Управленческие мысли П.А. Лаврова

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 07:34, реферат

Описание работы

В этот период истории отечественной управленческой мысли предпринимались попытки систематизировать представления об управлении. Предметом большей части исследований по-прежнему оставалось государственное управление. В работах русских ученых XIX в. в области истории, права, управления, социологии, политической экономии, политики встречаются главы и целые разделы, содержащие исторический анализ развития управленческой мысли. Он начинается порой с анализа трактатов мыслителей Древнего мира, в которых ставились и решались вопросы организации управления государственным хозяйством.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.Управленческие идеи П.Л. Лаврова…………………………………………...5
2. Проект программы действий Лаврова П.Л. по организации
экономического обеспечения народа…………………………………………....6
Заключение……………………………………………………………………….10
Список использованной литературы…………………………………………...12

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 31.79 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1.Управленческие идеи  П.Л. Лаврова…………………………………………...5

2. Проект программы действий Лаврова П.Л. по организации

экономического обеспечения  народа…………………………………………....6

Заключение……………………………………………………………………….10

Список использованной литературы…………………………………………...12

 

Введение

 

В этот период истории отечественной  управленческой мысли предпринимались  попытки систематизировать представления  об управлении. Предметом большей  части исследований по-прежнему оставалось государственное управление. В работах  русских ученых XIX в. в области истории, права, управления, социологии, политической экономии, политики встречаются главы и целые разделы, содержащие исторический анализ развития управленческой мысли. Он начинается порой с анализа трактатов мыслителей Древнего мира, в которых ставились и решались вопросы организации управления государственным хозяйством.

Тенденции всемирной управленческой мысли отражались на работах отечественных авторов в том, что в них превалировали модели полицейского управления, базирующегося на централизованном подходе с жесткой регламентацией большинства элементов системы управления (цели, функции, методы, кадры управления).

Тем не менее волна работ по правовой модели управления, появившихся на Западе, докатилась и до России. В результате стали появляться теоретические разработки в области правовой модели и предприниматься попытки внедрения этих разработок, прежде всего в виде совершенствования правовых основ поля управления. В России концепцию правового государства разрабатывали М.М. Сперанский, И.И. Платонов, Н.Н. Рождественский, В.Н. Лешков, И.Е, Андреевский.

Одновременно волна увлечения  решением проблем государственного и хозяйственного управления захлестнула и все российские университеты, где в 40-х годах XIX в. были открыты специальные кафедры (разряды) на юридических факультетах по подготовке камералистов.

В России XIX в. среди наиболее заинтересованных в применении и развитии новых управленческих идей были представители имеющих почти 200-летний опыт династий предпринимателей Прохоровых, Демидовых, Мамонтовых, Морозовых, Гучковых, Мальцевых, Рябушинских, а также В.А. Кокорев, И.Д. Сытин, С. Поляков и многие другие.

В последней четверти XIX в. в русской либерально-буржуазной и либерально-народнической среде формируется модификация концепции «правового государства» и соответствующая модель Управления «культурным государством», которая ознаменовала начало третьего этапа в развитии ИУМ. Идеологи нового направления объясняли это явление тем, что даже конституционное правовое государство не оправдало ожиданий тех, кто выдвигал идею правового государства; оно не удовлетворяло новых запросов и нужд граждан государства.

Труды российских ученых и  практиков в целом охватывали практически все методологические проблемы управления, а именно: понятие  управления вообще и хозяйством в  частности, место и роль управления экономикой в системе государственного или общественного управления, содержание управленческой деятельности, отрасли и функции управления хозяйством, предмет и методы учения об управлении, цели и задачи науки управления, различного рода классификации разделов учений об управлении, критические работы методологии учений об управлении западных ученых и т.д.

В целом управленческая мысль  в России XIX в., особенно после реформы 1861 г., напоминала широкий поток исследований, складывающийся из множества ручьев. Наиболее полными и системными были концепции представителей господствующего класса — дворян, затем представителей развивающегося класса — буржуазии и, наконец, оппонентов и тех, и других — творения идеологов крестьянства и рабочего класса.

Целью данной работы является анализ основных управленческих идей П.Л. Лаврова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Управленческие идеи П.Л. Лаврова

 

Пётр Ла́врович Лавро́в (псевдоним Миртов) — русский социолог, философ, публицист и революционер. Один из идеологов народничества. П.Л. Лавров считал, что в любом государстве, при любой форме управления будут существовать отрасли «общественной службы», т.е. «общественной работы», которые необходимо будут выполняться, притом «их издержки будут оплачиваться обществом как государством».

