………………...…..18
Список литературы…………………………………………………………....…20

Файлы: 1 файл

основы менеджмента.doc

— 493.50 Кб (Скачать файл)

Рис. 5.1. Уровни планирования и сферы деятельности

Рис.1. Взаимосвязь уровней планирования и сфер деятельности

В целом стратегическое, тактическое и оперативное планирования взаимосвязаны и представляют собой систему внутрифирменного планирования, охватывающую все направления и сферы деятельности хозяйствующего субъекта.

4. В теории  и практике планирования могут  выделяться и другие виды планирования, охватывающие как главные, так  и второстепенные аспекты этого процесса. В частности, планирование можно классифицировать по [7, с.283]:

а) степени охвата планируемой  работы;

б) объектам планирования;

в) сферам планирования (производства, сбыта, персонала, инвестиций и т.д.);

г) глубине планирования (агрегированное, ограниченное);

д) координации  частных планов во времени;

е) учету изменений  исходных данных;

ж) очередности  во времени.

Таким образом, внутрифирменное планирование является обязательной частью производственного  процесса предприятия  и заключается в научном обосновании на предприятии  предстоящих экономических целей его развития.

 

 

1.2 Основные  принципы и методы планирования  на предприятии

 

Качество планирования на предприятии во многом зависит  от того, на каких принципах оно осуществлялось и какие использовались методы планирования.

Принципы планирования. К ним относятся [13. с.193]:

1) преемственность  стратегического и тактического  планов;

2) социальная  ориентация планов;

3) ранжирование  объектов планирования по их важности;

4) адекватность  плановых показателей; 

5) согласованность  плана с параметрами внешней  среды системы управления;

6) вариантность  плана; 

7) сбалансированность  плана (при условии обеспечения  резерва по важнейшим показателям);

8) экономическая обоснованность планов;

9) автоматизация  системы планирования;

10) обеспечение  обратной связи системы планирования.

Рассмотрим  содержание перечисленных принципов  планирования [6, с.91].

Преемственность стратегического и тактического планирования предусматривает, что состав показателей и разделов этих планов должны быть идентичны и повторять стратегию предприятия. Число показателей в разделах бизнес-плана должно быть больше, чем в разделах стратегического плана. Показатели бизнес-плана не должны противоречить утвержденным показателям стратегии предприятия, они могут быть только более жесткими и выгодными предприятию в текущий момент.

Социальная  ориентация плана предусматривает  решение (наряду с техническими и  экономическими проблемами) проблем  обеспечения соответствия международным требованиям по экологичности, безопасности и эргономичности выпускаемой продукции, а также показателей социального развития коллектива.

Ранжирование  объектов планирования по их важности учитывает рациональное распределение  имеющихся ресурсов. Например, если выпускаемые изделия имеют примерно одинаковый уровень конкурентоспособности, то сначала необходимо направлять ресурсы на повышение конкурентоспособности изделия, имеющего наибольший удельный вес (по стоимости продажи) в программе предприятия.

Адекватность  плановых показателей реальной действительности обеспечивается, во-первых, увеличением  числа учтенных факторов при прогнозировании  альтернативных плановых показателей, во-вторых, снижением ошибок аппроксимации  или повышением точности прогнозов.

Согласованность плана с параметрами внешней  среды системы управления устанавливается  с помощью анализа динамики факторов внешней среды и исследования влияния этих факторов на плановые показатели.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Сбалансированность  плана обеспечивается преемственностью баланса показателей по иерархии, например, функциональной модели объекта  стоимостной модели (при проведении функционально-стоимостного анализа), баланса поступления и распределения ресурсов и т.д.

Экономическая обоснованность плана является одним  из важнейших принципов планирования. Окончательный выбор варианта плановых показателей должен осуществляться только после проведения системного анализа, прогнозирования, оптимизации и экономического обоснования альтернативных вариантов.

Автоматизация системы планирования - один из способов планирования, требующий применения современных информационных технологий и компьютерной техники, обеспечивающий кодирование информации на основе ее классификации, единство и системность информации по стадиям жизненного цикла объекта планирования, оперативную обработку, надежное хранение и передачу информации[16, с.89].

Обеспечение обратной связи системы планирования предполагает возможность для исполнителя плана представлять предложения об изменении (корректировке) плана его разработчику.

В современной  отечественной науке и практике планирования, помимо рассмотренных  принципов, широкую известность  имеют общеэкономические принципы: необходимости, единства, непрерывности, гибкости, системности, целенаправленности, комплексности, научности, приоритетности, равнонапряженности, динамичности, риска и др. Все они достаточно полно раскрыты в научной и учебной литературе по планированию.

Применение  всех рассмотренных выше принципов  планирования на практике вызывает затруднения, поэтому использование каждого  из них определяется сложностью и  количеством выпускаемых изделий  или оказываемых услуг.

Под методами планирования понимается способ осуществления планирования, т. е. способ реализации плановой идеи. Выбор метода зависит от конкретной формы планирования и включает два аспекта: направление планирования и средства обоснования плановых решений [15, с.106].

В практике планирования можно выделить три направления планирования: прогрессивное, ретроградное и круговое.

