Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2014 в 22:29, контрольная работа
Побуждение работников предприятия к реализации поставленных перед ними целей и задач является объективной необходимостью. Побуждение осуществляется путем мотивации труда. Мотивация — одна из важнейших функций менеджмента персонала. Мотивация работника или их группы к деятельности по достижению целей предприятия осуществляется через удовлетворение собственных потребностей. В основе мотивации лежат две категории — мотив и стимулы.
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кубанский социально-экономический институт
Специальность _______ социально-культурный сервис и туризм ________
Предмет ______________________________
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
___Теория мотивации Фредерика Герцберга ____
Студентки
фак-та: менеджмент и управление
человеческими ресурсами
№ зачетной книжки ___________
Преподаватель
Краснодар 2012
Содержание
Побуждение работников предприятия к реализации поставленных перед ними целей и задач является объективной необходимостью. Побуждение осуществляется путем мотивации труда. Мотивация — одна из важнейших функций менеджмента персонала. Мотивация работника или их группы к деятельности по достижению целей предприятия осуществляется через удовлетворение собственных потребностей. В основе мотивации лежат две категории — мотив и стимулы.
Мотив — это внутренняя побудительная сила; желание, влечение, ориентация, внутренняя установка.
Стимул — материальное, моральное или иное поощрение (награда).
Сущность мотивации (стимулирования) заключается в выборе для работника или их групп оптимальных на конкретном этапе стимулов, соответствующих мотивам поведения людей. Таким образом, в основе мотивации лежит выявление мотивов работника. Современные теории мотивации основаны на результатах психологических и социологических исследований и направлены на определение перечня и структуры людей для конкретного производства. Под потребностью в данном случае понимается осознание отсутствия чего-либо существенно важного для личности, побуждающее к действию.
Существует множество теорий и систем мотивации. Следует отметить, что все они имеют свои достоинства и недостатки. Поэтому каждая из систем может быть эффективно реализована в определенных условиях. Зачастую на разных этапах развития персонала приходится использовать различные системы мотивации или их сочетание. Рассмотрим двухфакторную теорию Герцберга.
Фредерик Герцберг во второй половине 1950-х гг. разработал модель мотивации, основанную на потребности. В этой модели он выделил две большие категории, назвав их "гигиенические факторы" и "мотивация".
Согласно теории Герцберга эти две группы факторов приводят к разным результатам. Если факторы мотивации приводят к удовлетворенности трудом, то факторы гигиены – лишь к отсутствию неудовлетворенности. Следуя теории Герцберга руководитель должен вначале обеспечить наличие факторов гигиены, а затем факторов мотивации. И тогда персонал ощутит полную удовлетворенность трудом. Гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа, а мотивация связана с самим характером и сущностью работы.
По теории Герцберга, нормальный уровень этих факторов не усиливает положительной мотивации трудового поведения. Недовольство каким-либо из указанных факторов ослабляет мотивацию, Из этой теории следует, что нужно стремиться в первую очередь устранить недовольство факторами второй группы, а затем использовать положительные мотивы в стимулировании за счет воздействия на факторы первой группы.
Первая группа:
1. Трудовые успехи.
2. Признание заслуг.
3. Собственно процесс труда.
4. Степень ответственности.
5. Служебный рост.
6. Профессиональный рост, эти факторы усиливают положительные мотивы трудового поведения.
Вторая группа:
1. Гарантия сохранения работы.
2. Социальный статус.
3. Неудовлетворенность трудовой политикой компании.
4. Условия труда.
5. Отношение непосредственного начальника.
6. Личные склонности.
7. Межличностные отношения.
8. Заработная плата.
Основные положения теории Герцберга следующие:
По мнению Герцберга, 69% причин, определяющих разочарованность персонала в своей работе, относится к группе гигиенических факторов, в то время как 81% условий, влияющих на удовлетворённость работой, непосредственно связаны с мотивирующими факторами.
По мнению Герцберга, при отсутствии
или недостаточной степени гигиенических
факторов у человека наступает неудовлетворение
собственной работой. Но если они достаточны,
то сами по себе не вызывают удовлетворения
работой и не способны мотивировать человека
на что-либо. Герцберг описывал соотношение
между удовлетворенностью и неудовлетворенностью
деятельности следующим образом: "Результаты
нашего исследования, а также результаты,
полученные мною в ходе обсуждений с другими
специалистами, использовавшими совершенно
иные методы, позволяют заключить, что
факторы, вызывавшие удовлетворение работой
и обеспечивавшие адекватную мотивацию,
- это иные и существенно отличные факторы,
чем те, которые вызывают неудовлетворение
работой. Поскольку при анализе причин
удовлетворенности или неудовлетворенности
работой приходится рассматривать две
различные группы факторов, то эти два
чувства не являются прямо противоположными
друг другу. Обратным чувству удовлетворения
от работы является его отсутствие, а не
неудовлетворенность. Обратным чувству
неудовлетворенности является в свою
очередь его отсутствие, а не удовлетворение
работой".