 Эти отрасли — обеспечение «общественной безопасности (полиция и правосудие)», «медицинская служба», «ученые изыскания разного рода, ученые экспедиции и т. п.» (так как «никакая частная компания не станет рисковать, вознаграждая научные работы, которые могут не привести ни к какому более или менее важному открытию, способному принести барыш этой компании»), почта, телеграф и т. д. Сюда же относятся «те работы, которые требуют обширного совокупного труда, комбинированных усилий большого числа рабочих; эти производства нуждаются поэтому в одном высшем руководстве, которое может быть отдано лишь в руки общественной администрации».

Признавая объективную необходимость  существования отраслей общественной службы в будущем обществе, Лавров вынужден был признать необходимость для их исполнения принудительной власти, принудительного подчинения. Однако считал, что будущее социалистическое общество будет состоять «из людей, выросших под влиянием идеи общественной солидарности в воспитании, в обычае, в литературе, в науке, в философии», поэтому «власть» его будет не принудительной, а осознанно общественной, избранной этими людьми. Иллюстрируя свои рассуждения на примере участия членов будущего общества в одном из союзов по добыче угля, Лавров пишет: «Каждый член общества может каждую минуту оставить копи, но пока он участвует в их разработке, он нравственно обязан безусловно подчиняться свободно избранным руководителям работ. Общественное мнение тяжело обрушилось бы на него и в том случае, если бы он легкомысленно бросил работу на себя взятую и если бы вздумал не подчиняться руководству лиц, поставленных в управление работами тем самым союзом, К которому он добровольно приступил.

В главе «На другой день после революции» Лавров предложил  схему постепенного отмирания государственного (точнее, властного) элемента, необходимого в самом начале революции. Этот элемент некоторое время нужен для «экономического обеспечения, общественного развития и общественных отношений, а также для обеспечения безопасности в обществе». Он отомрет по мере того, как общество достигнет состояния «рабочего социализма», когда все земли будут переданы «русским крестьянским общинам», средства связи и транспорта — рабочим и в итоге уничтожится эксплуатация человека человеком.

А Лавров тем не менее в своем проекте сохранил властные функции за пролетариатом в решении политических и экономических вопросов, возникших сразу после революции, «ибо с приходом пролетариата к власти еще не исчезают его враги, не исчезает старая организация общества».

Но Лаврова занимали не только управленческие проблемы государства. Разрабатывая большую экономическую  программу «общества рабочего социализма», ее конструктивную часть дли реализации «На другой день после революции», Лавров задумал и более детальные  разработки, относящиеся к отдельным  стадиям процесса социалистического  общественного производства, часть  которых, как мы уже видели, вошла  в большую программу.

  1. Проект программы действий Лаврова П.Л. по организации экономического обеспечения народа

Наибольший интерес для  управленческой науки представляет разработанный П.Л. Лавровым проект программы действий по организации  экономического обеспечения народа, совершившего Крестьянско-пролетарскую революцию во главе с «социально-революционным  союзом», члены которого — «убежденные  и организованные социалисты-революционеры» понимают задачи «рабочего социализма», в том числе экономические. Сама организация общества «рабочего социализма» базируется на 3 принципах: общественная собственность на средства производства («общего наделенного имущества»), обязательный всеобщий труд и солидарный союз всех рабочих (для установления повсеместно Нового порядка и контроля над ними, для отражения натиска внутренних и внешних врагов рабочей России).

На основе этих принципов  социально-революционный союз должен разработать и представить всему  народу готовую программу действий, а затем руководить ее осуществлением. Можно понять П.Л. Лаврова-народника, когда он говорит, что «главной почвой революционной деятельности в России»  будет русская крестьянская община. Тем не менее уже в 70-х годах XIX в. (до появления группы «Освобождение труда») во главе восставших революционеров и представителей пролетариата он называл рабочих фабрик, заводов, угольных копий, железных дорог.

Однако как сочетается руководящая деятельность членов социально-революционного союза с ранее высказанным принципом Лаврова об исчезновении власти и эксплуатации в новом обществе? Лавров считает, что члены союза в большинстве своем — представители простого народа, в своей деятельности и влиянии на массы они не пользуются властью и принуждением, а опираются на доверие к ним со стороны народа. Причем указанные выше 3 принципа относятся ко всем гражданам. В частности, согласно второму принципу (обязательный всеобщий труд на общую пользу) члены «социально-революционного союза должны будут немедленно показать на личном примере, что руководители общественными делами должны участвовать в самых тяжелых производственных работах наравне с другими работниками». Поскольку «труд распоряжения общими делами будет разделен» среди членов союза, у них будет возможность часть своего времени отдавать физическому труду для «производства средств существования» нового общества.

