Управленческие решения в системе управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 17:49, контрольная работа

Описание работы

Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления. Эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений. В данной работе рассматривается сущность управленческих решений, а также факторы, определяющие их качество и эффективность.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………...…...3
Глава 1. Сущность и специфика управленческих решений. Роль управленческих решений в системе управления ….……………………………6
Глава 2. Понятие качества управленческого решения. Условия и факторы, определяющие качество управленческих решений .……………...…………..10
Глава 3. Качество и эффективность управленческих решений. Оценка эффективности управленческих решений ……………….. ….……………......20
Заключение .......……..…………………………………………………………...25
Список литературы .....…...……………………………………………………...27

Файлы: 1 файл

Контрольная менеджмент.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

Введение ……………………………………………………………………...…...3

Глава 1. Сущность и специфика управленческих решений. Роль управленческих решений в системе управления ….……………………………6

Глава 2. Понятие качества управленческого решения. Условия и факторы, определяющие качество управленческих решений .……………...…………..10

Глава 3. Качество и эффективность управленческих решений. Оценка эффективности управленческих решений ……………….. ….……………......20

Заключение .......……..…………………………………………………………...25

Список литературы .....…...……………………………………………………...27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Особенности управленческого  труда определяются тем, что его  предметом является информация, в том числе управленческое решение. Процесс выработки решения представляет собой важнейшую часть управленческого труда.

Управленческое  решение – это выбор, который должен сделать руководитель в процессе осуществления им функций управления и решения конкретных организационных задач. Оно призвано обеспечить продвижение к поставленным перед организацией ориентирам, целям. Поэтому наиболее эффективным управленческим решением является выбор, который будет реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели.  Без управленческих решений функционирование и развитие организации невозможно.

 Управление как процесс выражается в воздействии управляющей системы на управляемую путем перевода ее в новое, лучшее состояние. А поиск этого состояния осуществляется путем решения конкретных ситуаций. Результатом процесса выработки  и реализации решений является программа действий для управляющей системы и ее подразделений с целью достижения поставленных целей. В этой программе устанавливаются сроки и границы действий, круг исполнителей и их задачи, методы и средства, результаты которых необходимо достигнуть, и критерии их оценки.

Управленческое решение, как вид деятельности человека, зависит  от социально-психологического климата в управляющей системе, а также от механизма управления и базирующихся на нем методов управления.

Управленческое решение  как результат работы руководителя должно соответствовать определенным требованиям:

  • строгая целевая направленность, то есть его необходимо ориентировать на решение данной конкретной проблемы;
  • полномочность, решение принимается лицом, обязанным это делать;
  • своевременность;
  • непротиворечивость, в том числе с ранее принятыми решениями;
  • комплексность, в нем следует рассмотреть все вопросы, связанные с достижением поставленной цели;
  • лаконичность, ясность и четкость формулировок.

Актуальность  темы подтверждается тем неоспоримым фактом, что необходимость постоянного принятия управленческих решений и отбор их из возможных альтернатив является неотъемлемой частью руководителя любого ранга, а от качества принимаемых решений зависит конечный успех функционирования компании в рыночной экономике.

Являясь субъектом осуществления управленческой деятельности, менеджеры играют в  организации ряд разнообразных  ролей. Среди них можно выделить три ключевые роли.

Во-первых, это роль по принятию решения, выражающаяся в том, что менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п. Право принятия управленческих решений имеет только менеджер. Будучи наделенным правом принятия решения, менеджер несет ответственность за последствия принятого решения. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения. Это может сделать специалист по подготовке решений или даже машина. Менеджер должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определенном направлении. Это бывает зачастую сделать гораздо труднее, чем рассчитать оптимальное решение.

Во-вторых, это информационная роль, состоящая  в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации. От того, насколько менеджер владеет информацией, насколько он может ясно и четко доводить информацию до членов организации, очень сильно зависит результат его работы.

В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и  вне организации, мотивирующего  членов организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя  организации. Менеджер должен быть менеджером, за которым люди готовы идти, идеям которого они готовы верить. Поддержка членами коллектива своего руководителя в современных условиях является той базой, без которой ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным специалистом он ни был, не сможет успешно управлять своим коллективом.

В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых функций  данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей мере. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем по отношению к определенной организации.

Важнейшим резервом повышения эффективности  всего общественного производства является повышение качества принимаемых решений, которое достигается путем совершенствования процесса принятия решений.

Необходимость принятия решения пронизывает все, что делает управляющий, формируя цели и добиваясь их достижения. Поэтому понимание природы принятия решений чрезвычайно важно для всякого, кто хочет преуспеть в искусстве управления.

Эффективное принятие решений необходимо для  выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов принятия решений.

В данной работе рассматривается сущность управленческих решений, а также факторы, определяющие их качество и эффективность.

