Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 18:48, реферат
В условиях посткризисного периода предъявляются новые требования в части развития корпоративной социальной политики предприятий. На первый план выступает важность трехстороннего взаимодействия государства, бизнеса и общества в поисках выхода из кризисной ситуации. Очень вероятно, что сложившиеся представления об устойчивом развитии, корпоративной ответственности, ответственности других субъектов общества будут претерпевать изменения, существующие приоритеты потребуют уточнения, появятся новые аспекты.
Введение
Решение социальных задач в современном российском обществе приобретает первостепенное значение. Однако в условиях экономического кризиса Российское государство не в состоянии выполнить все свои социальные функции. Предпринимательство может стать новой активной силой, способной наравне с государством нести бремя социальной ответственности как по отношению к своим сотрудникам, так и по отношению к окружающему сообществу в целом. Однако в условиях нестабильной экономической ситуации многие предприятия озабочены, прежде всего, собственным выживанием и сохранением прибыльности. Между тем, развитие социальной инфраструктуры региона и социальная защищенность сотрудников предприятия – это важнейшие факторы стабильности любой компании.
В результате длительного и непрерывного процесса капиталистического развития в западных странах сформировалась сложная и сбалансированная система регламентации взаимоотношений частного предпринимательства, власти и общества в сфере реализации социальных программ. В настоящее время в разных странах участие бизнеса в решении социальных проблем либо жестко регулируется в рамках действующего коммерческого, налогового, трудового, экологического законодательства, либо осуществляется добровольно под воздействием установленных стимулов и льгот. В России этот процесс находится на начальных этапах становления и происходит в условиях господствующих позиций государства, крайне слабого развития институтов гражданского общества и олигархического развития бизнеса.
В условиях посткризисного периода предъявляются новые требования в части развития корпоративной социальной политики предприятий. На первый план выступает важность трехстороннего взаимодействия государства, бизнеса и общества в поисках выхода из кризисной ситуации. Очень вероятно, что сложившиеся представления об устойчивом развитии, корпоративной ответственности, ответственности других субъектов общества будут претерпевать изменения, существующие приоритеты потребуют уточнения, появятся новые аспекты. В сложившихся современных условиях усиливается необходимость оптимизации расходов, корректировки взятых обязательств с учетом реальных возможностей компаний. Важно, чтобы принимаемые компаниями решения были обоснованы, понятны внешнему окружению и сопровождались мерами по смягчению возможных негативных последствий.
Сегодня важно понимать, как формируются нормы, ценности и приоритеты в области корпоративной социальной политики, каковы основные критерии социально ответственного поведения компаний, в какой степени они отражают корпоративную культуру данного предприятия.
Таким образом, необходимость анализа процесса формирования корпоративной социальной политики предприятий в современной России вызвана, с одной стороны, возрастающей социальной нагрузкой на крупный и средний бизнес и с другой – пассивностью и незаинтересованностью предпринимателей в развитии социальной политики.
Россия сегодня представляет собой формально социальное государство. Это закреплено Конституцией нашей страны. Но в реальности у нас все еще протекает лишь переход к данному типу государства – постоянное реформирование социальной сферы, ее неустойчивость. Нарастание различного вида социальных проблем, сопровождающих данный процесс трансформации, привело к необходимости общественного, политического и научного осмысления границ, механизмов и эффективности социальной политики. Стало появляться множество исследований социальной сферы государства, сама власть, в свою очередь, выдвинула тезис о приоритетности социальной политики и достойного уровня жизни гражданина в России. В этот период и появился журнал SPERO (от лат. - надеюсь): Social Policy: Expertise, Recommendations, Overviews (Социальная политика: экспертиза, рекомендации, обзоры). [1, с.1]
Тема социальной
ответственности бизнеса
Данной теме в журнале начали уделять внимание со второго выпуска – в 2005 году (при условии что журнал начал выходить с 2004 года). Этой достаточно важной в процессе общественного воспроизводства сфере посвящены 5 статей. 2 выпуск, по сути, является тематическим, посвященным данной теме.
В статье «Социальное партнерство в регионах: как учитывать интересы крупного бизнеса?» [2, с. 5-17] автор Зубаревич Н. В. затрагивается проблемные вопросы о процессах формирования и проникновения крупного бизнеса в регионы России, о проблеме соответствия интересов крупного бизнеса и власти, проводящей социальную политику в регионах, о проблеме возможности использовать интересы бизнеса на благо населения. Автор предлагает свой подход к социальной ответственности бизнеса – через стратегическое взаимодействие, основанное на общих интересах. Интересы бизнеса должны быть равнозначными с интересами власти.
