Творческие методы принятие решений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 18:17, доклад

Описание работы

Метод «мозговой атаки». Бывают ситуации, когда лицу, принимающему решение, трудно найти вариант решения. В этом случае можно применить метод «мозговой атаки». Он позволяет выявить и сопоставить индивидуальные суждения, спектр идей по решению проблемы, а затем принять решение.
Существует несколько разновидностей этого метода: прямая «мозговая атака», обратная «мозговая атака», «конкуренция идей» и др. Рассмотрим первую и вторую разновидности.

Файлы: 1 файл

рур.docx

— 35.91 Кб (Скачать файл)

Метод и данная психотехнология позволяют:

  • развивать диалектику мышления;
  • находить выход из безвыходных ситуаций;
  • отыскивать оригинальные решения различного уровня трудности.

Применение этой формы работы с людьми требует развитых творческих способностей, базовых знаний, умений и навыков.

4. Метод синектики. Дает возможность получить наиболее оригинальные идеи за счет «обучения» участников использованию в процессе «мозговой атаки» методов аналогии, интуиции, абстрагирования, свободного размышления, применения неожиданных метафор, элементов игры, что позволяет привычную проблему в непривычной ситуации решить неожиданно и оригинально.

Условия и требования:

  • проблема формулируется в общем (образном) виде;
  • обсуждение следует начинать не с проблемы, а с анализа ее общих признаков, характеризующих сложившуюся ситуацию;
  • не рекомендуется останавливаться на одной, даже оригинальной идее решения;
  • при затруднениях в решении проблемы следует вернуться к анализу ситуации, в которой возникла проблема;
  • выдвижение идей и их отбор зависят от мастерства, такта, находчивости руководителя, его умения стимулировать творческое мышление участников.

Критический отбор и оценку идей решения проблемы лучше осуществлять поэтапно:

  1. анализ каждой выдвинутой идеи;
  2. группировка и классификация идей;
  3. критический анализ выдвинутых идей;
  4. отбор оригинальных, оптимальных решений.

Рекомендации  для руководителя:

  • применяются все рекомендации методов «мозговой атаки», аналогии, инверсии, свободных ассоциаций и др.;
  • оптимальный состав группы — 3 -15 человек с разными способностями, профессиональными интересами и подготовкой;
  • необходимо побуждать членов группы к многократному переформулированию проблемы;
  • не следует успокаиваться при получении удачной идеи;
  • использовать вопросы типа: "Ну и что?", "Как вы себе это представляете?", "А что здесь нового?", "А что, если сделать наоборот?".

Рекомендации  для членов группы:

  • максимально использовать личный опыт, знания, умения;
  • не прибегать к преждевременным, поспешным формулировкам;
  • выдвигая идеи, использовать аналогии, метафоры, инверсию, элементы игры, рассуждения вслух;
  • анализировать объект с различных позиций: внешних и внутренних, научных и житейских, в различных ситуациях.

5. Метод 635. Группа из шести участников анализирует и формулирует заданную (проблемную) ситуацию. Каждый участник заносит в формуляр три предложения по решению задачи (в течение 5 мин) и передает формуляр соседу. Заполняющий формуляр принимает к сведению предложения своего предшественника, а под ними в трех полях вносит еще три собственных предложения. Эти предложения могут использоваться в дальнейшей разработке записанных решений, но могут выдвигаться новые. Процесс заканчивается, когда участники обработали все формуляры.

Условия: рекомендуемое  количество участников — 6. Время на ротационную фазу может увеличиваться  на последующих фазах. Технология позволяет  получить до 108 (6 х 3 х 6) предложений.

6. Метод Дельфи. Внешне метод реализуется как многоуровневая процедура анкетирования с обработкой и сообщением результатов каждого тура экспертам, работающим изолированно друг от друга. Им предлагаются вопросы и формулировки ответов без аргументации. Например, в ответах могут быть числовые оценки параметров. Полученные оценки обрабатываются с целью получения средней и крайних оценок. Экспертам сообщаются результаты обработки первого тура опроса с указанием расположения оценок каждого. При отклонении оценки от среднего значения эксперт ее аргументирует.

В дальнейшем (во втором туре) эксперты изменяют свою оценку, объясняя причины корректировки. Результаты обрабатываются и сообщаются экспертам. При отклонениях оценок от среднего значения эксперты комментируют их. Туры повторяются, пока оценки не станут стабильными.

Итеративная процедура  опроса с сообщением результатов  обработки и их аргументацией  побуждает экспертов критически осмыслить свои суждения. При опросе сохраняется анонимность ответов  экспертов, что исключает конформизм (подавление одного мнения другим, более  авторитетным).