 

 

 

 

Глава 1. Сущность и специфика управленческих решений. Роль управленческих решений в системе управления

 

В условиях рыночной экономики  степень неопределенности экономического поведения субъектов рынка достаточно высока. В связи с этим большое  практическое значение приобретают  методы перспективного анализа, когда нужно принимать управленческие решения, оценивая возможные ситуации и делая выбор из нескольких альтернативных вариантов.

Принятие решений, так  же как и обмен информацией, - составная  часть любой управленческой функции. Необходимость принятия  решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.

Что же такое решение? Попытаемся дать сначала самую общую характеристику. Обычно, в процессе какой–либо деятельности, возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких возможных вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться решением. Таким образом, решение – это выбор альтернативы.

Каждому из нас ежедневно  приходится десятки раз что–то выбирать, на собственном опыте развивая способности  и приобретая навыки принятия решений. Примеров можно привести множество: выбор одежды из имеющегося гардероба, выбор блюд из предложенного меню.

Любому поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения являются универсальной формой поведения  как отдельной личности, так и  социальных групп. Эта универсальность  объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.

Что же отличает управленческие (организационные) решения?

Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.

Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей.   Если организация велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьёзно отразиться на социально – экономической ситуации целых регионов. Например, решение закрыть нерентабельное предприятие компании может существенно повысить уровень безработицы.

Разделение  труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в организации существует определённое разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) – реализацией уже принятых решений.

Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений – гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определёнными профессиональными знаниями и навыками, наделяется полномочиями самостоятельно принимать определённые решения. Рассмотрев эти отличительные особенности принятия решений в организациях, можно дать следующее определение управленческого решения.

Управленческое решение – это выбор альтернативы, осуществлённый руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции и направленный на достижение целей организации. Это результат конкретной управленческой деятельности менеджера. Принятие решений является основой управления. Цель такого решения - обеспечение движения к поставленным перед ним задачам. Поэтому наиболее эффективным управленческим решением является выбор, который будет на самом деле реализован и внесет наибольший вклад в достижение конечной цели. Все действия менеджера – это принятие решений.

Решение можно рассматривать  как продукт управленческого  труда, а его принятие как процесс, ведущий к появлению этого продукта. 
Решения, использующиеся в управлении, многообразны. Разные звенья управления создают множество решений. Для них имеется много различных причин и оснований, они распространяются на самые различные объекты и регулируют различные общественные отношения и взаимосвязи, возникающие во всех сферах экономики и общественной жизни.  Управление производством предусматривает целенаправленное влияние руководящей системы на производственную деятельность предприятий и их подразделений с целью обеспечения оптимального функционирования и развития, создание для работников нормальных условий работы, удовлетворение их материальных и духовных потребностей.

С функциональной точки  зрения управленческое решение представляет собой как процесс выбора приемлемых мероприятий из заданного множества, так и процесс разработки мероприятий, ранее не заданных. Кроме того, процесс принятия решений включает сбор и обработку необходимой информации, согласование и утверждение мероприятий, юридическое оформление акта решения и т.д. Составными элементами теории принятия управленческих решений являются генерирование альтернативных вариантов решений, их исполнение, контроль и анализ результатов действий.

Задача принятия управленческого  решения в менеджменте направлена на определение наилучшего способа действия для достижения поставленных целей. Целью является идеальное желаемое состояние (выражение) результатов действия. Если фактическое состояние системы и ее выходов не соответствует желаемому, то в системе возникает проблема. Возникновение проблемы – начальный импульс к принятию решения, а устранение проблемы является сущностью задачи принятия управленческого решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Понятие качества управленческого решения. Условия и факторы, определяющие качество управленческих решений

 

Качество управленческого  решения - совокупность свойств, которыми обладает управленческое решение, отвечающих в той или иной мере потребностям успешного разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность и, в целом, - эффективность.

Под качеством управленческих решений следует понимать степень  его соответствия характеру разрешаемых  задач функционирования и развития производственных систем, совокупность параметров решения, удовлетворяющих  конкретных потребителей и обеспечивающих реальность его реализации. Иначе говоря, в какой степени УР обеспечивает дальнейшие пути развития производственной системы в условиях рыночных отношений.

Выбор управленческого  решения неоднозначен и во многом зависит от влияния различных  факторов на этот процесс. Спектр воздействия факторов достаточно широк. Рассмотрим некоторые важнейшие факторы, которые влияют на процесс принятия управленческих решений и их эффективность.

Личностные  оценки руководителя. Неизбежна субъективность личностных оценок при ранжировании или расстановке приоритетов в процессе принятия решения. Основа формирования всех управленческих решений — система ценностей ЛПР (лица, принимающего решение). Система ценностей определяет его действия и влияет на выбор решения. Каждый человек обладает своей системой ценностей, которая определяет его действия и влияет на принимаемые решения. Например, в процессе принятия управленческого решения руководитель может остановиться на выборе альтернативы, обеспечивающей соблюдение социально-этических норм, но требующей больших временных затрат.

Информация о работе Управленческие решения в системе управления