Эти факторы соответствуют физиологическим
потребностям, потребностям в безопасности
А. Маслоу, т. е. его мотивации сравнимы
с потребностями высших уровней Маслоу.
Однако Маслоу рассматривал гигиенические
факторы как нечто вызывающее определенную
стратегию поведения. Если менеджер дает
возможность удовлетворить одну из таких
потребностей, то рабочий в ответ на это
будет работать лучше.
Герцберг же, наоборот, считал, что работник
начинает обращать свое внимание на гигиенические
факторы только тогда, когда найдет их
реализацию неадекватной или несправедливой.
По теорий Герцберга, гигиенические факторы
не мотивируют работников, а только сокращают
возможность возникновения чувства неудовлетворенности
работой. Для того чтобы добиться мотивации,
руководитель обязан обеспечить наличие
мотивирующих факторов. Для эффективного
использования данной теории нужно составить
список гигиенических и особенно мотивирующих
факторов и в то же время дать сотруднику
возможность самому определить и указать
на то, что он предпочитает, и считаться
с его желанием.
Гигиенические факторы Герцберга:
Следует обратить внимание на то, что Герцберг сделал парадоксальный вывод о том, что заработная плата не является мотивирующим фактором. Действительно, заработная плата находится в категории факторов, приводящих к удовлетворенности или неудовлетворенности работой.
Что происходит в организации в зависимости от степени удовлетворённости гигиенических и мотивирующих факторов, показано в табл.1.
Таблица 1
Удовлетворение гигиенических и мотивирующих факторов в организации
|
Мотивирующие факторы | ||
Не удовлетворяются |
Удовлетворяются | ||
Г и г и е н и ч е с к и е
ф а к т о р ы |
Удовлетво- ряются |
Высокий процент персонала с избегательной мотивацией. Специалисты с достижи-тельной мотивацией реже, но тоже могут попадать в эту организацию, однако ненадолго. Персонал стремится минимизировать свои трудовые усилия (тепло, светло, хорошо платят – зачем ещё и работать?) |
Это гармоничная система мотивации персонала. Созданы все возможные условия для труда, и труд хорошо и справедливо оплачивается |
Не удовлетво-ряются |
Здесь наблюдается высокая
текучесть кадров и большие проблемы с набором |
Здесь работают в основном специалисты с достижи-тельной мотивацией и недостаточным опытом работы. Такая компания привлекательна как этап в профессиональном росте, так как связана с достиже-ниями, самореализацией, профессиональным, а может быть, и карьерным ростом. Минусы в том, что этап недолгий. «Вырос» сотрудник – и пошёл зарабатывать деньги в другую компанию |
Практическая направленность теории Герцберга состоит в том, что манипуляция факторами труда позволяет влиять на удовлетворённость персонала своим трудом. Для того чтобы эффективно использовать теорию Ф. Герцберга, необходимо составить перечень гигиенических и, особенно, мотивирующих факторов и дать сотрудникам возможность самим определить и указать то, что они предпочитают. Активизация мотивирующих факторов способна обеспечить максимально возможное участие персонала в делах фирмы: от принятия самостоятельных и ответственных решений на своём рабочем месте до соучастия в инновационных программах компании. Многие организации попытались реализовать теоретические выводы Герцберга посредством программ обогащения труда, когда работа перестраивается и расширяется так, чтобы приносить больше удовлетворения и вознаграждений её непосредственному исполнителю. Обогащение труда направлено на структурирование трудовой деятельности таким образом, чтобы дать почувствовать исполнителю сложность и значимость порученного ему дела, независимость в выборе решений, отсутствие монотонности и рутинных операций, ответственность за данное задание, ощущение того, что человек выполняет отдельную и полностью самостоятельную работу. Есть предположение, что такой гигиенический фактор, как деньги, может компенсировать большинство других гигиенических факторов. Например, дальность работы от дома вполне компенсируется удовлетворительным для сотрудника заработком, так же как условия труда, график работы и прочее, при условии, что эти вопросы не являются принципиальными для сотрудника. Что касается мотивирующих факторов − это то, что связано с более глубокими человеческими потребностями, и подмена их удовлетворения (при наличии у сотрудника достижительной мотивации) возможна только на непродолжительное время. Тем не менее, многие из мотивирующих факторов тоже непосредственно связаны с деньгами, как материальным выражением оценки профессиональных успехов, степени ответственности и т.д. Мотивирующие же факторы могут лишь частично и ненадолго компенсировать недостаток гигиенических факторов (см.табл.1).
Обобщая результаты своих исследований, Ф. Герцберг сделал несколько выводов:
Практические рекомендации менеджерам по применению двухфакторной теории Ф. Герцберга: