Теория игр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:00, доклад

Описание работы

Теория игр — математический метод изучения оптимальных стратегий в играх. Под игрой понимается процесс, в котором участвуют две и более сторон, ведущих борьбу за реализацию своих интересов. Каждая из сторон имеет свою цель и использует некоторую стратегию, которая может вести к выигрышу или проигрышу — в зависимости от поведения других игроков. Теория игр помогает выбрать лучшие стратегии с учётом представлений о других участниках, их ресурсах и их возможных поступках.

Файлы: 1 файл

теория игр.docx

— 19.92 Кб (Скачать файл)

Теория игр

Теория игр — математический метод изучения оптимальных стратегий в играх. Под игрой понимается процесс, в котором участвуют две и более сторон, ведущих борьбу за реализацию своих интересов. Каждая из сторон имеет свою цель и использует некоторую стратегию, которая может вести к выигрышу или проигрышу — в зависимости от поведения других игроков. Теория игр помогает выбрать лучшие стратегии с учётом представлений о других участниках, их ресурсах и их возможных поступках.

Теория игр, как инструмент менеджмента, существует уже более пятидесяти лет. Но и в наши дни многие из специалистов в области менеджмента опасаются применять теорию игр в своей фактической деятельности, считая ее более теоритической, чем практической.

Основные положения  теории игр

Чтобы описать игру, необходимо сначала выявить ее участников. Это  условие легко выполнимо, когда  речь идет об обычных играх типа шахмат, канасты и т.п. Иначе обстоит  дело с “рыночными играми”. Здесь  не всегда просто распознать всех игроков, т.е. действующих или потенциальных  конкурентов. Практика показывает, что  не обязательно идентифицировать всех игроков, надо обнаружить наиболее важных.

Игры охватывают, как правило, несколько периодов, в течение  которых игроки предпринимают последовательные или одновременные действия. Эти  действия обозначаются термином “ход”. Действия могут быть связаны с ценами, объемами продаж, затратами на научные исследования и разработки и т.д. Периоды, в течение которых игроки делают свои ходы, называются этапами игры. Выбранные на каждом этапе ходы в конечном счете определяют “платежи” (выигрыш или убыток) каждого игрока, которые могут выражаться в материальных ценностях или деньгах.

Еще одним основным понятием данной теории является стратегия игрока. Под ней понимаются возможные действия, позволяющие игроку на каждом этапе игры выбирать из определенного количества альтернативных вариантов такой ход, который представляется ему “лучшим ответом” на действия других игроков. Относительно концепции стратегии следует заметить, что игрок определяет свои действия не только для этапов, которых фактически достигла конкретная игра, но и для всех ситуаций, включая и те, которые могут и не возникнуть в ходе данной игры.

Важна и форма предоставления игры. Обычно выделяют нормальную, или  матричную, форму и развернутую, заданную в виде дерева.

 

 

 

 

 

 

 

В научных целях, теория игр фокусируется на логически полученном прогнозе поведения, которое будет рационально для всех игроков. Всегда необходимо учитывать, что даже если условно управленческое решение принимается одним лицом, то невозможно гарантировать, что конечный результат не будет зависеть от действий других лиц или игроков. В данной ситуации нужно рассматривать возможное наличие несовпадающих или конфликтующих интересов у сторон, заинтересованных в результате менеджмента. Если не учитывать эти обстоятельства, то это может привести к невозможности полной реализации управленческих решений, а, следовательно, и к не достижению результатов, на которые эти решения были направлены.

В таких ситуациях при  моделировании используются методы и подходы теории игр. Но наибольшее количество исследований, связанные с теорией игр, касаются однократных и мгновенных игр, в которых столкновение игроков происходит мгновенно. Но при этом, очевидно, что в реальном менеджменте принятие решений происходят на достаточно большом временном интервале, когда каждый текущий момент времени приходится учитывать результаты предыдущих решений и только на этой основе вырабатывать соответствующее управление. Исходя из этого, подходящими моделями для данных ситуаций могут выступать динамические и дифференциальные игры, которые с одной стороны учитывают конфликтность процесса принятия решений, а с другой — необходимость его моделирования на достаточно продолжительном временном промежутке.

Еще один из нюансов применения теоретико-игровых моделей является принцип оптимальности. Данный принцип  заключается в том, что управленческие решения принимаемые менеджерами  вырабатываются при помощи трудно формализуемых  алгоритмов, и из вариации решений  выбирается оптимальное. Одним из математических проявлений оптимальности является равновесие по Нэшу, то есть то состояние игроков, когда их стратегии являются наилучшей реакцией на действия своего оппонента, при этом они достигают оптимума.

Так же следует отметить два наиболее важных свойства, неизбежно  влияющих на принятие долгосрочных решений: «Первое — необходимость оценки качества принимаемого решения по нескольким критериям. Второе — различная оценка исхода решения разными сторонами, участвующими в выработке решения». Это подводит нас к выводу, что принятие решений несет конфликтный характер, где можно применять моделирование на основе теории игр.

Но все-таки применение теории игр на практике менеджмента возможно уже сейчас, что демонстрирует  компания «McKincey», разработав свою собственную модель, которая представлена в открытом доступе на примере пассажирских железнодорожных перевозок в Евросоюзе.

Опыт других освобождённых  от государственного контроля отраслей уже показал в данном случае бесполезность  ценовых воин, которые могут полностью  разрушать прибыльность отрасли. Но так же уникальные черты железных дорог делает исключительно сложным  прогнозировать, как конкуренты будут  вести себя в ходе игры.

В общем подходе к теории игр, аналитики рассматривают десятки  перестановок действий и реакций, выбирая  те, которые они считают наиболее последовательными и взаимно  уравновешенными, а также наиболее вероятные. Затем они делают предположения  о тех или иных факторах. В результате выделяя решение, с одним определенным набором предположений, полученных при учете интересов всех игроков. Решение может, например, заключаться  в борьбе с новым игроком и  атаковать его на всех фронтах.

Но при этом в этой модели существует интересное условие, заключающееся  в том, что конечные результаты чувствительны  к исходным допущениям, тем самым  при слегка измененных предположениях о, скажем, об изменение спроса, результаты могли бы быть очень различными. С этой точки зрения, модель «McKincey» напоминает бизнес-симулятор, позволяющий руководителям получить четкое понимание возможного развития конкурентных действий в различных условиях. Это помогает компаниям принимать управленческие решения, поскольку ходы конкурентов становятся четкими.

Теория игр существенно  подняла современный уровень  понимания процессов принятия управленческих решений. Но все равно, перед объединением менеджмента и теоретико-игровых  моделей стоит еще множество  вопросов. Именно это и дает толчок к дальнейшему развитию данного  направления. Это предзнаменуют  множество событий: получение Нобелевских  премий по экономике связанные с  применением теории игр в социально-экономических  процессах, также проведение в Санкт-Петербурге шестой международной конференции  «Теория игр и менеджмент». Из этого следует вывод, что это  направление является перспективной  сферой изучения, но при этом стоит  помнить о постоянном усложнении человеческих отношений, а также  социальных и экономических институтов. Теория игр может открыть широкие  грани и закономерности в принятии решений в менеджменте, но все  же не будет являться всеобщей «управленческой  панацеей», и никогда не будет  давать единственный наилучший ответ  на любой возникающий вопрос.


Информация о работе Теория игр