Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 19:35, курсовая работа
Д. Кэмпбелл писал, что лидерство - это загадочное, ускользающее качество. «Существование его легко признать, трудно описать, еще труднее использовать на практике и уже невозможно создать это качество в других». Действительно, пожалуй ни одна другая тема, связанная с организационным поведением людей не вызывала и не продолжает вызывать столь большой интерес у социологов, психологов, философов и других специалистов. Поэтому моя курсовая работа именно на тему «Теория лидерства в управлении». Я постараюсь достаточно полно, ясно и интересно изложить весь материал данной темы.
Введение 3
1. Место и роль лидера в управлении 4
1.1 Общее понятие и классификация лидерства 4
1.2 Функции лидера и восприятие его группой 9
2. Методы исследования лидерства 15
2.1 Корреляционный подход 15
2.2 Экспериментальный подход 17
2.3 Общая модель лидерства 19
3. Представления о лидерстве в классических школах менеджмента 21
3.1 Представления о лидерстве в трудах Ф. Тейлора 21
3.2 Представления о лидерстве в классической административной школе управления 25
3.3 Типы лидерства, выделяемые М. Вебером 29
4. Теории лидерских качеств 32
4.1 Теория лидерских качеств Ордуэйя Тида 32
4.2 Теория лидерских качеств У. Бэнниса 33
4.3 Теория лидерских качеств О.С. Виханского и А.И Наумова 33
4.4 Практическое применение теорий лидерства 35
5. Стили лидерства 37
5.1 Поведенческие концепции лидерства 37
5.1.1 Стили лидерства К. Ленника 37
5.1.2 Стили лидерства Р. Лайкерта 39
5.2.3 Континуум лидерских стилей по А. Танненбауму и В. Шмидту 41
5.2 Ситуационные концепции лидерства 41
5.2.1 Ситуационная теория Ф. Фидлера 42
5.2.2 Ситуационный поход «путь – цель» Митчелла и Хауса 48
Заключение 48
Список использованной литературы 49
Кафедра экономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Менеджмент»
на тему: « Теория лидерства в управлении»
Студента 3 курса, Экономико-правового
факультета, заочного отделения,
специальности
«Экономика и управление
на предприятии», гр. 2 __________________________ В.А. Морозова
Руководитель:
]
Минск 2013
Содержание
Введение 3
1. Место и роль лидера в управлении 4
1.1 Общее понятие и классификация лидерства 4
1.2 Функции лидера и восприятие его группой 9
2. Методы исследования лидерства 15
2.1 Корреляционный подход 15
2.2 Экспериментальный подход 17
2.3 Общая модель лидерства 19
3. Представления о лидерстве в классических школах менеджмента 21
3.1 Представления
о лидерстве в трудах Ф.
3.2 Представления
о лидерстве в классической
административной школе
3.3 Типы лидерства, выделяемые М. Вебером 29
4. Теории лидерских качеств 32
4.1 Теория лидерских качеств Ордуэйя Тида 32
4.2 Теория лидерских качеств У. Бэнниса 33
4.3 Теория лидерских качеств О.С. Виханского и А.И Наумова 33
4.4 Практическое применение теорий лидерства 35
5. Стили лидерства 37
5.1 Поведенческие концепции лидерства 37
5.1.1 Стили лидерства К. Ленника
5.1.2 Стили лидерства Р. Лайкерта
5.2.3 Континуум лидерских стилей по А. Танненбауму и В. Шмидту 41
5.2 Ситуационные концепции лидерства 41
5.2.1 Ситуационная теория Ф. Фидлера
5.2.2 Ситуационный поход «путь – цель» Митчелла и Хауса 48
Заключение 48
Список использованной
литературы 49
Введение
Д. Кэмпбелл писал, что лидерство - это загадочное, ускользающее качество. «Существование его легко признать, трудно описать, еще труднее использовать на практике и уже невозможно создать это качество в других». Действительно, пожалуй ни одна другая тема, связанная с организационным поведением людей не вызывала и не продолжает вызывать столь большой интерес у социологов, психологов, философов и других специалистов. Поэтому моя курсовая работа именно на тему «Теория лидерства в управлении». Я постараюсь достаточно полно, ясно и интересно изложить весь материал данной темы.
Объектом моего исследования является лидерство как таковое, рассматриваемое в управлении. Лидерство - это достаточно важный аспект для эффективной деятельности организации. Одновременно классификация лидерства, функции лидера, методы исследования лидерства, теории лидерских качеств, а также представления о лидерстве в классической школе менеджмента и стили лидерства будут являться предметом моего исследования для полного раскрытия представленной темы.
В современных
условиях от решений, принимаемых лидерами,
как никогда зависит
Эта проблема особенно актуальна, когда успех преобразований, перспективы развития экономики страны зависят от уровня компетенции, подготовки, личных качеств и морального состояния лидеров всех уровней .
