Трансакционные издержки и их измерение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 19:27, реферат

Описание работы

Роль и значение трансакционных издержек в экономике не могут быть преувеличены. Классическая экономическая школа, на основных идеях и постулатах которой строилось современное понимание рыночной экономики, оказалась не в состоянии объяснить определенные рыночные процессы. В частности, это относится к краеугольному камню рыночной экономики – сделке, трансакции, обмену. Классическая экономическая теория представляет сделку явлением мгновенным и свободным от каких-либо издержек, связанных с ее заключением.

Содержание работы

Введение
1. Понятие и сущность трансакционных издержек
2. Трансакции и их характеристики
3. Виды трансакционных издержек
4. Оценка трансакционных издержек в экономике
5. Методы минимизации трансакционных издержек
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 40.05 Кб (Скачать файл)

 

 

  1. Издержки оппортунистического поведения. Термин «оппортунистическое поведение» был введен О.Уильямсоном. Так называется недобросовестное поведение, нарушающее условия сделки или нацеленное на получение односторонних выгод в ущерб партнеру. Под эту рубрику попадают различные случаи лжи, обмана, бездельничанья на работе, манкирования взятыми на себя обязательствами и т.д. Издержки этого типа связаны с трудностями точной оценки постконтрактного поведения другого участника сделки. По существу, это те же издержки измерения, но только относящиеся не к результатам, а процессу − не к передаваемым продуктам, а поведению контрагентов по сделке.

 

Предконтрактный оппортунизм – модель «рынка лимонов» Акерлофа. Сигналы о качестве: государственная поддержка производителей высококачественных товаров, деятельность независимых организаций потребителей, целенаправленная политика производителей высококачественных товаров (репутация, предоставление гарантий, расточительные расходы на рекламу, низкая входная цена).

 

Постконтрактный оппортунизм – в центре внимания исследователей оказались две основных формы оппортунистического поведения – «отлынивание» и «вымогательство».

 

Как можно заметить, в приведенную  классификацию входят только те виды трансакционных издержек, которые несут непосредственные участники сделки. Мы уже отметили, что определенной общепринятой классификации трансакционных издержек не сложилось. Каждый из исследователей обращает внимание на наиболее интересные, с его точки зрения, элементы. Итак, для осуществления сделки от агента может требоваться совершение множества самых различных операций. Это такие операции как поиск информации (приемлемой цены), измерение полезных свойств благ, ведение переговоров и заключение контракта, спецификация прав собственности и т. п. Каждая из них может обходиться ему весьма недешево и сопровождаться ошибками и потерями. Отсюда − многообразие видов трансакционных издержек.

 

Оценка  трансакционных издержек в экономике

 

Впервые попытку систематической  оценки трансакционных издержек в экономике в целом предприняли Д. Норт и Дж. Уоллис. Ее результаты нашли отражение в статье «Измерение трансакционного сектора в американской экономике в 1870-1970 годах».

 

Авторы предлагают оценить трансакционные издержки через анализ четырех типов отношений и соответствующих им видов деятельности:

 

а) отношения между отдельными покупателями и продавцами;

 

б) внутрифирменные отношения;

 

в) производство услуг фирмами −  посредниками различных видов;

 

г) отношения, связанные с защитой  прав собственности.

 

А. Издержки трансакции для отдельных  покупателей и продавцов. Рассмотрим трансакционные издержки, которые возникают при покупке и продаже, например финансового продукта или услуги. Сначала выясним, как данная проблема выглядит со стороны покупателя. Трансакционные издержки включают:

 

- затраты на получение информации  о предлагаемых на рынке финансовых  продуктах или услугах; 

 

- затраты, в том числе времени,  на выбор финансового продукта (услуги);

 

- затраты на оформление сделки  купли-продажи такового.

 

Следует отметить, что здесь возникает  проблема в связи с появлением вторичных трансакций, когда, например, покупатель нанимает юриста, который, в свою очередь, использует услуги охранника, секретаря, ассистента. Вот почему определение  издержек как трансакционных является относительным. В данном случае расходы на услуги юриста являются элементом трансакционных издержек покупки продукта.