Прогрессивный метод планирования (способ планирования «снизу вверх»). При этом способе  планирование осуществляется от низших уровней иерархии (рабочих мест, участков, цехов) предприятия к высшим. Здесь низшие структурные подразделения сами составляют детальные планы своей работы, которые впоследствии интегрируются на верхнем уровне, образуя план предприятия[19, с. 54].

Ретроградный  метод («сверху вниз»). В этом случае процесс планирования осуществляется исходя из плана предприятия (портфеля заказов и госзаказа) путем детализации его показателей сверху вниз по иерархии. При этом структурные подразделения должны преобразовать поступающие к ним планы вышестоящих уровней в планы своих подразделений[5, с.146].

Круговой метод (встречное планирование) представляет собой синтез двух предыдущих методов. Он предусматривает paзработку плана  в два этапа. На первом этапе (сверху вниз) приходится текущее планирование по главным целям. На втором этапе (снизу вверх) составляется окончательный план по системе детализированных показателей [18, с.297].

Средства обоснования  плановых решений должны способствовать нахождению оптимальных вариантов  решения эконом и ческой проблемы. К ним условно можно отнести творчество планирующих подразделений (способность разрабатывать и применять нетрадиционные решения); адаптивный поиск, основанным на общем знании проблемы (знания и опыт разработчиков плана); данные бухгалтерского учета (как информационную бaзy), предельный анализ (позволяющий контролировать и устанавливать прибыльное соотношение издержек и доходов предприятия), норму прибыли на вложенный капитал; дисконтирование.

Совокупность  средств и методов позволяет  выбрать из множества возможных  вариантов развития экономики предприятия наилучший, обеспечивающий наиболее эффективное использование ресурсов, которыми располагает предприятие.

В настоящее  время при организации внутрифирменного планирования довольно широкое применение нашли следующие экономико-математические методы [15, с.92]:

1) теории вероятности  и математической статистики (стохастические  модели);

2) математического  программирования (экономико-математические  модели, позволяющие отыскивать  условно-экстремальные значения  функций или критерии оптимальных планов);

3) имитаций (воспроизведение  реальной действительности, создание  модели реальной ситуации);

4) оценки пересмотра планов (система ПЕРТ - сетевая модель, основанная на теории графов).

Таким образом, основными принципами внутрифирменного планирования являются преемственность стратегического и тактического планов; социальная ориентация планов; ранжирование объектов планирования по их важности; адекватность плановых показателей; согласованность плана с параметрами внешней среды системы управления; вариантность плана; сбалансированность плана (при условии обеспечения резерва по важнейшим показателям);  экономическая обоснованность планов и другие. Можно выделить три направления (метода) планирования: прогрессивное, ретроградное, круговое и экономико-математические методы.

 

 

2. Практическое  задание

Задание №8

 

Часто после  рабочего дня менеджер констатирует: «Я целый день напряженно работал, однако многое из того, что я намечал сделать, осталось невыполненным!». Обычно при этом ссылаются на следующие основные причины: плохо подготовленные совещания, собрания; телефон, отсутствие делегирования ответственности; отсутствие выбора приоритетов; тактика отсрочек; неумение говорить «нет»; неумение доводить дело до концa; помехи со стороны других; слишком большой объем чтения.

Приведите ответы на следующие вопросы:

1. Какие еще  причины, пo вашему мнению, мешают  вам выполнять все намеченное?

2. Что необходимо  сделать, чтобы вы ежедневно  могли реализовывать свои планы без перeнапряжения?

Ответ:

На мой взгляд, причинами, которые мешают вам выполнять все намеченное являются неправильное планирование и организация менеджера (заполнение ежедневника, планирование времени), а также личные качества менеджера – неорганизованность, несобранность, лень, безответственность и другие.

 

 

 

 

Заключение

 

Планирование  является неотъемлемой частью управленческой деятельности организаций. Именно в процессе планирования формулируются количественно стоящие перед фирмой задачи, определяются наиболее эффективные пути их достижения и необходимые ресурсы. Планирование - процесс, с помощью которого система приспосaбливaет свои ресурсы к изменениям внутренних и внешних условий.

Сущность внутрифирменного планирования заключается в научном  обосновании на предприятии (фирме) предстоящих экономических целей его развития и форм хозяйственной деятельности, выборе наилучших способов их осуществления на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов и объемов товаров и сроков их выпуска, выполнения работ и оказания услуг и установления показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.

Внутрифирменное планирование предусматривает не только целостное рассмотрение производственно-хозяйственных, организационно-управленческих, финансово-экономических и многих других проблем, но и ориентацию на будущее принимаемых решений. Поэтому всякое решение любой существующей проблемы в ходе внутрифирменного планирования может рассматриваться как средство для достижения поставленной цели [1, с.107].

Внутрифирменное планирование является важнейшей функцией управления, которая включает следующие  комплексы работ: анализ ситуаций и факторов внешней среды; прогнозирование, оценку и оптимизацию альтернативных вариантов достижения целей, сформулированных на стадии стратегического маркетинга; разработку планов предприятия; реализацию планов предприятия.

По содержанию и форме проявления различают следующие формы внутрифирменного планирования и виды планов [7, с.364].

1. Исходя из  обязательности плановых заданий  существуют директивное и индикативное  планирование.

Информация о работе Теоретические основы внутрифирменного планирования