Теории содержания мотивации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 20:04, контрольная работа

Описание работы

Почему люди работают? Почему одни делают легкую работу и остаются недовольны, а другие делают тяжелую работу с удовольствием? Что нужно делать для того, чтобы люди работали лучше и производительнее? Как сделать работу увлекательнее? Что вызывает желание и потребность работать? Эти и многие другие аналогичные вопросы обязательно возникают тогда, когда происходит управление людьми. Руководство организации может разработать прекрасные планы и стратегии, найти оптимальные структуры и создать эффективные системы передачи и обработки информации, установить в организации самое современное оборудование и использовать самые современные технологии. Однако все это будет сведено на нет, если члены организации не будут работать должным образом, если они не будут справляться со своими обязанностями, не будут вести себя в коллективе соответствующим образом, стремиться своим трудом способствовать достижению организацией ее целей и выполнения ею своей миссии.

Файлы: 1 файл

motivatsiatruda_kak_funktsia_upravlenia.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)

2.5. Обобщенный взгляд на теории содержания мотивации

Изложенные концепции  позволяют сделать вывод о  том, что отсутствует какое-либо канонизированное учение, объясняющее то, что лежит в основе мотивации человека и чем определяется мотивация. Каждая из изложенных теорий имеет определенное принципиальное отличие. Так, например, в концепции Маслоу потребности расположены иерархически, и восхождение по ним идет снизу вверх, В теории Альдерфера также имеется определенная иерархия. Однако эта теория в качестве одного из важнейших положений имеет утверждение о том, что движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так и обратно сверху вниз в том случае, если не удовлетворяется потребность верхнего уровня. МакКлелланд ввел по отношению к рассматриваемым им потребностям идею их приобретения и развития под влиянием обучения и жизненного опыта. При этом он принимает во внимание взаимоотношение отдельных групп потребностей, отойдя от рассмотрения изолированного влияния отдельных групп потребностей на поведение человека. В теории Герцберга потребности делятся на две большие группы: мотивирующие и «здоровья». Тем самым указывается на то, что не все потребности постоянно оказывают мотивирующее влияние на человека, а только те из них, которые приводят к развитию состояния удовлетворенности.

Как видно, каждая из теорий имеет что-то особенное, отличительное, что дало ей возможность получить широкое признание теоретиков и практиков и внести существенный вклад в разработку знаний о мотивации. Однако при этом, несмотря на принципиальные различия, все четыре вышеописанные теории имеют нечто общее, позволяющее установить определенные параллели между ними. Характерной особенностью всех четырех теорий является то, что они изучают потребности и дают классификацию потребностей, позволяющую делать некие выводы о механизме мотивации человека. Сравнивая классификации всех четырех теорий, можно отметить, что выделенные в различных теориях группы потребностей достаточно определенно соответствуют друг другу.

Так, например, потребность достижения в теории МакКлелланда созвучна потребности самовыражения в пирамиде Маслоу, потребности роста в теории Альдерфера — группе потребностей, входящих - в набор мотивирующих факторов, теории Герцберга. Такое же соответствие можно установить и для других групп потребностей.

На рисунке 4 дано некое  условное соответствие групп потребностей, выделяемых в данных четырех концепциях.

Рисунок 4

Соотношение групп потребностей в четырех  теориях мотивации

Отвлекаясь от различий и общности, которые характерны для рассмотренных концепций, можно указать на две присущие им общие характеристики.

Во-первых, данные концепции в очень наглядном виде, четко и ясно излагают определенный взгляд на мотивацию — взгляд, подтвержденный эмпирическими исследованиями и уже достаточно продолжительное время использовавшийся в практике управления. В наибольшей мере данное утверждение относится к теориям Маслоу и Герцберга. Поэтому для того, чтобы лучше понимать мотивацию работников, менеджеры обязательно должны быть знакомы со всеми четырьмя теориями.

Во-вторых, все четыре теории основное внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации, и в то же время практически не уделяют внимание анализу процесса мотивации. Данное замечание указывает на основной недостаток этих теорий, существенно ограничивающий возможности их непосредственного практического применения. В следующем параграфе будут рассмотрены теории, основное внимание уделяющие процессу мотивации.

 

Заключение

Человек осуществляет определенные действия в соответствии с давлением на него совокупности внутренних и внешних по отношению к нему сил. Совокупность этих сил, называемая мотивацией, вызывает у людей далеко не одинаковую реакцию. Поэтому невозможно однозначно описать процесс мотивации. В то же время на основе эмпирических исследований было разработано несколько концепций, описывающих факторы, влияющие на мотивацию и содержание процесса мотивации.

Так называемые теории содержания мотивации основное внимание уделяют тому, как различные группы потребностей оказывают влияние на поведение человека. Широко признанными концепциями этой группы являются теория иерархии потребностей Маслоу, теория ERG Альдерфера, теория двух факторов Герцберга и теория приобретенных потребностей МакКлелланда. Несмотря на принципиальные отличия этих концепций, они тем не менее имеют нечто общее в своей основе, что отражет определенную общность в мотивации человека к действиям.

Процесс мотивации раскрывается в теориях, пытающихся объяснить, почему люди готовы осуществлять определенные действия, затрачивая большие или меньшие усилия. Теория ожидания, теория постановки целей, теория равенства и теория партисипативного управления, объясняя то, как следует воздействовать на людей, чтобы побуждать их к результативной работе, дают менеджерам ключ к построению действенной системы мотивирования людей.

 

Литература

 

    1. Виханский О.С. Наумов А.И. Менеджмент М., Гардарики, 2001
    2. Герчикова Р.Н. Менеджмент. М.: Банки и биржи, 1999
    3. Кокорев В.П. Мотивация в управлении. Курс лекций. М., Владос, 1999
    4. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для ВУЗов по специальности "Менеджмент"  М.,Инфра-М, 2000
    5. Мотивация и проектирование работы. Под ред. Р. Томсон.,М, Линк, 1999
    6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1995
    7. Мухин Ю.И. Наука управлять людьми: изложение для каждого. - М.: Фолиум, 1995
    8. Платонов Д.И. Менеджмент (конспект лекций в схемах) М., Приор, 1999
    9. Рой О.М. Современный менеджмент. Основные функции и методы. Курс лекций. - Омск, 1996.
    10. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. Учебно-практическое пособие. М. Дело, 2000, 272 с.
    11. Таунсенд Р. Секреты управления. М.: Интерконтакт, 1999

1 См.:  Виханский О.С. Наумов А.И. Менеджмент М., Гардарики, 2001 Стр133

2 См подробней: Кокорев В.П. Мотивация в управлении. Курс лекций. М., Владос, 1999 Стр.56-60

3 Подробно о теориях содержания мотивации см.: Мотивация и проектирование работы. Под ред. Р. Томсон.,М, Линк, 1999




Информация о работе Теории содержания мотивации