Теория рациональной бюрократии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 19:08, реферат

Описание работы

М. Вебер видел в процессе повсеместной, всеохватывающей рационализации судьбу не только европейской, но и мировой цивилизации. Продолжая логику своей концепции типов господства, в которой легальный тип господства основан исключительно на формальной рациональности, Вебер обратился к изучению общих принципов управления организациями.
Итогом его анализа стала теория рациональной бюрократии, которую можно назвать первым удачным опытом социологического анализа и обобщения управленческой теории и практики.

Файлы: 1 файл

14.docx

— 19.12 Кб (Скачать файл)

14. Теория рациональной бюрократии М. Вебера

М. Вебер видел в процессе повсеместной, всеохватывающей рационализации судьбу не только европейской, но и мировой цивилизации. Продолжая логику своей концепции типов господства, в которой легальный тип господства основан исключительно на формальной рациональности, Вебер обратился к изучению общих принципов управления организациями.

Итогом его анализа стала теория рациональной бюрократии, которую можно назвать первым удачным опытом социологического анализа и обобщения управленческой теории и практики.

«Бюрократия» в прямом переводе с французского – власть стола (рабочего места чиновника). Наблюдая механизмы управления крупного промышленного производства, М. Вебер сосредоточился на исследовании «рационально-легальных», т. е. формально установленных характеристик процессов деятельности и выработке универсальных принципов управления.

«Идеальный тип» рациональной бюрократии, по Веберу, выглядит следующим образом.

Аппарат (штаб) управления состоит из отдельных чиновников, которые:

• лично свободны и подчиняются только служебному долгу;

• имеют устойчивую служебную иерархию (каждый подчиняется вышестоящему и несет ответственность как за свои действия, так и за действия своих подчиненных);

• имеют твердо определенную компетенцию, которая регламентируется системой предписаний;

• работают в силу контракта, следовательно, принципиально на основе свободного выбора;

• вознаграждаются постоянным денежным содержанием (окладом);

• рассматривают свою службу как единственную или главную профессию;

• предвидят свою карьеру: повышение происходит или в соответствии со старшинством по службе или в соответствии со способностями, независимо от суждения начальника;

• работают в полном отрыве от средств управления без присвоения служебных мест;

• подчиняются единой строгой служебной дисциплине и контролю;

• лояльны к своей организации.

Главное в этой схеме – идея достижения максимального упорядочивающего эффекта за счет предельной формализации и нормативного закрепления структуры и функций чиновников, а также четкой специализации персонала. Переход к специализированному труду делает его более продуктивным.

Идеальный бюрократ на своем рабочем месте – не человек, а скорее носитель определенных должностных обязанностей. Четкая регламентация делает поведение работников и всей организации предсказуемым.

М. Вебер утверждал, опираясь на свой основной сравнительно-исторический метод познания, что «полностью развитый бюрократический механизм выглядит в сравнении с иными (небюрократическими) организациями точно так же, как машинная индустрия в сравнении с немеханическими видами производства».

В то же время, предчувствуя последствия упрощенного, некритического использования своей модели в практике управления, он специально предостерегал от «укладывания» реальной действительности в «прокрустово ложе» этого понятия.

Однако если учесть, что фундаментальная работа Вебера «Хозяйство и общество», в которой наиболее последовательно была представлена его теория формальной рациональности в применении к экономике, вышла в 1921 г. (через год после смерти автора), повлиять на реальное развитие последующих событий он уже не мог.

Рационализм веберовской теории полностью соответствовал по духу господствовавшей в общественном сознании того времени концепции рационального «экономического человека». Эта концепция вытекает из уровня экономического и социального развития общества конца XIX – начала ХХ в. и характеризует роль и место человека-работника в крупном промышленном производстве как придатка машин и механизмов.

 

 

 

2Классическая политэкономия   

 Классическая ПЭ возникла в связи с проникновением капитала в сферу производства. Классическая ПЭ была господствующей школой во 2 пол.18- нач.19 в. Первые представители этой школы - физиократы (природа и власть). Родоначальник Франсуа Кенэ, которые источником богатства считали производство, но лишь с/х. Главная их заслуга - первая попытка провести анализ общественного воспроизводства. 

 Классическая  ПЭ: Вильям Петти, Адам Смитт, Давид Рикардо обосновали, что источником общественного богатства является все общественное производство. 1.Ввели метод абстрагирования, открывающий возможности проникновения в глубинную сущность исследуемых явлений. 2.Заложили основы трудовой теории стоимости. 3.Исследовали механизм воспроизводства общественного капитала. 4.Предприняли попытку объяснить законы, управляющие экономическими явлениями. 5.Выступали за ограничение вмешательства государства в экономику, за свободу торговли. 

 В середине  и второй половине 19в. в трудах  Сисмонди и Прудона развивалась мелкобуржуазная ПЭ. Она отражала интересы и взгляды мелких товаропроизводителей; не смогла открыть законы экономического развития и потому оказалась бесплодной

 

Функции политэкономии.

Функции ПЭ. ПЭ изучает отношения между людьми в решающей сфере их жизнедеятельности: в пр.-хоз. экон. деятельности. Значение ПЭ в жизни общества может быть охарактеризовано ее функциями.  

 ПЭ как одна  из отраслей научного знания, выполняет: 

1) познавательную  функцию. Ею ПЭ обеспечивает накопление  научных знаний в области пр.-хоз. деятельности людей, а в целом - наращивание интеллектуального потенциала общества, расширяет научный кругозор людей, вооружает их знанием объективных законов экон. развития общества, силой научного предвидения.  

2) методологическую. ПЭ изучает произв.-хоз. отношения людей в глубинной их сущности. Это фундаментальная наука, является методологической основой всех экон. наук. Это своего рода экон. философия. 

3) практическую. ПЭ - теоретическая основа экон. политики гос-ва, предприятий, фирм. На основе открываемых ею законов и ее теоретических выводов органы госуправления, фирмы определяют свои программные цели, экон. стратегию и тактику. ПЭ способствует наращиванию экон. потенциала. 

4) идеологическую. ПЭ формирует взгляды, общественные  идеи, общественное сознание. Является  исходной основой формирования  экон. и политического мышления. В СССР ПЭ была чересчур заидеологизирована. Проявлялось это в навязывании общественному сознанию декларативных схем, оторванных от реальности.

 


Информация о работе Теория рациональной бюрократии