Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 13:40, курсовая работа
Решение — это выбор альтернативы. Вместе с тем решение — это продукт управленческого труда, который в конечном счете повышает или снижает эффективность функционирования предприятия.
Решения, принимаемые в процессе управления, могут быть классифицированы по различным признакам.
По уровню управления различают решения, принимаемые на уровне: заведующего секцией; начальника отдела; заместителя директора; директора;
I. Сущность и виды управленческих решений………………………………...........…3
II. Требования, предъявляемые к управленческим решениям………………….5
III. Подготовка, принятие и организация выполнения управленческих решений…………………………………………………………………...........................………….6
IV. Методы оптимизации управленческих решений………………......….…………......................................................................10
V. Информационное обеспечение менеджмента………………………….....……...13
Выводы………………………………...………………………………………...............................18
Список используемой литературы…………………………...............……………………20
В процессе подготовки, принятия и организации выполнения управленческих решений принимают участие все категории работников аппарата управления: руководители, специалисты и технические исполнители. Однако степень их участия в этом процессе различна. На долю руководителя выпадают наиболее сложные творческие операции и процедуры, выполнение которых требует специальных знаний и опыта. Руководитель анализирует исходную ситуацию, рассматривает варианты решения, выбирает оптимальный вариант, т. е. принимает окончательное решение, контролирует исполнение решения и несет ответственность за принятое решение и выполненные действия.
Специалисты выполняют в основном логические операции и процедуры. Они разрабатывают варианты решений, участвуют в анализе этих вариантов, а также в необходимых случаях принимают участие в формировании и реализации организационного плана и контроля.
Технические исполнители выполняют в основном технические операции и процедуры при оформлении решений и организационного плана, а также участвуют в процессе организации контроля.
Наиболее распространенными методами оптимизации управленческих решений являются: математическое моделирование, метод экспертных оценок, метод мозгового штурма (мозговая атака), теория игр.
Математическое моделирование применяют в тех случаях, когда управленческое решение принимается на основе обширной цифровой информации, которая может быть легко формализована. Широкое использование математических моделей позволяет дать количественную характеристику проблемы и найти оптимальный вариант ее решения. Построение математической модели может быть представлено в виде схемы (рис. 1)
Объект исследования |
Перенос знаний |
Математическая модель | ||
об объекте на модель | ||||
Верификация модели |
|
Изучение модели | ||
Новые знания об объекте |
Перенос новых |
Новые сведения о модели | ||
сведений на объект исследования |
Рис. 1. Построение математической модели
Основными этапами оптимизации управленческого решения с помощью математических методов являются:
1. Постановка задачи.
2. Выбор критерия эффективности, который должен выражаться однозначно, например определенным числом, и отражать меру соответствия результатов решения поставленной цели.
3. Анализ и измерение переменных величин (факторов), влияющих на величину критерия эффективности.
4. Построение математической модели.
5. Математическое решение модели.
6. Логическая и
экспериментальная проверка
7. Разработка рекомендаций по практическому использованию полученных результатов.
Методы экспертных оценок применяются в тех случаях, когда задача полностью или частично не поддается формализации и не может быть решена математическими методами.
Экспертиза представляет собой исследование сложных специальных вопросов на стадии выработки управленческого решения лицами, обладающими специальными знаниями и опытом, с целью получения выводов, мнений, рекомендаций и оценок. Экспертное заключение оформляется в виде документа, в котором фиксируются ход исследования и его итоги. Во введении указывается,
кто, где, когда и в связи с чем организует и проводит экспертизу. Далее фиксируется объект экспертизы, указываются методы, примененные для его исследования, и полученные в результате исследования данные. В заключительной части содержатся выводы, рекомендации и практические меры, предлагаемые экспертами.
Наиболее эффективно применение метода экспертных оценок при анализе сложных процессов, имеющих в основном качественные характеристики, при прогнозировании тенденций развития торговой системы, при оценке альтернативных вариантов решения.
Метод мозгового штурма (мозговая атака) применяется в тех случаях, когда имеется минимум информации о решаемой проблеме и установлены сжатые сроки для ее решения. Тогда приглашаются специалисты, имеющие отношение к данной проблеме, им предлагается участвовать в форсированном обсуждении ее решения. При этом строго соблюдаются следующие правила:
все высказываются по очереди;
говорят, лишь когда могут предложить новую идею;
высказывания не критикуются и не осуждаются;
все предложения фиксируются.
Обычно этот способ позволяет быстро и правильно решить возникшую проблему.
Разновидностью метода мозгового штурма является мнение жюри. Суть этого метода состоит в том, что к обсуждению проблемы привлекаются специалисты различных сфер деятельности, взаимодействующие между собой. Например, к решению о выпуске нового товар* привлекаются менеджеры производственного, коммерческого и финансового подразделений фирмы. Применение данного метода способствует генерированию новых идей и альтернативных вариантов.
Одним из методов оптимизации управленческих решений в условиях рыночной конкуренции является теория игр, суть которой состоит в моделировании воздействия принятого решения на конкурентов. Например, если с помощью теории игр руководство торговой фирмы приходит к выводу, что в случае повышения цен на товары конкуренты не сделают того же, то, вероятно, целесообразно отказаться от решения повысить цены, чтобы не попасть в невыгодное положение в конкурентной борьбе.
Методы оптимизации управленческих решений могут дополнять друг друга и использоваться комплексно при выработке важных управленческих решений.
Выбор методов оптимизации управленческих решений в значительной мере зависит от информационного обеспечения менеджмента.
