Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 11:33, реферат
В своей курсовой работе я отражу научные подходы с раскрытием содержания каждого. Отвечу на вопрос о принципах менеджмента, для чего они служат, на какие группы разделяются, что в каждую из них входит. Расскажу о «миссии организации», почему её отделяют от цели, что она означает, чем отличается от главной стратегической цели и корпоративного кредо, опишу её место в организации. Дам понятие «цели», предоставив несколько трактовок. Выделю общее для всех этих понятий, раскрою определение «целесообразности», проинформирую какие процессы можно считать «целесообразными», от чего зависти содержание целей.
Введение……………………………………………………………………..2
1. Сущность, цели и принципы менеджмента………………………………..3
1.1 Сущность менеджмента……………………………………………………3
1.2 Научные подходы менеджмента и принципы менеджмента……………5
1.3 Научные подходы менеджмента…………………………………………..5
1.4 Принципы менеджмента…………………………………………………..6
1.5 Миссия и цель управления организацией………………………………..9
1.6 Миссия и её роль в организации………………………………………….9
1.7 Цель организации и менеджмента, основные требования к целям……..13
Заключение……………………………………………………………………..19
Список используемой литературы…………………………………………….20
Однако одной
формулировки мисси для успешного
выхода на соответствующий рынок
явно недостаточно, необходимо подтвердить
намерения с помощью описания
следующих характеристик
§ существующей и перспективной сфер деятельности, отражающих вид продукции или услуг, ёмкости рынка потребителей и конъюнктуры рынка производителей отраслевых, географических и демографических масштабах;
§ принятой философии ведения бизнеса, включающей ценности трёх основных групп заинтересованных лиц, принципы поведения, и идеи коллектива, концепцию управления маркетингом;
§ целевых ориентиров, складывающихся из комплекса стратегических целей развития и отражающихся нормативные (желаемые) будущие состояния параметров и эндогенных переменных (результатов деятельности);
§ потенциальных возможностей и средств достижения целевых ориентиров, включающих программы, планы и конкретные мероприятия по достижению стратегических целей организации и количественные и качественные оценки желаемых результатов её деятельности.
Так, содержание программ, планов и конкретных мероприятий в значительной степени зависит от выбранной концепции управления маркетинговой деятельностью. В настоящее время существует пять таких концепций: товарная, производственная, традиционная и социально - этическая. Каждая из них применима для определенных сфер управленческой деятельности, требующих совершенствования.
Миссия организации имеет важное значение для деятельности любого хозяйствующего субъекта независимо от её организационно - правовой формы. Прежде всего, она является основой для формирования политики, которая выражается в разработке главной стратегической цели деятельности на перспективу, а также целей создающих условия для её реализации. В их состав входят программы, имеющие различные виды и сроки выполнения.
Миссия позволяет определить основные направления или средства достижения главной стратегической цели.
Миссия, сформулированная
вузком смысле и имеющая описание
необходимых характеристик
ь повышает мотивацию
сотрудников к более
· согласовывает интересы отдельных сотрудников, работающих в разных подразделениях, вызывает у каждого чувство причастности к процессу достижения общей главной стратегической цели, ощущение членства в большом коллективе единомышленников;
· определяет стратегические направления развития хозяйствующего субъекта, исходя из выбранной концепции управления маркетингом, внедрение новых технологий, производства новых видов продукции и (или) завоевания новых рынков;
· устанавливает новые принципы деятельности на целевых рынках потребителей продукции и услуг, а также на рынках производителей, определяет характер взаимодействий во внешних и внутренних средах.
Согласно формулировки миссия охватывает такие сферы управленческой деятельности, как маркетинг, персонал, инновации и коммуникации. В сфере маркетинга миссия является основной для выбора предмета деятельности или так называемый области конкуренции хозяйствующего субъекта.
В сфере персонала миссия стимулирует разработку мероприятий, которые относятся к социально - психологическим методам управления и являются средствами активации работников к качественному и высокопроизводительному труду.