 

При продаже к трансакционным относят те издержки, которые не надо было бы нести, если бы продавец продал его сам себе. В трансакционные издержки продажи финансового продукта входят: расходы на рекламу; издержки, связанные с доказательством надежности для контрагента (репутация); время и средства, затрачиваемые на демонстрацию возможностей продукта потенциальным покупателям; оформление сделки.

 

При анализе сделки по покупке финансового  продукта или услуги мы сталкиваемся с ситуацией, когда трансакционные издержки делятся с точки зрения возможностей их количественной оценки. Данной оценке относительно легко поддаются трансакционные издержки по непосредственному оформлению сделки, поиску информации, рекламе. Оценка же затрат на выбор финансового продукта или услуги покупателем и соответствующие затраты продавцами, отчасти затраты на создание своей репутации, могут быть осуществлены с большим трудом через определение величины вмененных издержек.

 

Предлагаются два варианта оценки трансакционных издержек.

 

1.                 Первый вариант заключается в  рассмотрении сети контрактов  как некоторой последовательности  в рамках определений иерархической  структуры: между владельцами  фирмы и менеджерами, менеджерами  и контролерами, контролерами и  рабочими. В этом случае структура  трансакционных издержек изменяется в зависимости от уровня, на котором рассматриваются контракты. На высших уровнях более значительна доля издержек получения, обработки и предоставления информации, на низших выше доля издержек, связанных с контролем выполнения контрактов по найму.

 

2. Второй вариант предполагает  более простую схему: акционеры  как бы заключают контракты  напрямую с непосредственными  производителями, то есть теми, кто сам участвует в процессе  трансформации ресурсов в продукт.  Тогда все расходы, связанные  с содержанием людей на промежуточных  должностях в иерархии (мастера,  инспекторы, контролеры, клерки, менеджеры), составляют ту часть издержек  производства, которая не может  быть перенесена на непосредственных  производителей, а это как раз  и является существенной характеристикой  трансакционных издержек.

В. Трансакционные отрасли. Существует особая категория фирм, основная деятельность которых связана с оказанием трансакционных услуг. Таким образом, если в рамках их деятельности используются трансформационные услуги ресурсов, на уровне экономики в целом они все равно оцениваются как часть трансакционных издержек. К данной категории фирм относятся посредники. Однако можно предложить и более точную спецификацию отраслей, в которых сгруппированы фирмы, оказывающие чистые трансакционные услуги или трансакционные услуги по преимуществу.

 

 

В так называемые трансакционные отрасли включены следующие группы фирм:

 

1.                 Финансы и операции с недвижимостью.  Основная функция данных фирм  — обеспечение передачи прав  собственности, включая поиск  альтернатив, подготовку и осуществление  сделок.

 

2.                 Банковское дело и страхование.  Основная функция − посредничество  в осуществлении обменов, зависящих  от специфических обстоятельств  и требований (неопределенных, асинхронных  во времени и не соответствующих  по количеству и величине), а  также снижение издержек, связанных  с безопасностью реализации прав  собственности на соответствующие  ресурсы. В частности, один  из наиболее важных видов страхования  при осуществлении сделки −  это страхование титула собственности,  например, на землю.

 

3.                 Правовые (юридические) услуги. Основная  функция соответствующих организаций  состоит в обеспечении координации,  направления и контроля выполнения  условий контрактов.

 

4.                 Оптовая и розничная торговля. Более сложным оказывается вопрос  об оптовой и розничной торговле, которая включает как трансакционные, так и трансформационные услуги. К последним можно было бы отнести, например, хранение благ, которое аналогично транспортировке, только не в пространстве, а во времени. В нашу задачу не входит специальное обсуждение данного вопроса, поэтому, следуя предложению Д. Норта и Дж. Уоллиса, мы будем относить услуги оптовой и розничной торговли к трансакционным.

 

Хотя вклад, который был сделан работой Уолиса и Норта в экономическую теорию, представляет неоспоримую научную ценность, тем не менее, он породил множество споров. По мнению некоторых ученых трансакционные издержки довольно трудно определить, а оценить еще труднее. К тому же определенные трансакционные издержки вообще не поддаются количественной оценке. Еще одним критическим отзывом является то, что трансформационная и трансакционная деятельности часто перекрывают друг друга, а это приводит к трудностям по разграничению одного типа издержек от другого.

