Управленческие решения и ответственность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 16:12, реферат

Описание работы

Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.

Содержание работы

Введение
1. Понятие управленческих решений.
2 Управленческие решения и ответственность
3. Ответственность при принятии управленческих решений в НГДУ «Елховнефть».
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

реферат.doc

— 91.00 Кб (Скачать файл)

Высокие издержки. Судебные издержки и гонорары адвокатов довольно высоки и никто не может заранее сказать, как долго будет рассматриваться дело и каким будет его исход. В результате «простой человек» часто страдает от бюрократического произвола, а законность в его глазах выглядит жалкой пародией.

Рассмотрение технических вопросов. Многие решения носят технический характер и разрабатываются специалистами. Поэтому судьи, не являясь в таких делах профессионалами, вынуждены вызывать экспертов. В таких ситуациях одна группа специалистов будет говорить одно, другая -- другое, а суд должен решить, кто из них лучше разбирается в данном вопросе.

Сказанного достаточно, чтобы показать: судебные методы контроля могут охватывать лишь крайне незначительную часть управленческих решений.

Гораздо более существенная область управленческих решений является предметом регулирования административного права и контролируется органами исполнительной власти. Поэтому рассмотрим более подробно особенности административной ответственности.

Административное право призвано регулировать общественные отношения, возникающие в процессе реализации исполнительной власти, поэтому его часто называют также управленческим правом, т.к. содержанием деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления является именно «публичное» управление. Такое традиционное понимание сущности административного права в современных условиях дополняется вторым, может быть самым важным элементом. Административное право теперь все в большей мере призвано регулировать отношения между личностью и государством, между гражданином и органами исполнительной власти, обеспечивая реализацию и охрану прав и свобод граждан в сфере государственного управления, их защиту от произвола, ущемления или ограничения со стороны того или иного чиновника государственного аппарата [7, с.66].

Круг таких отношений, определенных Кодексом РФ об административных правонарушениях, чрезвычайно широк. Это отношения, связанные с охраной здоровья, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и общественной нравственности, охраной собственности, окружающей среды и природопользования, промышленной безопасности. А также отношения в области строительства и энергетики, движения и эксплуатации промышленного и железнодорожного транспорта, безопасности дорожного движения, связи и информации, в области предпринимательской деятельности, финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, таможенного дела и ряда других.

К административной ответственности могут быть привлечены должностные лица, в случае совершения ими административных правонарушений в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководителя, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Наиболее распространенным видом ответственности руководителей является корпоративная ответственность, средством реализации которой служит механизм иерархического контроля. Ответственность и подотчетность в организации невозможны без авторитета, выраженного в праве руководить. Это право осуществляется с помощью скалярной цепи - канала отдачи команд, идущих сверху вниз, и обратного канала ответственности и подотчетности, идущего снизу вверх (т.н. «властная вертикаль»). Если высший руководитель организации может назначать и отстранять своих заместителей, те - своих подчиненных, то таким образом каждый менеджер в организации является ответственным и подотчетным перед каждым вышестоящим уровнем иерархии и механизм иерархического контроля становится всеобъемлющим. Тем, кто «внизу», всегда придется осуществлять принятые на вышестоящем уровне решения под угрозой санкций или отставки и держать ответ перед руководством за свои решения.

Корпоративная ответственность в зависимости от вида санкций может быть дисциплинарной и материальной.

Дисциплинарная ответственность - форма воздействия, использующая дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, перевод на низшую должность, увольнение.

Материальная ответственность - обязанность сотрудника возместить организации, в которой он работает, имущественный ущерб, причиненный по его вине.

Однако и механизм иерархического контроля имеет определенные ограничения.

Масштаб организации и объем решаемых проблем. В достаточно крупной организации, чем выше поднимается менеджер по иерархической лестнице, тем меньше времени у него остается для хотя бы общего контроля решений своих подчиненных. Кроме того, современная организация предполагает глубокую специализацию. Руководитель же всегда вынужден обобщать, и тем больше, чем выше его статус в иерархии. Таким образом, очень часто руководитель не обладает знанием проблемы, достаточным для самостоятельного анализа предложенного специалистами решения, даже если бы он обладал временем.

