Теории содержания мотивации. Обобщенный взгляд на мотивацию деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 01:01, контрольная работа

Описание работы

Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а, следовательно, и методов мотивации.
В настоящее время, при переходе к рыночным отношениям, основным мотивирующим фактором работников является желание иметь гарантированную заработную плату. При этом ни интенсивность, ни качество труда в расчет не берутся, преобладает желание иметь спокойную работу с небольшим, но гарантированным заработком, нежели интенсивную работу с высокой оплатой.

Содержание работы

1. Введение ……………………………………………………………………………………2
2. Что такое мотивация…………………………………………………………………….. 4
3. Мотивационный процесс…………………………………………………………………7
4. Теории мотивации ……………………………………………………………………….. 9
5. Обобщенный взгляд на теории содержания
мотивации ………………….………………………………………………………………. 13
6. Заключение………………………………………………………………………………. 15
7. Список литературы………………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

мотивация.doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

           Департамент Образования  города Москвы

       Государственное  бюджетное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования города Москвы

«Московский городской  педагогический университет»

(ГБОУ ВПО  МГПУ)

                         Институт педагогики и психологии образования

         

 

 

 

 

 

 

 

Контрольно-самостоятельная  работа по  курсу:

 

Менеджмент ДС

 

Тема: Теории содержания мотивации.

            Обобщенный взгляд на мотивацию  деятельности.

 

 

 

 

 

________________________________

________________________________

________________________________

________________________________

 

 

                                                     

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2012 г.

 

Содержание

 

 

1. Введение ……………………………………………………………………………………2

2. Что такое мотивация…………………………………………………………………….. 4

3. Мотивационный процесс…………………………………………………………………7

4. Теории мотивации ……………………………………………………………………….. 9

5. Обобщенный взгляд на теории  содержания

мотивации ………………….………………………………………………………………. 13

6. Заключение………………………………………………………………………………. 15

 

7. Список литературы………………………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

  Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового сознания, менталитета, а, следовательно, и методов мотивации.

 В настоящее время, при переходе к рыночным отношениям, основным  мотивирующим фактором работников является желание иметь гарантированную заработную плату. При этом ни интенсивность, ни качество труда в расчет не берутся, преобладает желание иметь  спокойную работу с небольшим, но гарантированным заработком, нежели  интенсивную работу с высокой оплатой.

 Вместе с тем, на рынке  труда появляются работники, обладающие  достаточным профессионализмом  и новым трудовым сознанием,  т. е. люди с хорошей нравственной  основой и пониманием труда.  Однако шансов  наши хорошую  работу у них немного из-за возрастного барьера (до и более 50 лет) или отсутствия рекомендаций (в основном у молодых специалистов).

 Таким образом, и потребности,  и мотивация большинства работников  нуждаются в дальнейшем изучении  и систематизации. Что же такое  мотивация? 

 Мотивация - это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации.

 

 Основные задачи  мотивации:

 

 формирование у каждого сотрудника  понимания сущности и значения

 мотивации в процессе труда;

 

 обучение персонала и руководящего  состава психологическим основам

 внутрифирменного общения;

 

 формирование у каждого руководителя  демократических подходов к

 управлению персоналом с  использованием современных методов мотивации.

 

 Для решения этих  задач необходим анализ:

 

 процесса мотивации в организациях

 

 индивидуальной и групповой  мотивации, если таковая имеется  в зависимости

 между ними

 

 изменений, происходящих в  мотивации деятельности человека  при переходе к

 рыночным отношениям.

 

  Для решения указанных задач применяются различные методы мотивации,

 сущность которых рассмотрим  ниже.

Самым первым и наиболее распространенным методом был метод наказания  и поощрения, так называемая политика «кнута и  пряника». Этот метод использовался для достижения желаемых результатов и просуществовал довольно долго в условиях административно-командной  системы. Постепенно он трансформировался в систему  административных и экономических санкций и стимулов.

 

 

  Такой метод был эффективен при повторяющихся рутинных операциях, незначительной содержательной части работы, невозможности поменять место работы

(по разным причинам), а также  в условиях бригадных и   коллективных подрядов, где действовали  регламентированные надбавки  и удержания.

 С повышением роли человеческого  фактора появились  психологические  методы мотивации. В основе  этих методов лежит утверждение,  что основным модифицирующим  фактором являются не  только  материальные стимулы, но и  нематериальные мотивы, такие, как самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой и гордость своей фирмой. Такие методы мотивации базируются на изучении потребностей человека, т. е.  осознанного ощущения недостатка в чем-либо. Ощущение недостатка в чем-либо имеет вполне определенную цель, которая и служит средством удовлетворения потребностей.

 Изучение потребностей человека  привело к появлению двух глобальных  теорий мотивации: содержательной  теории и процессуальной, которые  описаны ниже.

 

2.Что такое  мотивация?