 

Методы  минимизации трансакционных издержек

 

Среди методов минимизации трансакционных издержек можно выделить такие как:

 

1.                 Проводимая государственная политика. Государство использует всю свою  мощь и полномочия для сбора,  обработки и предоставления на  практике ценнейшей экономической  информации, обеспечивая при этом  доступность к ней других субъектов  экономики, что естественно снижает  уровень экономической неопределенности  и как следствие − уровень  трансакционных издержек. Одновременно благодаря сильной социальной политике государства происходит формирование квалифицированной и с гражданской ответственностью рабочей силы, которой чужда идеология оппортунистического поведения, что неизбежно способствует уменьшению трансакционных издержек предприятия;

 

2.                 Вертикальная интеграция (построение  корпораций). Вертикальная интеграция  позволяет избежать противоречия  между эффективными инвестициями  и эффективной последовательной  адаптацией. Последовательность приспособительных  изменений становится поводом  для совместного действия, а не  для оппортунистического захвата  преимуществ; риски могут быть  уменьшены; механизмы внутреннего  управления сглаживают переход  между последовательными этапами.  Теория трансакционных издержек предсказывает, что в случае высокой степени специфичности активов вертикальная интеграция более эффективна, чем рыночный контракт;

 

3.                 Развитие информационных технологий, интернет: применение поэтапных  стратегий использования информационных  технологий и формирования информационно-коммерческих  систем, предусматривающих рационализацию  их трансакционных затрат; развитие принципиально новых видов электронных коммуникаций приводит к стремительному сокращению трансакционных издержек и, как следствие, - к трансформации существующих политических и экономических институтов;

 

4.                 Развитие инструментария бенчмаркинга. Разработаны методические рекомендации по использованию инструментария бенчмаркинга на различных этапах хозяйственной связи в целях уменьшения совокупной величины трансакционных и логистических затрат;

 

5.                 Нейролингвистическое программирование: нейролингвистическое программирование  занимается неинституциональными методами минимизации трансакционных издержек, т. е. когда минимизируются издержки без создания каких: либо социальных институтов; речь идет об альтернативном подходе к минимизации трансакционных издержек;

 

6.                 Распределение контроля внутри  организации. Исследования факторов  развития организации как способ  минимизации трансакционных издержек;

 

7.                 Трансакционный анализ: применение методики «институционального» анализа баланса. Идея институционального анализа баланса состоит в переносе акцента на трансакционную составляющую финансовой информации;

 

8.                 Применение процессной модели  управления: уровень внутренних  трансакционных издержек определяется в декомпозиции процессом выработки согласованных условий деятельности, результатом которого является система управления и уровень автоматизации бизнес-процессов. Решения в области автоматизации позволяют сократить время на подготовку управленческого решения и снизить удельные затраты на трансакцию. Решения в области реинжиниринга позволяют изменить форму зависимости между объемом товарной продукции и количеством трансакций;

 

9.                 Моделирование регулятивных структур: создание регулирующих институтов  для возможности отслеживания  поведения и деятельности крупных  организаций, например, недавно приватизированных  инфраструктурных монополий. Когда  трансакционные издержки принимаются во внимание, структуры и процессы будут влиять на результаты регулирования и, следовательно, должны быть явно учтены в разработке регулирования, основанного на мотивации.

 

Таким образом, мы перечислили следующие  методы минимизации трансакционных издержек: проводимая государственная политика; вертикальная интеграция; развитие информационных технологий, интернет; развитие инструментария бенчмаркинга; нейролингвистическое программирование; распределение контроля внутри организации; трансакционный анализ; применение процессной модели управления; моделирование регулятивных структур. Исходя из перечня методов мы можем заметить, что в минимизации трансакционных издержек большая роль принадлежит государству, важнейшей функцией которого и является определение «правил игры», контроль за соблюдением правовой основы хозяйственной деятельности. Следственно следуя этим методам минимизации, издержки будут сокращаться, что ведет в конечном счете к более эффективному распределению и использованию ограниченных ресурсов общества.

Информация о работе Трансакционные издержки и их измерение