Автор представляет рекомендации:
Для базовых регионов крупных компаний спектр социальной политики может быть наиболее широким и по направлениям, и по пространственному охвату (весь регион). Координирующая роль остается за региональными властями, но при выборе форм социальной политики наиболее важной представляется ориентация бизнеса на развитие человеческого капитала, а не на социальную защиту, которую в силах организовать сами региональные власти.
В полупериферийных регионах региональные власти должны начать с усилий по привлечению и закреплению бизнеса, чтобы затем получить локальные (точечные) социальные инвестиции в тех городах и районах, где он будет развиваться.
В периферийных регионах. Проблемы этих регионов могут быть решены только в рамках крупных государственных программ и при жестком контроле расходования средств. Единственная приемлемая форма участия крупного бизнеса в развитии периферийных регионов – реализация репутационных, имиджевых проектов социального характера.
Для регионов разного типа «коридор возможностей» взаимодействия бизнеса и власти будет существенно различаться, и это необходимо принимать во внимание при разработке социальной политики. Второй основной вывод – крупный бизнес не может и не должен быть ведущим актором в подъеме слаборазвитых регионов, это функция государства.
В статье Брэдгарда Т. «Социальная ответственность бизнеса между государственной политикой и политикой предприятий» [4, с. 50-71] освещаются следующие проблемные вопросы: проблема социальной ответственности бизнеса, проблема взаимоувязки государственных социальных программ и интересов бизнеса.
Типы подходов к социальной ответственности бизнеса
Акцент /Инициатор |
Снизу вверх (инициатива бизнеса) |
Сверху вниз (инициатива правительства) |
Социетальная ответственность |
(1) Социальная
ответственность между |
(3) Социальная
ответственность между |
Ответственность на уровне рынка труда |
(2) Социальная ответственность в бизнесе |
(4) Социальная
ответственность между |
1 тип - американский подход. В широком смысле он сфокусирован на ответственности бизнеса по отношению к обществу и может включать ответственность по отношению к охране окружающей среды, ответственность за локальное сообщество, соблюдение прав человека, третий мир, ответственность в отношении наемных работников и т.д.
2 тип - ориентирован на ответственность фирмы на рынке труда. В данном случае корпоративная социальная ответственность - в том, что компании следуют законодательно закрепленным или коллективным соглашениям относительно охраны здоровья и безопасности труда, условий труда, навыков и квалификации, реструктуризации, вовлечения в рабочую силу и оказания консультационных услуг либо добровольно стремятся к более высоким стандартам.
3 тип - подход Европейской комиссии - активную роль играют правительства и социальные партнеры, стремящиеся увеличить добавочную стоимость, повысить уровень прозрачности и сплоченности существующих бизнес-практик.
4 тип - подход Европейской комиссии - акцент более узкий – на рынке труда в связи с предложением рабочей силы и спросом на нее. В данном контексте социальная ответственность вырастает из политики занятости и нацелена на то, чтобы убедить, мотивировать и принудить работодателей сокращать масштабы исключения из рабочей силы, увеличивать интеграцию на рынке труда безработных и индивидов, выпавших из рабочей силы.
Следующая статья – автора Чириковой А.Е., «Взаимодействие власти и бизнеса в реализации социальной политики: на пороге перемен» [5, с. 53-67]. Автор говорит о том, что способы взаимодействия власти и бизнеса в малых городах весьма различаются между собой, однако они вполне могут быть описаны с помощью трех базовых моделей: модели вынужденного патернализма (прежде всего для градообразующих компаний), модели жесткой рационализации и модели партнерства.
Доминирование той или иной модели во взаимоотношениях бизнеса и власти в ходе реализации социальной политики на городском уровне определяется не только экономической и властной ресурсными базами двух ведущих акторов городского уровня, их готовностью искать компромиссы в ходе реализации социальных программ, но и в большой степени обусловлено уровнем институционализации отношений власти и бизнеса и готовностью акторов взаимодействия к переходу от неформальных правил к организации специальных объединений и фондов, деятельность которых находится под публичным контролем и имеет прозрачную отчетность. Навязывая бизнесу участие в социальных акциях и проектах, власть, как правило, недостаточно учитывает структурные особенности самого бизнеса, в результате чего часто предстает в его глазах как хищник и государственный рэкетир.