V.Информационное обеспечение менеджмента
Для разработки и принятия управленческих решений, а также для организации их исполнения необходима информация.
Информация — это совокупность различных сообщений об изменениях в системе управления и окружающей ее среды.
Управление как информационный процесс состоит в обмене информацией между субъектом управления, управляемым объектом и внешней средой.
Информационное обеспечение менеджмента представляет собой совокупность сведений о состоянии и динамике объекта управления, необходимых для принятия и реализации управленческих решений.
Информация, используемая в процессе управления торговлей, может быть классифицирована по различным признакам.
По содержанию различают торгово-оперативную, бюджетно-статистическую, нормативную, организационную, социальную и научно-техническую.
Торгово-оперативная информация характеризует выполнение основных хозяйственных функций торговой организацией (закупку товаров, состояние товарных запасов, объем продажи товаров и т. п.).
Бюджетно-статистическая информация отражает сведения о потреблении определенных товаров отдельными группами населения и др. Такая информация представляет интерес для прогнозирования и оценки деятельности отрасли на макроуровне.
Нормативная информация включает научно обоснованные нормы и нормативы, отражающие различные процессы, происходящие в торговле.
Организационная информация необходима для организации управления товародвижением и товароснабжения, для организации торгово-технологического процесса, а также хозяйственного обслуживания и работы аппарата управления торговой организации. К этой информации можно отнести графики завоза товаров и представления заявок, схемы размещения товаров и движения покупательских потоков, графики ремонта торговых помещений, планы проведения совещаний и т. п.
Социальная информация образуется в процессе социологических исследований, а также в оперативной кадровой работе. Она включает данные, содержащие социальную характеристику трудового коллектива торговой организации.
Научно-техническая информация представляет собой совокупность данных, необходимых для осуществления технического руководства. Это схемы, чертежи и технические характеристики торгового оборудования, планировки торговых залов и складских площадей и т. п.
По месту образования и направлению информационных потоков принято различать входящую, исходящую и внутреннюю информацию.
Входящая информация охватывает сведения, поступающие в торговую организацию. Например, документы, сопровождающие грузы, поступающие в торговую организацию, инструкции и приказы вышестоящих звеньев управления, законодательные акты.
Исходящая информация —это информация, поступающая от торговой организации. Например, реклама, заявки на поставку товаров.
Внутренняя информация образуется в данной торговой организации и используется в основном внутри данной системы управления. Это журналы регистрации, карточки учета товаров и др.
По степени преобразования
различают первичную и
Первичная информация используется в том виде, в котором была получена.
Производная информация — это информация, полученная путем переработки первичной информации.
По времени хранения информацию подразделяют на хранящуюся определенный срок и хранящуюся постоянно.
По степени использования выделяют информацию однократного и многократного использования.
Основным носителем информации является документ, т. е. материальный объект, содержащий информацию в зафиксированном виде, оформленный в установленном порядке и имеющий в соответствии с действующим законодательством правовое значение.
Поток документов, последовательно проходящих в организации с момента их создания или получения до исполнения или отправки, называется документооборотом.
Документы, участвующие в документообороте, могут быть классифицированы по различным признакам.
В зависимости от авторства различают служебные и личные документы.
Служебные документы составляются от имени различных предприятий, организаций и органов управления. Примером служебных документов могут быть заявки и письма торговых организаций предприятиям промышленности. Авторами личных документов являются отдельные граждане. Например, к такого рода документам можно отнести заявление о приеме на работу, расписку, доверенность и т. п.
По сложности различают простые и сложные документы.
Простые документы затрагивают, как правило, один вопрос, а сложные содержат вопросы, касающиеся различных служб, должностных лиц и подразделений.
По степени типизации документы могут быть типовыми и индивидуальными.
Типовые документы обычно составляют по определенной схеме (например, договоры, уставы, протоколы и т. п.).
Индивидуальные документы составляют по произвольной форме, они отражают исключительные ситуации (или явления).
В зависимости от подлинности выделяют подлинные документы и копии (дубликаты, выписки и т. п.).
Все виды работ по оформлению, написанию и обработке документов охватывает делопроизводство — специальный раздел управления.
Документооборот в торговой организации осуществляется обычно по определенной схеме.
Поступающую документацию регистрируют в специальных журналах или на карточках. Часть почты не регистрируют, а направляют в соответствующие подразделения организации.
Наиболее важные документы представляют для ознакомления руководителю организации или его заместителям, которым делегированы полномочия, необходимые для решения соответствующих вопросов.
Результаты рассмотрения руководством документов отражаются в резолюциях, которые должны содержать четкие указания о порядке исполнения документов. При этом ответственным за исполнение документа считается лицо, указанное в резолюции первым.
Документ с резолюцией
руководителя направляют для исполнения
в соответствующее
Для особо важных документов по указанию руководителя вводится особый учет и контроль. Такой контроль осуществляется обычно секретарем (референтом) или канцелярией в специальных картотеках (на особых карточках).
Оборот исходящей
информации осуществляется! обычно
по следующей схеме. Составляют проект документа, который
последовательно согласовывают, визируют,
подписывают, регистрируют
и отправляют. При этом важно проверить
отправляемый документ с точки зрения
внешнего оформления (адрес, номер, дата
и т, п.), наличия указанных в документе
приложений, виз, подписи руководителя,
печати. А на остающихся в организации
копиях отправляемых документов должны
быть подписи лиц, удостоверяющих подлинность
подписи.