В сфере инноваций миссия очерчивает границы ноу-хау, которыми владеет в настоящее время и приобретению которых стремится в перспективе. К таким ноу-хау относятся новые технические разработки, новые технологии, оригинальные инженерные решения, представленные в виде патентов, проектов, специальных знаний и навыков.
В сфере коммуникаций миссия определяет те элементы макро- и микро среды, которые заинтересованы в деятельности хозяйствующего субъекта.
Из всего выше сказанного, но более полно можно сформулировать, что такое миссия: миссия не имеет сроков реализации и количественных оценок, задаёт основные стратегические направления развития хозяйствующего субъекта, определяет философию поведения коллектива и отношениями с элементами внешней среды, осуществляет выбор концепции управления маркетингом как философии ведения деловой активности.
Качественной оценкой успешности миссии может служить степень благожелательности или лояльности внутренних и внешних контактных аудиторий, а также поставщиков ресурсов, посредников и клиентурных рынков к продукции и услугам, всему хозяйствующему субъекту и его сотрудникам, включая руководство.
1.7 Цели организации
менеджмента, основные
Существует несколько
трактовок понятия «цель». Во - первых,
цель - это желаемый результат деятельности.
Во - вторых, цель - это осознанный образ
будущих результатов. В - третьих, цель
- это идеальное мысленное
Общим во всех этих понятиях является направленность целей на достижение конкретных результатов, характеризующих перспективное состояние внутренней среды хозяйствующего субъекта. К конечным результатам как желаемым будущим состоянием может привести лишь деятельность внутренней среды хозяйствующего субъекта, состоящей из субъекта управления - управляющей системы, или системы управления - и объекта управления - управляемой системы. Поэтому цели этих двух систем несколько отличаются друг от друга.
Считается, что
цели хозяйствующего субъекта - это
цели управляемой системы, представленной
разнообразными процессами производства
продукции и услуг: основными, вспомогательными,
обслуживающими, обеспечивающими, сбытовыми,
научными, маркетинговыми, природоохранными,
внешнеэкономическими, коммуникативными
и другими. Цели хозяйствующего субъекта
формулируется на основе анализа
и предвидении его состояния
во внешней среде, конкурентной позиции
на избранном целевом рынке
Цели системы управления, или менеджмента, направлены на достижение желаемых результатов, которые необходимо получить хозяйствующему субъекту, исходя из выбранной концепции управления маркетингом (производственной, товарной, сбытовой, традиционной или социально - этической) и стратегии развития, включающих четыре целевых направления:
1)более глубокое
проникновение на освоенные
2)проникновение
на новые географические и
демографические рынки со
3)разработка и
производство новых товаров
4)диверсифицированное
развитие, заключающееся в освоении
производства новых продуктов
и услуг для новых
Таким образом, цели
менеджмента являются вторичными по
сравнению с целями хозяйствующего
субъекта, которые можно назвать
первичными. Однако формулировка и
тех и других по своей сути отличается
незначительно. Так, например, стратегическую
цель производственных процессов - освоить
производство и выпуск новой высококачественной
продукции с заданным набором
свойств - для системы управления
можно сформулировать следующим
образом - обеспечить освоение и выпуск
новой высокоэффективной
Деятельность хозяйствующего субъекта, в основе которых заложены процессы формирования и реализации целей, получила название целесообразной.
Целесообразность - это характеристика функционирования сложных, в данном случае организационно - экономических систем, которое направлено на достижение определённого конечного результата и реализуется на основе принципов обратной связи и адаптации.
Вспомним, что принцип
обратной связи предоставляет
В свою очередь характер отклонений от запланированного состояния обусловлен степенью использования принципа адаптации процессов, происходящих в управляемой и управляющих системах, к изменениям внешней среды. Поэтому целесообразность означает приспособленность к условиям внешней среды.