 

  В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по разному реагировать на одинаковые  воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию, на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.

 Принимая во внимание сказанное,  можно попытаться дать более  детализированное определение мотивации.  Мотивация - это совокупность  внутренних и внешних движущих  сил, которые побуждают человека  к деятельности, задают границы  и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества

 факторов, во многом индивидуально  и может меняться под воздействием  обратной связи со стороны деятельности человека.

 Для того чтобы всесторонне  раскрыть понятие мотивации, необходимо  рассмотреть три аспекта этого  явления:

 

 что в деятельности человека  находиться в зависимости от  мотивационного

 воздействия.

 

 каково соотношение внутренних и внешних сил;

 

 как мотивация соотносится  с результатами деятельности  человека.

 

 

Прежде чем приступить к рассмотрению этих вопросов,  остановимся на уяснении смысла основных понятий, которые будут  использованы в дальнейшем.

Потребности - это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Наконец, это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и “требует” своего устранения. Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все  потребности осознаются и осознанно устраняют. Если потребность не  устранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда.  Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при  этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.

 Мотив - это то, что вызывает  определенные действия человека. Мотив находится “внутри” человека, имеет “персональный” характер, зависит от множества внешних  и внутренних по отношению  к человеку факторов, а также  от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. в частности  если мотив вызывает действия по устранению потребности то у  различных людей эти действия могут быть совершенно отличны, даже если они испытывают одинаковую потребность. Мотивы поддаются осознанию- человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие  или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности.

 Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. поэтому мотивационная структура человек может рассматриваться  как основа осуществления им определенных действий.

 Мотивационная структура человека  обладает определенной  стабильностью.  Однако она может меняться, в  частности,  сознательно в процессе  воспитания человека, его образования. 

Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.

 В зависимости от того  что преследует мотивирование,  какие, задачи оно решает можно выделить два основных типа мотивирования. Первый тип состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызываются  к действию определенные мотивы, которые побуждают человека  осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. При данном типе мотивирования надо хорошо. Знать то какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям и то, как вызывать эти мотивы. Этот тип мотивирования во многом напоминает вариант торговой сделки: “Я даю тебе, что ты хочешь, а ты даешь мне что я хочу”. Если у двух сторон не оказывается точек взаимодействия, то и процесс мотивирования не сможет состояться. Второй  тип мотивирования своей основной задачей имеет формирование  определенной мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить  желательные для субъекта мотивирования мотивы действии человека, и наоборот, ослабить те мотивы, которые мешают эффективном управлению  человеком. Этот тип мотивирования носит характер воспитательной и  образовательной работы и часто не связан с какими-то конкретными  действиями или результатами, которые ожидается получить от человека в виде итога его деятельности. Второй тип мотивирования требует гораздо больших усилий, знаний и способностей для его  осуществления. Однако и его результаты в целом существенно  превосходят результаты первого типа мотивирования. Организации, освоившие его и использующие в своей практике, могут гораздо успешнее и результативнее управлять своими членами.

 Первый и второй типы мотивирования  не следует противопоставлять,  так как в современной практике  управления прогрессивно управляемыми организации стремятся сочетать оба эти типа мотивирования.

 

 

Стимулы выполняют роль рычагов  воздействия или носителей “раздражения”, вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать  отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю.

 Реакция на конкретные стимулы  не одинакова у различных людей.  Поэтому сами по себе стимулы  не имеют абсолютного значения  или смысла, если люди не реагируют  на них. Например, в условиях развала денежной системы, когда практически ничего невозможно купить за деньги, заработная плата и денежные знаки в целом теряют свою роль стимулов и могут быть очень ограниченно использованы в управлении людьми.

 Процесс использования различных  стимулов для мотивирования людей  называется процессом стимулирования. Стимулирование имеет  различные формы. В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование.  Роль данного процесса стимулирования исключительно велика.

Однако очень важно учитывать  ситуацию, в которой материальное стимулирование осуществляется, и стараться  избрать преувеличения его возможностей, так как человек имеет очень  сложную и не однозначную  систему  потребностей, интересов, приоритетов и целей.

 Стимулирование принципиально  отличается от мотивирования.  Суть этого отличия состоит  в том, что стимулирование - это  одно из средств, с  помощью  которого может осуществляется  мотивирование. При этом, чем выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве средств управления людьми применяется стимулирование. Это связано с  тем что воспитание и обучение как один из методов мотивирования  людей приводят к тому что члены организации сами проявляют  заинтересованное участие в делах организации, Осуществляя необходимые действия не дожидаясь или же вообще не получая соответствующего  стимулирующего воздействия.

 Если посмотреть, на что в  деятельности человека оказывает  воздействие мотивация то выяснится  что это следующие характеристики деятельности:

Информация о работе Теории содержания мотивации. Обобщенный взгляд на мотивацию деятельности