Теория научения по Торндайку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2012 в 20:46, реферат

Описание работы

Эдвард Ли То́рндайк (31 августа 1874, Вильямсбург, штат Массачусетс — 10 августа 1949, Монтроз, Нью-Йорк) — американский психолог и педагог. Президент Американской психологической ассоциации в 1912 году.

Файлы: 1 файл

Эдвард Ли То́рндайк.docx

— 34.59 Кб (Скачать файл)

«Закон  эффекта»

Закон эффекта  говорил о том, что любое действие, вызывающее удовольствие в определенной ситуации, ассоциируется с ней  и в дальнейшем повышает вероятность  повторения данного действия в подобной ситуации, неудовольствие же (или дискомфорт) при действии, ассоциируемое с  определенной ситуацией, приводит к  снижению вероятности совершения этого  акта в похожей ситуации. Это подразумевает, что в основе научения лежат также некоторые полярные состояния внутри организма. Еще один закон, предложенный Торндайком, касался врожденного комплекса движений. Если действия, совершенные в определенной ситуации, приводят к успешным результатам, то их можно назвать удовлетворяющими, в противном случае они будут нарушающими. Понятие успешного результата Торндайк дает на уровне нейронов. При успешном действии система нейронов, приведенная в готовность, на самом деле функционирует, а не бездействует.

 Действие, совершаемое с удовольствием усиливает связь между стимулом и реакцией, а неудовольствие — ослабляет.

Следует отметить, что «научение» Торндайк характеризует как: связь между стимулом и реакцией, сила которого оценивается вероятностью возникновения реакции на стимул.

Во время одного из экспериментов Торндайк случайно обнаружил, что состояние удовлетворения не только увели чивало вероятность возникновения повторной реакции, приводящей к состоянию удовлетворения, но также увеличивало вероятность вторичного появления реакций, стоящих близко к подкрепленной реакции.  
Один типичный эксперимент включал предъявление 10 слов, куда входили кошачья мята, дебаты и ослепительный блеск, испытуемым, которые были проин структированы отвечать на слово числом от 1 до 10. Если испытуемый отвечал на слово числом, которое экспериментатор изначально подобрал к этому слову, то экспериментатор говорил: «Правильно». Если испытуемый отвечал любым другим числом, экспериментатор говорил: «Неправильно». Эксперимент повторялся таким образом несколько раз. Два важных наблюдения были сделаны на основании этого исследования. Во-первых, было обнаружено, что подкрепление («правильно» из уст экспериментатора) сильно увеличивало вероятность того, что это число будет повторено снова при предъявлении стимулируюшего слова, но наказание («неверно» из уст экспериментатора) не уменьшало вероятность того, что неверное число будет повторено снова с этим же словом. Частично на основании именно этого исследования Торндайк пересмотрел свой более ранний закон воздействия. Во-вторых, было обнаружено, что вероятности повторного появления чисел, предшествующих и последующих за подкрепленным числом, также повышалась, несмотря на то что они сами по себе не подкреплялись, и даже в том случае, если ранее появлению этих чисел сопутствовало наказание. Следовательно, то, что Торндайк называл состоянием удовлетворения, вероятно, «распространялось» от подкрепленной реакции к соседним реакциям. Он назвал этот феномен распространением эффекта. Торндайк также обнаружил, что этот эффект с отдалением уменьшается. Другими словами, подкрепленная реакция имеет самый большой шанс появиться вновь, за ней следуют реакции, находящиеся непосредственно рядом с подкрепленной, затем реакции, находящиеся рядом с этими, и т. д.

                        Заслуженное признание

Торндайк не собирался посвятить всю жизнь экспериментам с проблемными ящиками. Целеустремленный и амбициозный, он в свое время писал невесте: «Я решил за пять лет достигнуть самых вершин психологии, потом буду преподавать еще десять лет, а затем уйду из науки». В области зоопсихологии он проработал недолго. Он занимался этими вопросами лишь для того, чтобы написать докторскую диссертацию и создать себе имя.

В 1899 году Торндайк стал преподавателем психологии в педагогическом колледже Колумбийского университета. Там он продолжил экспериментальные исследования, перенеся методы изучения поведения животных на людей. Вся его дальнейшая работа была посвящена проблемам обучения людей, а также таким близким отраслям, как тестирование интеллекта.

Торндайк, как и намеревался, действительно достиг вершин: в 1912 году он был избран президентом Американской психологической ассоциации. За полвека работы в Колумбийском университете им было написано свыше 500 научных работ, многие из которых пользовались немалым спросом на книжном рынке. На издании своих книг и тестов он сумел сделать себе состояние. Так, в 1924 году его годовой доход составил почти 70 тысяч долларов, что по тем временам было просто огромной суммой. В 1939 году Торндайк ушел в отставку, но продолжал научную деятельность до самой смерти (он умер в 1949 году).

Исследования  Торндайка в области научения стали эпохальным явлением в психологии. Его работы стимулировали подъем теории научения в американской науке, а тот дух объективности, которого он строго придерживался, нашел воплощение в теории бихевиоризма. Основатель бихевиоризма Джон Уотсон писал, что исследования Торндайка стали краеугольным камнем его учения.

Дань уважения Торндайку отдал и Павлов. Он писал: «Через несколько лет после начала работы с моим новым методом я узнал, что подобные опыты проделаны в Америке, причем не физиологами, а психологами. С тех пор я начал внимательно изучать американские публикации и должен был признать, что честь сделать первый шаг по этой дороге принадлежит Э.Л. Торндайку. Его эксперименты опережали наши примерно на два или три года, а его книгу можно считать классической как по смелому подходу к гигантской работе, так и по точности результатов».

Список  литературы

М.Г.Ярошевский. Бихевиоризм


Информация о работе Теория научения по Торндайку