Типы моделей управленческого решения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 00:39, контрольная работа

Описание работы

Дескриптивные модели применяются для описания свойств и параметров процесса принятия решений в целях прогнозирования его хода в будущем. Успех применения дескриптивных моделей в значительной степени зависит от точности описания законов и закономерностей функционирования объекта управления. Нормативные модели применяются для управления процессом принятия решений, для формирования его сущностных элементов и его развития. Нормативные модели предполагают активное участие в процессе принятия решений и его моделировании участников процесса принятия решений.

Файлы: 1 файл

Задача Управленческие решения.docx

— 19.88 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА и ЭКОНОМИКИ

 

 

 

 

Кафедра «Государственное и муниципальное  управление»

Контрольная работа

На тему: «Типы моделей управленческого решения»

 

 

 

Выполнила:

студентка заочного отделения, 2-го курса,

специальности «Менеджмент организации»

группы 08.05.07 У

Орехова М.В.

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Типы моделей управленческого  решения

Модель решения проблем в  организации – это прежде всего представление ее механизма управления проблемами.

Наиболее общепринятые классификации моделей процесса принятия управленческих решений:

Дескриптивные и нормативные  модели. Дескриптивные модели применяются для описания свойств и параметров процесса принятия решений в целях прогнозирования его хода в будущем. Успех применения дескриптивных моделей в значительной степени зависит от точности описания законов и закономерностей функционирования объекта управления. Нормативные модели применяются для управления процессом принятия решений, для формирования его сущностных элементов и его развития. Нормативные модели предполагают активное участие в процессе принятия решений и его моделировании участников процесса принятия решений.

Индуктивные и дедуктивные  модели. Индуктивные модели строятся путем обобщения наблюдений по единичным частным фактам, которые считаются важными для принятия управленческого решения. Качество индуктивной модели определяется тем, насколько, с одной стороны, удается упростить описание ситуации принятия решения, а с  другой – насколько верно удается отразить основные свойства моделируемой ситуации. При разработке дедуктивных моделей исходят не из анализа конкретных фактов, а из упрощенной системы гипотетических ситуаций.Здесь путь создания модели – от абстрактного представления управленческой ситуации к ее конкретной реальности.

Проблемно-ориентированные  модели и модели решения. Проблемно-ориентированные модели строятся на внедрении новых методов моделирования применительно к конкретной проблемной ситуации принятия решения. Здесь основная задача состоит в адаптации новых методов для моделирования конкретного управленческого процесса. Модели решения разрабатываются с учетом возможностей проведения экспериментов с ними, а также возможностей современных управленческих технологий и направлены на решение важнейших управленческих задач. Алгоритмы, используемые в этих моделях, определяют специфические требования к условиям их применения и структуре моделей. К числу таких моделей относятся и модели, активно использующие экономико-математические методы решения управленческих задач.

Одноцелевые и многоцелевые модели. Нередко для оценки альтернативного варианта решения необходимо использовать несколько достаточно разнородных, независимых критериев, ориентированных на достижение различных, подчас трудно сопоставимых целей. Однако решение должно приниматься одно, и наиболее предпочтительный вариант решения должен быть обязательно определен. Одноцелевыми называются модели, когда имеется одна четко определенная цель, к достижению которой стремится организация, либо несколько целей, агрегированных в виде одной комплексной, цели. В последнем случае степень достижения цели определяется с помощью специально разрабатываемого комплексного критерия.

Многоцелевыми называются модели, в  которых предполагается стремление к достижению нескольких независимых  целей, несводимых к одной комплексной.

Существуют методы, позволяющие  сопоставлять альтернативные варианты по нескольким критериям и осуществлять их оптимизацию.

В некоторых случаях часть целей (критериев) удается записать в виде ограничений соответствующей экономико-математической модели.

Однопериодные и многопериодные модели. Однопериодные модели исходят из предположения, что сумма оптимальных единичных решений в отдельные периоды принятия решений в целом за весь период принятия решений также дает оптимальное решение. Этот подход не всегда оправдан. Иногда выигрыш на отдельном этапе может приводить к большим потерям для организации, если рассматривать весь период, на котором принимаются решения.

Многопериодные модели предполагают комплексное решение управленческой проблемы с учетом всего периода  принятия управленческого решения.

Однопериодные модели могут использоваться при разработке многопериодной модели с целью более адекватного  представления ситуации принятия решения.

Детерминированные и стохастические модели. В детерминированных моделях  все факторы, оказывающие влияние  на развитие ситуации принятия решения, однозначно определены и их значения известны в момент принятия решения. Стохастические модели предполагают наличие элемента неопределенности, учитывают возможное вероятностное распределение значений факторов и параметров, определяющих развитие ситуации. Следует отметить, что детерминированные модели, с одной стороны, являются более упрощенными, поскольку не позволяют достаточно полно учитывать элемент неопределенности. С другой стороны, они позволяют учесть многие дополнительные факторы, зачастую недоступные стохастическим моделям.

Здесь также нередко оказывается  справедливой известная закономерность: учитывая одни факторы при моделировании, мы нередко забываем о других. И  это естественно. Никакая модель не может учесть абсолютно все  факторы. Но профессионально разработанная  модель отличается тем, что позволяет  учесть наиболее существенные из них.

Задача. Выпускник средней школы, проживающий в крупном областном центре, собирается продолжить учебу. Он хочет оценить возможности получения диплома по экономической и технической специальностям в одном из двух университетов – в университете родного города и в столичном университете, понимая, что вероятность успеха зависит от выбора, как университета, так и будущей специальности.

  1. Если он останавливает выбор на столичном университете и экономике, то вероятность успеха (получение диплома) считается равной 0,60.
  2. Если он останавливает выбор на столичном университете и технике, то вероятность успеха (получение диплома) считается равной 0,70.
  3. Если он останавливает выбор на университете своего города и экономике, то вероятность успеха (получение диплома) считается равной 0,90.
  4. Если он останавливает выбор на университете своего города и технике, то вероятность успеха (получение диплома) считается равной 0,95.
  5. Средний доход за год в течение первых пяти лет у окончивших столичный университет по экономической специальности равен 35 тыс. у.е.
  6. Средний доход за год в течение первых пяти лет у окончивших столичный университет по технической специальности равен 30 тыс. у.е.
  7. Средний доход за год в течение первых пяти лет у окончивших городской университет по экономической специальности равен 24 тыс. у.е.
  8. Средний доход за год в течение первых пяти лет у окончивших городской университет по технической специальности равен 25 тыс. у.е.
  9. Если по каким-либо причинам выпускник не поступает ни в один из этих университетов (или не сможет его успешно окончить), то его средний доход в течение этих пяти лет будет равен 18 тыс. у.е.

Предположив, что единственным критерием при  принятии выпускником окончательного решения является величина его ожидаемого дохода в первые пять лет его трудовой деятельности, решите проблему выпускника, используя дерево решений.

Решение:

Применив  метод «дерево решений», определим наиболее эффективное  решение проблемы выпускника.

Ожидаемая оценка узла (столичного университета): 0,6*35 + 0,7*30 = 42.

Ожидаемая оценка узла (университета своего города): 0,9*24 + 0,95*25 = 45,35.

Ожидаемая оценка узла (не поступил): 1*18 = 18.

Поэтому выбираем узел университет родного города.

Экономическая специальность: 0,9*24 = 21,6.

Техническая специальность: 0,95*25 = 23,75.

Поэтому в узле университет родного города выбираем решение «техническая специальность», т.к. данное решение соответствует критериям выпускника.

 


Информация о работе Типы моделей управленческого решения