Процессы можно
считать целесообразными, если система
управления устанавливает определённое
соотношение во времени и (или) пространстве
с другой системой управления иным
хозяйствующим субъектам. Проявлении
целесообразности заключается в
наличии целей, степень достижения
которых контролируется обратной связью
и зависит от использования принципа
адаптации к изменяющимся условиям
внешней среды. Поэтому любое
управленческое решение, имеющее вид
ответной, адаптивной реакции к изменяющимся
условиям внешней среды, называется
конституирующими, т. е. создающим ту
или иную форму целесообразного
поведения управляемых
Алгоритм реализации целесообразности можно представить в виде последовательного решения следующих управленческих задач:
ь выявлении потребности в формировании целей, выраженного в колебании внутренних отношений (пропорций) параметров объекта управления под влиянием изменений, происходящих как во внешней, так и во внутренней среде хозяйствующего субъекта;
ь формулирование совокупности целей, имеющий вид модели целевой ориентации системы управления, направленной на достижение главной стратегической цели;
ь создание механизмов управления в виде совокупности организационно - распорядительных, экономических и социально - психологических методов, представляющих возможность реализовать разработанную модель целевой ориентации системы управления и достичь стратегических результатов всей деятельности организации во времени и пространстве с помощью конкретных мероприятий, разработанных в виде плана на текущий период;
ь приёма и обработки информации, полученной от объекта управления по каналам обратной связи в виде результатов выполнения разработанных конкретных мероприятий;
ь определения отклонений
фактических результатов
ь выявления положительных и отрицательных отклонений, определяющих либо дальнейшее развитие внутренней среды, либо необходимость стабилизации процессов, имеющих отрицательную динамику в течении достаточно длительного периода;
ь корректировки целей, сформулированных ранее и (или) разработка новых взамен достигнутых.
Приведённая последовательность является универсальной, используемой для разработки любых управленческих решений как ответных, адаптивных реакций независимо от того, вызваны ли они внутренними или внешними диспропорциями в процессах.
К показателям, оценивающими
степень целесообразности создания
и функционирования хозяйствующего
субъекта, можно отнести степень
его выживания, или конкурентоспособности,
в условиях непостоянства и
Содержание целей зависит от трёх причин:
1. объективных законов
развития элементов
2. маркетинговых
возможностей хозяйствующего
3. используемых
системой управления средств
формирования и реализации
Управление, основанное на использовании целесообразности как основной характеристики построения и функционирования, называется целевым, или при более полной трактовке его сущности - программно - целевым.
Основные требования к формулировке целей
Требования, предъявляемые к целям можно классифицировать по их признакам, что позволяет сформулировать систему управления и использовать для её функционирования программно - целевой подход.
Так, по признаку «уровень управления» цели можно разделить на федеральные, региональные (федеральных округов), субъектные (краевые, областные, автономных округов, автономной области, Москвы, Санкт - Петербурга)), районные, муниципальные и локальные. К федеральным относятся цели органов управления трёх ветвей власти (законодательной, исполнительной, судебной), осуществляющих функции государственного управления на территории всей Росси, к субъектным - цели 89 систем управления субъектами РФ. Поскольку в настоящее время регион не имеет своего юридического статуса и этот уровень ещё не создан, то процессы, происходящие на уровне федеральных округов, образованных указом президента РФ от 13 мая 2000Г. №849 «О полномочном представительстве Президента российской Федерации в федеральном округе», регулируется в основном общественными объединениями или группами гражданских действий, ассоциациями и союзами, которые формируют программы развития региона в определённых отраслях, сферах деятельности. К районным принадлежат цели государственных органов, решающих задачи управления в административных районах. Созданный муниципальный уровень управления относится к общественному самоуправлению, на этом уровне разрабатываются цели, соответствующие представленным правам и адекватные обязанностям по рациональному использованию выделенных бюджетных средств. К локальным относятся цели управления хозяйствующими субъектами.