I. Место и роль лидерства в управлении
1.1. Общее понятие и классификация
Лидерство - многоаспектное социальное явление. Феномен лидерства проявляется в любых более или менее организованных группах, стремящихся к какой-либо общей для группы цели. Так как люди, будучи существами социальными, существуют в группах и именно через группу, групповое взаимодействие могут осуществлять свои замыслы, лидерство охватывает практически все сферы социально-значимой деятельности людей: оно проявляется в экономической и политической деятельности в сфере досуга и развлечений, отправления религиозных культов и образования, в спорте и активности уличных банд и т.д.
Проблема лидерства более 40 лет активно изучается в различных странах. В справочном пособии по теории лидерства, выпущенном в 1981 году, уже содержались сведения о более чем 5000 независимых исследований в этой области, но до настоящего времени сформулированы не только общепризнанные критерии, на основе которых можно выделить лидеров среди остальных членов группы или организации, но и критерии, позволяющие разграничить эффективных и неэффективных лидеров.
Исследователи определяют лидерство в соответствии с собственными представлениями о нем и исходя из того, что их больше всего интересует в этом феномене. Стогдилл отмечал, что определений лидерства столько же, сколько людей, которые пытались этим явлением заниматься. На этом я остановлюсь поподробнее в следующем разделе.
Лидерство определяется в терминах лидерского поведения, ролевых отношений, влияния на постановку целей и т.п. Лидерство рассматривается как процесс и как свойство. Большинство определений лидерства как процесса предполагает наличие влияния. Это неформальное влияние на членов группы с целью управления и координации ее действий для достижения целей.
Следовательно, широкое понимание лидерства включает:
Как свойство
лидерство представляет собой набор
характеристик или систему
Джон Николе отмечает различия характера лидерства на микро- и макроуровне управления. Микролидер функционирует во внутренней среде организации, сосредоточен на решении текущих вопросов, его управление часто реактивно и ситуативно. Макролидерство ориентировано на будущее, внешнюю среду, построение отношений между людьми внутри организации посредством создания организационной культуры.
Ключевой фигурой формальной организации является лидер или администратор. Его роль и значение в современном обществе трудно переоценить: в развитых странах тратятся огромные ресурсы для подготовки профессиональных менеджеров-администраторов. Эта задача особенно остро стоит перед Россией, имеющей весьма ограниченный опыт подготовки менеджеров, обладающих навыками руководства в условиях рыночной экономики. Решение ее во многом зависит от выработки правильных, адекватных представлений о том, какими качествами должен обладать менеджер, работающий в современных условиях. То, что менеджер, управляющий поведением других людей должен обладать лидерскими качествами, ни у кого из исследователей и наиболее успешных практиков управления не вызывает сомнения. Другое дело, в какой мере? Каков тот необходимый уровень лидерских качеств, который позволяет менеджеру быть эффективным?
Трудно дать общее определение лидерства, с которым согласились бы все исследователи. Это объясняется тем, что феномен лидерства, отношения лидерства проявляются всегда и везде, где группе людей приходится решать какие- то проблемы, затрагивающие интересы всех или большинства членов группы. Наиболее заметными лидерские отношения делаются в том случае, когда перед группой стоит задача распределения ресурсов (ресурсы в данном контексте понимаются в широком плане - материальные, финансовые, пищевые, информационные и т.д. вплоть до репродуктивных). Такое широкое понимание лидерства не позволяет дать четкое и однозначное определение понятия лидерства.
Наиболее последовательную классификацию лидерства в широком смысле предложил уже упомянувшийся выше Р. Стогдилл, который в своей книге «Справочник по лидерству» классифицировал все определения лидерства по 11 ключевым идеям, которые позволили сгруппировать эти определения в соответствии с ними.
1) Лидерство
как центр групповых интересов.
2) Лидерство
как проявления личностных
3) Лидерство
как искусство достижения
4) Лидерство как искусство достижения согласия. Здесь делается акцент на поведенческих аспектах лидерства: лидерское поведение - любые действия, которые предпринимает лидер для управления и координации работы группы. Это, например, такие действия, как распределение обязанностей, поощрение и критика членов группы, мотивация для достижения результатов.
5) Лидерство
как инструмент достижения
6) Лидерство как взаимодействие. В данном случае лидерство понимается как эффект группового действия. Согласно этому подходу, необходимым условием эффективного лидерства является его осознание и поддержка со стороны членов группы. Лидерство - это такие межличностные отношения, когда члены группы выполняют задание потому, что они хотят это делать.
7) Лидерство
как умение убеждать. Здесь подчеркивается
различие между лидерством и
управлением. Если последнее,
с точки зрения сторонников
этого подхода, является искусс
8) Лидерство
как осуществление влияния.
9) Лидерство
как отношение власти. В этом
случае властные отношения
10) Лидерство
как дифференциация ролей. Эти
определения основываются на
ролевой теории современной
11) Лидерство
как инициация или