По этим же причинам многие управленческие решения инициируются более низкими звеньями. В значительной степени на высших уровнях иерархии принятие руководителем рекомендаций своих сотрудников основано на доверии к подчиненным.

Еще одним ограничителем механизмов иерархического контроля как средства обеспечения ответственности является отождествление руководителя со своим структурным подразделением. Менеджер встает на точку зрения своих подчиненных и, как правило, пытается защитить их от критики извне: ведь это «его» организационная единица, ее сотрудники - «его» сотрудники и он не может играть роль независимого контролера. Действительно, иерархический контроль ставит перед руководителем серьезную дилемму. Если менеджер не отождествляет себя со своими подчиненными и придерживается независимой точки зрения, то вряд ли сможет обеспечить их подчинение и добиться согласия с ценностями, лежащими в основе принимаемых решений. Если же он отождествляет себя с подчиненными, то разделяет и свойственные им ценности, а следовательно, не сможет эффективно контролировать принимаемые ими решения [13, с.83].

Недостатки процессов коммуникации. Довольно частые сбои в процессе обмена информацией также являются ограничителем механизма иерархического контроля. Если исполнители недостаточно информированы о том, что думают их высшие менеджеры, то и руководство мало знает о подлинных настроениях и мыслях подчиненных. Если о мотивах и целях принятия решений вовремя не сообщается, если информация фильтруется или искажается в процессе коммуникации, то в той же степени перестает действовать и иерархический контроль.

Кроме рассмотренных выше формальных видов ответственности, руководитель несет за свои решения еще и неформальную - моральную ответственность - необходимость следовать нормам человеческих отношений, механизмом реализации которой является организационная культура.

Под организационной культурой понимается вся совокупность групповых ценностей, норм поведения и способов деятельности, разделяемых членами организации. Организация, существующая достаточно долго, формирует в себе определенную культуру. В соответствии с ней развивается комплекс правил и традиций, которые соединяют прошлое и настоящее, нынешние решения согласуются с прошлыми, а прошлые и нынешние - с будущими.

В организации действуют довольно мощные психологические факторы, обеспечивающие соответствие принимаемых решений организационной культуре, ее ценностям, традициям, нормам поведения. Если принятое решение выпадает из этой культуры, то ставит под сомнение авторитет руководителя и требует от него трудных и болезненных объяснений.

Таким образом, устанавливая неписаные правила, организационная культура ограничивает принимаемые решения еще и определенным кругом моральных принципов, норм и традиций и тем самым заполняет бреши, неизбежно оставляемые механизмами формального контроля.

Подводя итог, можно отметить, что ответственность за результаты принятого решения и его исполнения (или неисполнения) - весьма важный фактор управленческой деятельности, поэтому менеджер в процессе разработки управленческого решения должен оценить возможную меру ответственности в случае выбора каждой из возможных альтернатив. Для этого необходимо, прежде всего, определить вид ответственности и степень, в которой менеджеры ответственны перед другими людьми или группами как внутри организаций, так и вне их.

3. Ответственность при принятии  управленческих решений в НГДУ «Елховнефть».

Преимущества, которые получают организации, придерживающиеся политики социальной ответственности в НГДУ «Ямашнефть»:

1. Формируется более привлекательный  образ организации в обществе;

2. Возрастает доверие к организации;

3. Увеличивается товарооборот, количество клиентов и т.д.

4. Возможность получения более  выгодных заказов;

5. Возможность снижения местных  налогов и т.д.

Для этого необходимы объективные условия и наличие ресурсов в НГДУ «Ямашнефть» - материальных, финансовых, человеческих.

В то же время имеются и недостатки такой политики для организации:

1. Увеличиваются издержки производства;

2. Ограничивается действие закона  максимизации прибыли;

3. Для поддержания своих доходов  организация нередко повышает  свои цены с целью покрытия издержек;

4. Вложение средств в социальную  сферу часто бывает неэффективным;

5. Невысокий уровень квалификации  персонала организации в области  разрешения социальных проблем  и т.п.