Лавров придавал этому  принципу большое значение, считая, что именно в такой форме его реализации в новом обществе будет раз и навсегда разрушена «ассоциация представителей власти и устранения от обыденного труда».

П.Л. Лавров понимал грандиозность, масштабность предстоящих задач и в своей экономической программе старался предусмотреть реализацию многих управленческих функций, по крайней мере с точки зрения расширенного воспроизводства.

Кроме того, в новом обществе необходимо было спланировать и организовать («наладить») собственно производство как средств потребления, так и средств производства.

Исходя из рассчитанных потребностей должно быть организовано строительство новых жилых зданий, центральных складов, амбаров, хлевов и т. п., причем «общим трудом». «Изготовление одежды (которое, может быть, удобнее будет концентрировать в городах) должно быть тоже соображено с потребностью...» По мнению П.Л. Лаврова, производство предметов роскоши может быть приостановлено «до упрочения нового строя», а «производство на фабриках предметов общего потребления» — даже расширено, «особенно орудий труда». Лавров ставил вопрос не просто об организации производства, а о «рациональной» его организации.

Обеспечение равномерного перераспределения  и сбыта продуктов первой необходимости по стране потребует организации работы транспорта и других средств связи (телеграфа, почты). И это предусмотрено в программе Лаврова: «С первой же минуты распоряжение перевозочными средствами и увеличение средств сообщения должно сделаться одной из главных забот организаторов».

Раскрыв содержание функций  экономического обеспечения молодой  республики «рабочего социализма», Лавров переходит к организации  этой сферы деятельности. Причем характеристика как структуры, так и процесса организации дана им настолько подробно и ясно, что напоминает современные «методические указания», хотя речь шла лишь о «будущем» обществе совершенно новой формации.

Согласно Лаврову, часть  членов революционного союза данной территории должна составить так  называемый «комитет работ и продовольствия, т. е. они заранее назначаются  на то, чтобы на другой день после  революции посвятить свою деятельность экономическому обеспечению населения этой территории и распоряжению перевозочными ее средствами». Для организации этих работ представители комитета обладают всеми правами и средствами (в том числе и информацией о запасах). Комитет делится на «земские союзы», а те — на «надлежащее число местных групп». Для выполнения большего круга работ земский союз привлекает специалистов различных отраслей — возможно, из числа лиц. сочувствующих революции и даже из «стоявших вовсе вне движения», если только члены союза считают их заслуживающими доверия, честными, умными, распорядительными и знающими дело». Земский союз, представляющий собой многоотраслевой хозяйственный орган, подразделяется на отраслевые секции, «каждая из которых заведует своим специальным делом (железными дорогами и телеграфами... мостами и дорогами и т.п.)». Для выполнения работ подбираются кадры из рабочего населения территории. Между комитетом и земским союзом должен быть распорядительно-координирующий орган — распорядительный совет.

Таким образом, процедура  формирования всех перечисленных органов, по Лаврову, такова: «Члены социально-революционного союза, находящиеся на данной территории, выберут из своей среды комитет  работ и продовольствия, а он выберет  из своей среды распорядительный совет, который сам пригласит  себе помощников, т. е. составит земский союз, предоставляя остальным членам комитета разделиться на местные группы». Эта схема органов управления хозяйством представлялась непостоянной с точки зрения способов и процедур формирования. П.Л. Лавров был противником всякого рода власти, поэтому в его организационной концепции были предусмотрены меры, ослабляющие вначале необходимую революционную власть. Так, по мере распространения и укрепления рабочей власти России на всей территории страны на собрании представителей социально-революционного союза через определенные сроки («например, 3 месяца») необходимо ставить вопрос о целесообразности сохранения распорядительного совета, избранного из членов комитета работ и продовольствия. Если члены союза решат, что рабочее население России уже готово «более сознательно приступить к новому строю», а это одновременно будет означать, что комитет работ и продовольствия охватил большинство сознательного рабочего населения, то процедура формирования и соответствующие взаимоотношения комитета, распорядительного совета и земского союза существенно изменятся. С этого момента «революционная власть распорядительного совета, которая есть власть меньшинства, переходит в рациональное   самоуправление   большинства   рабочего   населения, составляющего комитет работ и продовольствия. Он выделяет из своей среды земский союз путем выбора для заведования общими Делами территории по экономическому обеспечению населения. Земский же союз, члены которого до сих пор были приглашаемы распорядительным советом, теперь выбирает этот распорядительный совет из своей среды, для более удобного ведения дел, и может сменять его членов смотря по надобности».

Информация о работе Управленческие мысли П.А. Лаврова