Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2013 в 17:02, реферат
Повседневная деятельность менеджера включает в себя постановку целей, прогнозирование, планирование, организацию, мотивацию и стимулирование, контроль и регулирование, оценку исполнения, интерпретацию результатов. Принятие решений является основным видом интеллектуальной деятельности менеджера. Решение - это результат выбора альтернатив из множества возможных вариантов и представляет собой руководство к действию на основе разработанного проекта или плана работы. С информационной точки зрения решение есть результат обработки информации, в ходе которой осуществляется выбор среди возможных вариантов оптимального решения.
Управленческие решения в менеджменте
Повседневная деятельность менеджера включает в себя постановку целей, прогнозирование, планирование, организацию, мотивацию и стимулирование, контроль и регулирование, оценку исполнения, интерпретацию результатов. Принятие решений является основным видом интеллектуальной деятельности менеджера.
Решение - это результат выбора альтернатив из множества возможных вариантов и представляет собой руководство к действию на основе разработанного проекта или плана работы.
В менеджменте понятие "решение" включает в себя три аспекта изучения:
этапов,
действий, характеризующихся
действий;
менеджера и его подчиненных, за которое менеджер несёт ответственность.
Управленческое решение является актом субъекта управления, определяющим
деятельность и поведение объекта управления. Посредством решений устанавливаются
цели деятельности
поощрения и взыскания,
есть комплексный акт, включающий правовой, социальный, психологический и другие
аспекты. В правовом отношении управленческое решение является властным актом
субъекта управления, в котором он выражает свою волю, реализует предоставленные
ему права распоряжаться
трудом подчиненных работников,
материальными и денежными
социальным, так как принимается людьми и затрагивает интересы людей.
Управленческое решение
собой результат мыслительной деятельности человека.
С информационной точки зрения решение
есть результат обработки
по объекту решения:
– ориентированные на цели,
– ориентированные на средства,
– основополагающие структурные,
– ситуационные);
по надежности исходной информации:
– на основе надежной информации,
– рисковые,
– ненадежные;
по срокам действия последствий:
– долгосрочные,
– среднесрочные,
– краткосрочные;
по связи с иерархией планирования:
– стратегические,
– тактические,
– оперативные;
по частоте повторяемости:
– случайные,
– повторяющиеся,
– рутинные;
по охвату:
– для всей организации,
– специализированные
– для подразделения
– для отдельных работников;
по числу решений в процессе их принятия:
– статические,
– динамические,
– одноступенчатые,
– многоступенчатые;
по субъектам:
– единоличные,
– групповые,
– со стороны менеджеров,
– со стороны исполнителей);
по учету изменения данных:
– жесткие,
– гибкие;
по независимости:
– автономные,
– дополняющие друг друга;
по сложности:
– простые,
– сложные;
· Выполнимость решения состоит в том, что для его реализации должны быть созданы все необходимые предпосылки;
· Своевременность решения
· Оптимальность решения
· Законность решения обусловливается его соответствием действующим законодательным и нормативным актам.
· Правомочность (властность) решения характеризуется наличием у руководителя соответствующих правовых полномочий, позволяющих принимать подобные решения.
· Справедливость ? категория морально-правового и социально-политического сознания. Она выражает требования соответствия между трудом и вознаграждением, правами и обязанностями, проступком и наказанием, заслугами и поощрением и т.п.
· Непротиворечивость и преемственность решений состоит в том, что они не должны содержать логических противоречий в рассуждениях и доказательствах, а также противоречивых мыслей.
· Простота, ясность и краткость изложения позволяют придать решению официальный характер, исключить возможность неправильного его понимания, сократить время на уяснение содержания.
Принятие и реализация управленческих решений
Менеджером можно назвать человека только тогда, когда он принимает управленческие решения или реализует их через других людей. Принятие решений, как и обмен, информацией, ? составная часть управленческой функции.
Решение ? это выбор альтернативы. Ответственность за принятие важных организационных решений ? тяжелое моральное бремя, что особенно ярко проявляется на высших уровнях управления. В сегодняшнем сложном, быстроменяющемся мире организаций, многие альтернативы находятся в распоряжении менеджеров и, чтобы сформулировать цель перед группой людей и добиться ее достижения, необходимо дать ответы на многочисленные вопросы, т.к. каждая управленческая функция связана со многими общими, жизненно важными решениями.
Принятие решений имеет место в повседневной жизни и даже в самой элементарной производственной системе, состоящей из трех компонентов: человек, орудие труда, предмет труда. Перед тем, как начать воздействовать при помощи орудия труда на предмет труда, человек мысленно определяет для себя цель и способ действия, т.е. принимает решение. Но, независимо от уровня процесса производства, процесс управления представляет собой цикл последовательно совершающихся фаз:
· принятие решения;
· организация исполнения решения;
· сбор и обработка информации для последующего принятия решения.
Подобно процессу коммуникаций, принятие решений отражается на всех аспектах управления. Принятие решений ? часть каждодневной работы управляющего. В области принятия решений выделяют четыре роли руководителя ? предприниматель, специалист по исправлению нарушений, распределитель ресурсов и специалист по достижению соглашений.
Поскольку характер работы менеджера зависит от уровня управления, на котором он находится, существуют различия и в характере решений, принимаемых на разных уровнях. Тем не менее, все эти роли в той или иной мере периодически исполняет каждый менеджер.
Организационное решение ? это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. Цель организационного решения ? обеспечение движения к поставленным перед организацией задачам. Поэтому наиболее эффективным организационным решением является выбор, который будет реализован и внесёт наибольший вклад в достижение конечной цели.
Организационные решения
квалифицируются как
Запрограммированное решение есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что предпринимаются при решении математического уравнения. Как правило, число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных организацией. Программирование можно считать важным вспомогательным средством в принятии эффективных организационных решений. Определив, каким должно быть решение, руководство снижает вероятность ошибки.
Незапрограммированные решения требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Поскольку заранее невозможно составить конкретную последовательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решения. К числу незапрограммированных решении можно отнести решения следующего типа, какими должны быть цели организации, как улучшить продукцию, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения, как усилить мотивацию подчиненных и т.д.
На практике немногие управленческие
решения оказываются
Компромиссы. Важно отметить, что эффективно работающий руководитель понимает и принимает тот факт, что выбранная им альтернатива может иметь недостатки, возможно значительные. Он принимает данное решение, поскольку, с учетом всех факторов, оно представляется ему наиболее желательным с точки зрения конечного результата.
Рассматривая процессы принятия решений, следует учитывать два момента. Первый заключается в том, что принимать решения, как правило, сравнительно легко. Всё, что при этом делает человек, сводится к выбору направления действий, но трудно принять хорошее решение.
Второй момент состоит в том, что принятие решения ? это психологический процесс. Человеческое поведение не всегда логично, иногда нами движет логика, иногда чувства. Поэтому неудивительно, что способы, используемые руководителем для принятия решений, варьируют от спонтанных до высокологичных. Руководитель всегда находится под воздействием таких психологических факторов, как социальные установки, накопленный опыт и личностные ценности, поэтому можно утверждать, что процесс принятия решений может иметь интуитивный характер, основанный на суждениях или рациональный характер.