Важнейшими принципами эффективной политики социальной ответственности, которые могут служить ориентиром для НГДУ «Ямашнефть» , являются:

1. Помощь организации, прежде всего, должна быть направлена на  человека;

2. Помощь должна быть направлена  на удовлетворение основных потребностей  в еде, жилье, отдыхе, безопасности  и т.д.

Для успешного функционирования НГДУ «Ямашнефть» должна уметь откликаться на проблемы, возникающие в социальной среде, чтобы сделать эту среду для себя более благоприятной.

НГДУ «Ямашнефть» должна анализировать собственные действия и окружающую их среду и выбирать такие программы социальной ответственности, которые помогут этой среде в наибольшей мере.

Не подлежит сомнению, что прибыль важна для выживания НГДУ «Ямашнефть». Для любой организации на первом месте стоит выживание и только потом - проблемы общества.

К причинам неэтичной практики ведения дел относятся:

1. Конкурентная борьба, оттесняющая  этические соображения;

2. Отсутствие системы вознаграждения  руководителей за этичное поведение;

3. Общее снижение значения этики  в обществе, что оправдывает неэтичное поведение на рабочем месте.

4. Организации принимают различные  меры для повышения характеристик  этичности поведения у руководителей  и рядовых работников. К таким  мерам относятся разработка этических  нормативов.

Рассмотрим непосредственную ответственность руководителя структурного подразделения.

Функциональные права и обязанности руководителя определены в его должностных обязанностях.

Проанализируем кратко основные обязанности и ответственность руководителя НГДУ «Ямашнефть».

В должностные обязанности руководителя управления входит:

1.Осуществление и руководство  непосредственным выполнением работ  по капитальному строительству  и реконструкции производственных  объектов.

2. Организация разработки проектов  долгосрочных, среднесрочных и текущих планов капитального строительства, составление титульных списков на все объекты капитального строительства, заявок на строительные материалы, оборудование.

3. Обеспечение целевого и рационального  использования капитальных вложений  и повышение их эффективности, осуществляя первоочередное направление средств на техническое перевооружение и реконструкцию предприятия, их концентрацию на пусковых объектах, сокращение объема незавершенного строительства.

4. Принятие участия в заключение  договоров с проектными организациями и с генеральными подрядчиками.

5. Отслеживание выполнения проектными  и строительными организациями  договорных обязательств, в необходимых  случаях предъявляет санкции, предусмотренные  договорами.

6. Обеспечение оформления банковских операций по заключенным договорам с подрядными организациями и представление в банковские учреждения в установленные сроки документации по строительству объектов, выполняемых подрядным или хозяйственным способом.

7. Организация выполнения планов  капитального строительства, своевременно выдачи проектно-сметной и технической документации для производства строительных работ, а также осуществляет технический надзор за сроками и качеством выполнения работ, за их соответствием утвержденной проектно-сметной документации, рабочим чертежам, строительным нормам, стандартам норм техники безопасности, производственной санитарии, требованиям рациональной организации труда.

8. Осуществление контроля за  своевременным вводом в эксплуатацию  объектов строительства.

9. Согласование с органами, осуществляющими технический надзор, вопросы, связанные с установкой, испытанием и регистрацией оборудования на строительных площадках.

10. Осуществление контроля за  расходованием средств, отпущенных  на приобретение оборудования  в соответствии с титульным списком, соблюдением правил хранения и качеством консервации неустановленного оборудования.

11. Руководство над работой по  совершенствованию организации  труда в строительстве, сокращению  издержек и повышению качества  строительных работ, сокращению их сроков, улучшению и удешевлению проектно-изыскательских работ.

12. Содействие внедрению рационализаторских  предложений, удешевляющих стоимость  и сокращающих сроки строительства, ускоряющих окупаемость капитальных  вложений (без снижения прочности конструкций и ухудшения качества строительных работ).

13. Организация работ по ведению  учета и отчетности по капитальному  строительству.

14. Руководство работниками отдела  капитального строительства.

15. Осуществляет оперативное руководство  диспетчерской службой.

16. Руководит разработкой годовых  и квартальных планов материально-технического  обеспечения объектов строительными  материалами, инструментом и организует  выполнение этих планов.

Информация о работе Управленческие решения и ответственность