Теория лидерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 23:05, реферат

Описание работы

Согласно этому взгляду на лидерство, люди рождаются с определенными задатками и качествами, которые делают их более или менее подходящими для роли лидера, то есть основа лидерства – это ряд конкретных личностных черт. Тем не менее, слабое место таких теорий в том, что не все люди, обладающие соответствующими качествами, действительно проявляют себя как лидеры.

Файлы: 1 файл

Теории лидерства.pptx

— 190.36 Кб (Скачать файл)

Теории лидерства

Теории

 

Теория черт

Концепции харизматического лидерства

Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства

Психологические теории лидерства

Теория черт

 

    • Согласно этому взгляду на лидерство, люди рождаются с определенными задатками и качествами, которые делают их более или менее подходящими для роли лидера, то есть основа лидерства – это ряд конкретных личностных черт. Тем не менее, слабое место таких теорий в том, что не все люди, обладающие соответствующими качествами, действительно проявляют себя как лидеры.

 

 

Р. Стогдилл в 1948 г. и Р. Манн в 1959 г. попытались обобщить и сгруппировать все ранее выявленные лидерские качества. Стогдилл пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера:

 

 

ум или интеллектуальные способности;

господство или преобладание над другими;

уверенность в себе;

активность и энергичность;

знание дела.

У. Беннисом, исследовавшим 90 успешных лидеров и определившим следующие четыре группы лидерских качеств: 

 

управление вниманием, или  способность так представить  сущность результата, цели или действий, чтобы это было привлекательным  для последователей;

управление значением, способность  так передать значение идеи, чтобы  она была понятна и принята  последователями;

управление доверием, или  способность построить свою деятельность с таким постоянством и последовательностью, чтобы получить полное доверие подчиненных;

управление собой, или  способность настолько хорошо знать  и вовремя признавать свои слабые и сильные стороны, чтобы для  усиления своих слабых сторон умело  привлекать другие ресурсы, включая  ресурсы других людей.

Последующее изучение привело к выделению четырех  групп лидерских качеств:

 

физиологические

психологические или эмоциональные

умственные или интеллектуальные

личностные деловые

Недостатки теории черт

 

Во-первых, перечень потенциально важных лидерских качеств оказался практически бесконечным. По этой причине  стало невозможно создать «единственно верный» образ лидера.

Во-вторых, по различным причинам, таким, например, как неудача в  поиске путей измерения многих лидерских  качеств, а также в силу непризнания  возможных различий в зависимости  от организации или ситуации, не удалось установить тесную связь  между рассмотренными качествами и  лидерством и помочь практическому  выявлению последнего.

Концепции харизматического лидерства(восходят к работам М. Вебера и представлены, в частности, такими современными авторами, как В.М. Басс, Б. Шамир, Р.Й. Хозе, М. Артур и др. )  

 

 

исходят из того, что идеальный работник соответствует личности руководителя, служит отражением лидера, способного оказывать влияние на трансформацию  его ценностей. Проявлениями такого идеального работника выступают  вера в лидера, почитание руководящей  личности, а также побуждение к  действиям и вдохновение, испытываемое от ее влияния. Мотивирующее воздействие  руководителя осуществляется через  механизм подражания, принятия членами  группы его ценностей и поведения  за образец, наделения его харизмой. Обладать способностью влияния на ценности других людей и их изменение могут немногие, «избранные».

 

Решающим в харизме лидера является

 

является его способность  влиять на видение, восприятие ведомыми действительности и на их ценности. Такие лидеры могут даже внушать  членам группы новые ценности, однако обычно они подчеркивают особую значимость индивидуальных ценностей каждого  сотрудника и стремятся связать  их с групповыми задачами. Для эффективности  влияния лидеры должны хорошо знать  и уважать потребности, ценности и идентификации ведомых. Лишь в  этом случае они могут рассчитывать на доверие членов группы, формирование харизмы и высокую групповую идентификацию. Харизму лидера усиливает его персональная увлеченность коллективными целями, готовность идти на личный риск ради их достижения, идентификация себя с ними и с группой.

 

Концепции харизматического лидерства опираются на ряд интересных эмпирических исследований, однако многие авторы считают их слишком описательными  и недостаточно точными, а также  не раскрывающими психологические  механизмы формирования харизмы и всего комплекса отношений лидера — ведомых. В реальной жизни одной из слабостей этого типа руководства является чрезмерно высокая зависимость деятельности группы от личности лидера и сбои в ее работе в случае утраты (перевода, увольнения и т.п.) лидера.

 

Факторно-аналитическая и ситуационная теории лидерства

 

Факторно-аналитическая концепция вводит в теорию лидерства понятия целей и задач, связанных с конкретной ситуацией. В результате взаимодействия индивидуальных качеств лидера и стоящих перед ним задач вырабатывается стиль его поведения, составляющий его «вторую природу». Стиль и целевая ориентация лидера несут на себе отпечаток определенных социальных условий

 

Крупным шагом вперед по пути учета относительности черт лидера и адаптации теории черт к  реальным условиям является факторно-аналитическая концепция лидерства, которую нередко называют второй волной в развитии теории черт. В ней различаются чисто индивидуальные качества лидера и характерные для него черты поведения, связанные с достижением определенных целей. Между этими двумя группами свойств лидера могут быть существенные различия.

С точки зрения Ситуационного подхода лидерские качества относительны. Один человек может проявить черты лидера в производственной деятельности, другой — на собрании трудового коллектива, третий — в межличностном общении и т.п. В целом же лидеров отличают главным образом целеустремленность, уверенность в своих силах, готовность взять на себя ответственность за решение той или иной задачи, а также компетентность.

 

 

Э. Хартли предлагает дополнить  ситуационную теорию следующими положениями:

1) приобретение человеком  статуса лидера в одной ситуации  не исключает, а даже повышает  шансы на его лидерство в  другой ситуации,

2) оказавшись лидером  в определенной ситуации, человек  приобретает авторитет, который  способствует его назначению  или избранию на руководящую  должность и тем самым закреплению  лидерства;

3) вследствие стереотипности  восприятия человек, оказавшийся  лидером в определенной ситуации, воспринимается группой как лидер  вообще;

4) лидерами чаще всего  становятся люди, стремящиеся к  этому, имеющие соответствующую  мотивацию.

Теория конституентов и интерактивный анализ

 

На становление, характер и направленность лидерства непосредственно  влияют внутренние побуждения человека к занятию руководящих позиций. Прояснить субъективные механизмы  лидерства помогают психологические  теории, в частности психоаналитическое объяснение лидерства. Как считал основоположник психоанализа 3. Фрейд, в основе лидерства  лежит подавленное либидо — преимущественно  бессознательное влечение сексуального характера. Последователи Фрейда трактуют либидо более широко — как психическую  энергию вообще.

Заметный вклад в развитие психоаналитического объяснения феномена лидерства внесли ученые Франкфуртской школы Э. Фромм, Т. Адорно и др. Они выявили тип личности, предрасположенный к авторитаризму и стремящийся к власти. Такая личность формируется в нездоровых общественных условиях, порождающих массовые фрустрации и неврозы, состояния подавленности, гнетущего напряжения, тревожности, безысходности и отчаяния. У человека появляется стремление убежать от всего этого в сферу господства и подчинения. Для авторитарной личности власть является психологической потребностью, позволяющей избавиться от собственных комплексов путем навязывания своей воли другим людям


Информация о работе Теория лидерства