Различные сочетания переменных могут приводить к формированию весьма разнообразных моделей взаимодействия на поле СП: моделью большой стройки (Свердловская область), моделью публичного либерализма (Пермский край) и моделью эпизодической кооперации (Ивановская область).
Социальная ответственность бизнеса на самом деле является достаточно инерционной.
Стихийно власть и бизнес постепенно научаются соответствовать ожиданиям друг друга, но сказать, что оптимальный баланс взаимодействия найден и партнеры полностью удовлетворены действиями друг друга, вряд ли можно.
Заключительная статья в этом цикле – статья А.Е. Чириковой, С.В. Шишкина «Участие бизнеса в социальной политике: формы, интересы, институты» [6, с. 81-118]. Проблемные вопросы статьи – проблемы взаимодействия бизнеса и власти в рамках осуществления социальной политики.
Типы социальных программ и проектов, реализуемых корпорациями. Среди наиболее часто встречаемых в Свердловской области можно выделить:
• развитие соц. инфраструктуры (строительство и ремонт дворцов спорта, дворцов культуры, медицинских центров, храмов и др.);
• помощь в содержании объектов соц. инфраструктуры (ЖКХ, объекты культурно - исторического значения, больницы и др.);
• программы и акции по поддержке социально - незащищенных слоев населения;
• программы и акции по поддержке детей, молодежи;
• программы, направленные против распространения наркомании и алкоголизма;
• спонсирование местных, культурных, образовательных, спортивных мероприятий;
• программы по обучению сотрудников муниципалитетов, помощь в организации бюджетного процесса;
• интегрированные программы, направленные на развитие местного сообщества и на развитие социального партнерства.
Практика появления
в крупных компаниях
Интересы бизнеса к реализации внешней СП обусловливаются следующими факторами:
• стремление к уменьшению социальной напряженности;
• ответ на ожидания со стороны общества — «положение обязывает»;
• нелегитимность проведенной приватизации;
• формирование позитивного имиджа;
• участие в политической деятельности;
• давление власти и партий;
• «фактор Росселя»;
• следование международным образцам;
• практика «откатов».
Основные движущие силы, побуждающие бизнес к проведению социальной политики, можно разграничить по типам субъектов, от которых они исходят:
• давление власти;
• давление местного сообщества, на территории которого бизнес осуществляет свою предпринимательскую деятельность;
• внутренняя мотивация собственников и топ - менеджеров компаний.
Давление власти предстает как политические действия, направленные на привлечение бизнеса к поддержке текущей деятельности объектов социальной сферы, реализации социальных программ и проектов, инициируемых властью.
Давление со стороны местного сообщества предстает как ожидания поддержки бизнесом деятельности объектов социальной сферы, благоустройства города, материальной помощи ветеранам, пенсионерам, малоимущим.
Во взаимодействии власти и бизнеса при реализации социальной политики просматриваются три основные модели:
• административное принуждение;
• торг вокруг условий поддержки бизнесом социальных программ и проектов власти
• невмешательство власть не занимает активной позиции по отношению к внутренней и внешней социальной политике, проводимой бизнесом, а бизнес осуществляет ее независимо от власти.
Основываясь на выводах ученых, приведенных выше, можно сказать, что российский бизнес, родившийся в конце 80-х, пока не дозрел до решения социальных вопросов. Отсюда в основном власть в России на современном этапе применяет модель административного принуждения, а это не самый эффективный метод привлечения средств. Возможно принять на федеральном уровне закон «О мерах по повышению социальной ответственности российского бизнеса» или хотя бы Правительственную программу. Ее содержание должно основываться на опыте развитых стран с рейнской корпоративной моделью, поскольку она наиболее близка России. В основе славянской цивилизации лежит не принцип индивидуализма, а принцип общинности; и предприятия с активным участием в управлении работников в РФ имеются и прибыльно функционируют. Пример - в форме народного предприятия функционирует МНТК «Микрохирургия глаза» благодаря инициативе и упорству ее руководителя Святослава Федорова. Если работники будут причастны к управлению, то они будут ощущать ответственность за результаты своей работы.