Приемы  индивидуальной работы

1. Прием «Ожидание вдохновения». При решении трудных задач, когда не удается сконцентрировать усилия, целесообразно чередовать напряженную интеллектуальную работу с расслаблением, отключением сознания от задачи. Однако перед сном следует вновь вспомнить о задаче и думать о ней, пока не уснешь. Утром или даже ночью, подчас неосознанно, проснувшись, можно встать и решить сложную задачу. Прием базируется на «просоночных состояниях», возникающих в период засыпания (метод Э. Куэ) и позволяющих «ставить задачи» своему мозгу. Психотехнология учитывает, что с переходом к естественному сну и «отключением» сознания бессознательное человека как бы программируется на решение какой-либо важной (актуальной) задачи.

2. Мыслительная технология: «метод  Меттчета». Рекомендуется использовать следующие «режимы мышления» для создания, контроля и применения образа мышления при решении проблемы:

  • стратегические схемы (действовать в соответствии со стратегией, создавать ее);
  • образы (представлять проблему в виде схем, рисунков);
  • в параллельных плоскостях (наблюдать за своими мыслями во время их пересечения);
  • с разных точек зрения;
  • в основных элементах (варианты решений, суждений, понятий, тактик, отношений, препятствий).

Технология может  быть использована для организации  индивидуального мышления лица, принимающего решения, а также для повышения  эффективности его совместной работы с персоналом.

3. Аналитический прием: «Метод  ликвидации безвыходных ситуаций». Используя данный способ, можно моделировать принятие различных управленческих решений, последовательно исключая факторы, приводящие к нежелательным прогнозируемым последствиям. Достигается это за счет варьирования решений: приспособить, модифицировать, усилить, ослабить, заменить, переделать, объединить использовать что-то по-другому.

 

 

Не стандартный (творческий) подход принятия управленческого решения. Его необходимость и сущность.

Требования  творческого подхода работников к производству обусловили повышение  их самостоятельности и ответственности  за выполняемую работу; активное участие  в принятии управленческих решений; непосредственную заинтересованность в результатах труда.

Отсюда главный  стратегический курс на высокий уровень  образования, квалификации и этики  работников; предоставление широкому кругу работников условий для расширения знаний, непрерывного повышения профессионального мастерства, самовыражения; использование пакетов многообразных программ мотивации и развитие организационной культуры.

Умение правильно  определить и поставить задачу в  чрезвычайно сложной и противоречивой ситуации является  существенной обязанностью руководителя, главной творческой частью его работы.

Важно отметить, что всякая процедура творческого  поиска предписывает определённую последовательность действий по направлению к некоторому поддающемуся проверке результату. Он отнюдь не является неупорядоченным  подходом, при котором ставка делается на внезапное "озарение".

В управленческой деятельности термин "творчество" часто неправильно истолковывается  и применяется. В общепринятом смысле это понятие означает, оригинальные открытия наподобие тех, что были сделаны Беллом, Эдисоном и другими  творческими гениями. На практике же чистые исследования в абсолютно  новых направлениях ведутся очень  редко. Большинство открытий - это  обычное расширение разнообразия уже  известного. Основная часть творческих усилий направлена на усовершенствование существующих продуктов, процессов  и методов.

Руководители  чаще всего оказываются в ситуации, когда они должны выработать новые  и более эффективные пути разрешения проблем или достижения результатов. А это лучше всего делать посредством  некоторого инновационного процесса, чем необузданного творческого  полёта.

Общие принципы организации инновационной деятельности.

Принцип 1. Создайте инновационный  климат в работе. Необходимо создать  такой климат, который допускал бы отклонения от общепринятого, "необоснованные" идеи и другие формы работы в коллективе. Если не ввести правила, поощряющие свободу  действий (в определённых пределах), то инновационная деятельность не получит  развития. Это самый важный принцип.

Принцип 2. Начинайте  с простых и доступных альтернатив.

Принцип 3. Не начинайте сразу с  поиска идеального решения. Поскольку  большинство приемлемых вариантов  решений обычно получается в ходе выбора наилучшего решения из нескольких конкурирующих между собой, было бы нереалистично ожидать, что какая-то альтернатива покажется идеальной  с первого взгляда. Но не следует  отбрасывать сразу же альтернативы, которые не выглядят идеальными. Такое  отбрасывание произойдёт позже с  помощью более систематического анализа при сравнении альтернатив.

Принцип 4. Привлекайте других людей. Использование идей других людей  или реагирование на них поможет  выработать новаторские и, следует  надеяться, более практичные решения, чем это в состоянии сделать  отдельный человек.


Информация о работе Творческие методы принятие решений