Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2014 в 19:23, доклад
В последние годы в нашей стране наблюдается уменьшение желания трудиться, особенно в общественном производстве. Соответственно, большое значение приобретает необходимость мотивации труда. Основной задачей руководителя после постановки цели и предмета работы является организовать рабочий процесс, в частности заставить сотрудников работать. Для этого необходимо кок-то мотивировать его, побудить к действию. Понятно, что основным мотивирующим фактором является заработная плата, однако, существует множество и других факторов, заставляющих человека работать.
В последние годы в нашей стране наблюдается уменьшение желания трудиться, особенно в общественном производстве. Соответственно, большое значение приобретает необходимость мотивации труда. Основной задачей руководителя после постановки цели и предмета работы является организовать рабочий процесс, в частности заставить сотрудников работать. Для этого необходимо кок-то мотивировать его, побудить к действию. Понятно, что основным мотивирующим фактором является заработная плата, однако, существует множество и других факторов, заставляющих человека работать.
Мотивация - это способ побуждения себя и других людей к целенаправленному действию для достижения цели. Это определенный внешний фактор, влияющий на человека и его внутреннее состояние, который увеличивает желание человека работать.
А теперь,немного биографии
о Фредерике Ирвине Герцберге.
Социальный психолог, специализирующийся
на проблемах труда и деятельности компаний, влиятельная личность
в сфере управления бизнесом.
Родился 17 апреля 1923
года, в Линне, штат Массачусетс. Свое образование
начал в Нью-йоркском Сити-колледже, где
постигал азы истории и психологии. Но
на последнем курсе из-за финансовых проблем
оставляет учебу, чтобы пойти служить
в армию.
После окончания войны
Герцберг возвращается в Сити-колледж
и в 1946 году его заканчивает. В Университете
города Питтсбурга проходит учебу в аспирантуре
и получает магистерскую, а затем и докторскую
степень.
В современную историю Герцберг вошел как автор двухфакторной теории мотивации(психологическая теория мотивации). Согласно этой теории, на рабочем месте, наряду с определёнными факторами, которые вызывают удовлетворение от работы, в то же время, существует отдельный набор факторов, который вызывает неудовлетворённость от работы.
Двухфакторная теория мотивации
описывает две группы факторов: первые
активизируют удовлетворение от работы, вторые вызывают неудовлетворённость от работы.
По просьбе Герцберга более 200 бухгалтеров
и инженеров крупных фирм рассказывали
о ситуациях, когда работа им приносила
особенное удовлетворение, а когда совершенно
не нравилась. В результате анализа этого
эксперимента Герцберг делает вывод, что
есть два фактора оценки уровня удовлетворенности
от работы: Факторы, удерживающие
на работе (гигиенические факторы) — административная
политика компании, условия труда, величиназаработной платы, межличностные отношения с начальниками,
коллегами, подчинёнными.
По теории Герцберга нехватка
или отсутствие гигиенических факторов
приводит человека к неудовлетворенности
своей работой. Но если они представлены
в полном объеме, то сами по себе не вызывают
удовлетворения и уже не способны стимулировать
человека к необходимым действиям. Если
мотиваторы отсутствуют, то это не вызывает
неудовлетворения работой, но их присутствие
рождает удовлетворение и мотивирует
к необходимым действиям и повышают эффективность.
2.1. Результаты
исследований Герцберга
Теория, обосновывающая наличие у людей двух видов потребностей:
(1) мотивирующей потребности, влияющей
на стремление к личному росту
и
удовлетворенность работой, и
(2) гигиенической потребности, позволяющей избежать плохой жизни и
неудовлетворенности.
В рамках предварительного анализа, который осуществлялся психологической
службой Питсбурга под
руководством Ф. Герцберга в 1957 г.,
на основе обзора более чем 2000 документов, т. е. фактически всего того, что было
издано по данному вопросу с 1900 по 1955 г., была проведена классификация
проблемных областей, касающихся отношения людей к своей работе. Цель этого
анализа заключалась в том, чтобы получить четкий ответ на вопрос: "Чего ожидают
работники от выполнения своих служебных обязанностей?".
В общей сложности было проведено 15 исследований, в которых приняло участие 28000 служащих. Последним необходимо было указать, что их
удовлетворяет в работе, а что - нет. Опираясь на полученные данные, исследователи выдвинули предположение о существовании некоторых факторов, влияющих на удовлетворенность и неудовлетворенность работников процессом трудовой деятельности. Исследовали двести инженеров и бухгалтеров с целью выявления мотивирующих факторов и их силы. Служащим задавались два вопроса: «Можете ли Вы детально описать, когда Вы чувствуете себя на работе исключительно хорошо?» и «Можете ли Вы детально описать, когда Вы чувствуете себя на работе исключительно плохо?».
Результаты показали, что респонденты испытывали чувство удовлетворенности
главным образом в случае достижения успеха, признания и одобрения результатов
работы, возложения на них высокой степени ответственности, возможности
творческого и делового роста, а также выполнения работы как таковой. На
возникновение же чувства неудовлетворенности, как правило, оказывали влияние
внешние факторы, а именно: политика фирмы, степень непосредственного
контроля, межличностные отношения в коллективе, заработная плата, условия
работы. Поэтому в рамках теории, построенной на основе данного исследования,
факторы удовлетворенности, которые касаются содержания работы, были названы
мотивирующими факторами, а факторы неудовлетворенности - гигиеническими,
поскольку они связаны с контекстом выполнения этой работы.
Вывод, который он сделал на основе этих исследований, оказался исключительно оригинальным. Ф. Герцберг заключил, что процесс обретения удовлетворённости и процесс нарастания неудовлетворённости с точки зрения обуславливающих их факторов – это два различных процесса. Т.е. факторы, которые вызывали рост неудовлетворённости, при их устранении не обязательно приводили к увеличению удовлетворённости и, наоборот, из того, что какой-либо фактор способствовал росту удовлетворённости, никак не следовало, что при ослаблении влияния этого фактора будет расти неудовлетворённость.
Вот как Ф. Герцберг описывал соотношение между удовлетворённостью и неудовлетворённостью работой: «Результаты нашего исследования, а также результаты, полученные мною в ходе обсуждений с другими специалистами, использовавшими совершенно иные методы, позволяют заключить, что факторы, вызывавшие удовлетворение работой и обеспечивавшие адекватную мотивацию – это иные и существенно отличные факторы, чем те, которые вызывают неудовлетворение работой. Поскольку при анализе причин удовлетворённости или неудовлетворённости работой приходится рассматривать две различные группы факторов, то, следовательно, эти два чувства не являются прямо противоположными друг другу. Обратным чувству удовлетворения от работы является его отсутствие, а не неудовлетворённость. Обратным чувству неудовлетворённости является, в свою очередь, его отсутствие, а не удовлетворение работой».