Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 19:23, реферат
Исследования мотивации труда последних лет показали, что она как система претерпела негативные структурные изменения. Это означает, что высшие потребности отступили далеко на второй план, а поведением большинства работников управляют низшие потребности (по иерархии Маслоу), что является как следствием, так и причиной формирования специфического менталитета современного российского работника. Кроме того, мотивация подверглась и типологическим изменениям – в целом, она свелась к мотивации выбора и сохранения места работы, а не к мотивации высокой активности и отдачи труда при достаточной его оплате.
Концепция кружков качества
Концепция (теория мотивации бездефектного труда) была разработана в 1962 году в Токио. В ее основе лежат принципы деятельности кружков качества:
Система мотивации
Система мотивации реализует три основные функции:
1. Планирование мотивации:
2. Осуществление мотивации:
3. Управление мотивационными процессами:
Общим для всех функций является подбор кадров с высоким уровнем внутренней мотивации.
Перспективные направления развития мотивационного механизма управления персоналом
Современный опыт доказывает,
что экономический успех
Мотивационный механизм базируется на таких основных понятиях как мотивация и стимулирование труда.
Мотивация труда – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают к выполнению определенных действий, направленных и ориентированных на достижение индивидуальных целей работника и поставленных целей перед предприятием.
Стимулирование труда
– это способ воздействие на трудовое
поведение работника
Несмотря на схожесть сути
стимулирования и мотивации, нельзя
отождествлять эти понятия. Как
нам представляется, мотивация –
это более широкое понятие, которое
включает стимулирование как один из
инструментов мотивирования. Если рассматривать
мотивирование и стимулирование
как методы управления трудом, то можно
отметить их противоположность по направленности,
так как мотивирование
Исследования показывают, что вопрос оплаты труда является решающим для любого предприятия в достижении поставленных целей, так как оплата труда позволяет формировать побудительные мотивы к более результативной трудовой деятельности. Для большинства работников оплата их труда является основным источником получения дохода, а значит и возможностью улучшения показателей своего труда с целью увеличения и размера вознаграждения, что особенно важно в современных условиях хозяйствования, когда вопросы материального стимулирования являются определяющими на пути формирования и развития мотивационного механизма управления персоналом на предприятии.
В целях формирования успешного
мотивационного механизма, учитывая законы
и требования рынка, на предприятии
должна действовать эффективная
система управления оплатой труда,
которая обеспечивала бы активизацию
трудовой деятельности работников. Эта
система должна стимулировать производственную
работу каждого подразделения и
конкретного работника и
В посткризисное время
на предприятиях возникла необходимость
совершенствования управления мотивационной
системой, способствующей более эффективно
работать на рынке потребителя. А
это предусматривает внедрение
нового подхода к поощрению
Эффективная система морального
поощрения ориентирована на работника
нового типа – инициативного, ответственного,
преданного заводу. Наиболее распространенные
системы нематериального
С целью закрепления на предприятии молодых рабочих необходимо предусмотреть ряд льгот в размерах:
Учитывая современный
технический уровень развития производства,
возникает необходимость
Важно стимулировать не только индивидуальный вклад, но и коллективный труд подразделений, что позволит, утверждая принципы корпоративной культуры, сформировать чувство общности в реализации сил и способностей работников. При таком подходе новый мотивационный механизм сможет в большей степени стимулировать инжиниринг и производство конкурентоспособной продукции. Как показывает практика, такие мероприятия могут эффективно влиять на рост производительности труда персонала предприятия.
Мотивационный механизм управления персоналом должен быть гибким, адекватно изменяющимся с учетом влияния факторов внешней среды и открытым для постоянного совершенствования.
Заключение
Итак, мы можем сделать вывод, что мотивация применима как к отдельным сотрудникам, так и к команде в целом. Одно не может заменить другое, и при построении систем стимулирования это нужно рассматривать в комплексе.
Комиссионные – один из наиболее естественных и распространенных способов повышения заинтересованности сотрудников. Он эффективен при условии, если верно разработан – напрямую связан с выполняемой работой и ее результатами и легко рассчитывается. Комиссионные должны выплачиваться регулярно – каждый месяц, а не раз в квартал, и должны быть значительной прибавкой к семейному бюджету.
Премия – также довольно распространенный способ мотивации, но он может рассматриваться как индивидуальное право каждого независимо от результатов работы компании. Коллективные премии не всегда мотивируют каждого сотрудника в отдельности, и зачастую из-за отдаленности цели во времени сотрудники забывают поддерживать уровень выполнения работы, необходимый для выплаты премии.
К финансовой помощи можно отнести транспорт, ссуду на покупку недвижимости, оплату медицинской и других страховок, которые могут распространяться или не распространяться на членов семьи сотрудника.
Пенсии. Эта привилегия гораздо меньше ценится молодыми сотрудниками и поэтому не всегда является мотивирующим фактором.
Отпуска и праздники. Важно, чтобы они согласовывались с личной жизнью сотрудника. Мотивировать могут как продолжительность отпуска, так и его даты. Продолжительность отпуска может увеличиваться со стажем работы в компании. Командировка может сочетаться с отпуском (таким образом, компания оплачивает билеты в то место, куда сотрудник сам не смог бы позволить себе поехать).
Качества и условия самой работы. Пытаться мотивировать человека, находящегося не на своем месте, всегда трудно. Дать сотрудникам возможность развить в себе новые навыки и получить новые знания, а также «сменить обстановку» можно, организуя рабочие группы для выполнения проектов или специальных заданий.
Оборудование. Ноутбук, пейджер, мобильный телефон и т. д., которые могут использоваться также и в личных целях, – все это очень веские мотивирующие факторы.
Ответственность. Большинство людей получают удовлетворение от возложенной на них ответственности как от чего-то, что принадлежит только им. Они могут считать это своей собственностью и гордиться результатом. Передача ответственности не обязательно должна иметь большие масштабы, но какой бы ни была ответственность, она рождает более обдуманное и внимательное отношение к методам работы и ее конечным результатам и, соответственно, влечет за собой рост продуктивности и эффективности, стимулируя вместе с тем работу в команде.
Продвижение и рост. Ощущение собственного прогресса само по себе мотивирует. Категории и звания можно использовать для создания уровней в пределах одной должности, чтобы сотрудники имели возможность более регулярного роста.
Признание и поощрение – например, выбор «сотрудника месяца». Подобные меры должны быть организованы так, чтобы возможность выиграть была у всех. Если каждый раз это будет один и тот же человек, — этот фактор перестает быть мотивирующим: вскоре команда поймет, что победитель уже давным-давно выбран, и в результате интерес и доверие к такой системе будут потеряны.
Информация о работе Теории мотивации и тенденции их развития в 21 веке