Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 05:05, реферат
Управленческое общение – это деловое общение между субъектом и объектом управления в социальных организациях, осуществляемое знаковыми средствами, обусловленное потребностями управления их деятельностью.
Управленческое общение – это деловое общение между субъектом и объектом управления в социальных организациях, осуществляемое знаковыми средствами, обусловленное потребностями управления их деятельностью.
1.Структура управленческого общения.
В общении выделяют три стороны: коммуникация, понимая в узком смысле слова как обмен информацией между субъектом и объектом управления; интеракция – их взаимодействие, предполагающее определённую форму организации совместной деятельности; межличностная перцепция – процесс взаимопознаня объектом и субъектом управления друг друга как основа для их взаимопонимания.
1.1.КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА.
В процессе общения субъект и объект управления обмениваются разного рода информацией, настроениями, интересами, чувствами. Это предстаёт как коммуникативный процесс. Комплекс знаков, используемых в данном случае (речь, жесты и так далее), направлены на обеспечение исполнения принятого решения.
Специфика коммуникативных процессов проявляется в:
В характере процесса обратной связи;
Наличии коммуникативных барьеров;
Наличии феномена коммуникативного влияния;
Существование различных уровней передачи информации.
С точки зрения эффективности управления, для руководителя очень важно понимание этих особенностей и их учёт в повседневной деятельности.
Необходимо правильно понимать назначение и уместность следующих знаковых систем:
q Вербальные средства коммуникации – речь, пара- и экстралингвистические системы (интонация, неречевые вкрапления в речь – паузы и так далее)
q Невербальные, или экспрессивные, средства коммуникации – оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомимика), система организации пространства и времени коммуникации, система «контакта глазами».
1.2.ИНТЕРАКТИВНАЯ СТОРОНА
В результате взаимодействия объекта и субъекта управления решение принимается последним, то есть вышестоящим.
Основные типы руководителей в зависимости от направленности на интересы дела или на заботу о взаимоотношениях с людьми:
1. «либерал» (максимальное внимание к людям, минимальное внимание к работе);
2. «организатор» (высокая ориентация на эффективную работу в сочетании с доверием и уважением к людям);
3. «манипулятор» (умеренное внимание к работе, незначительное внимание к людям);
4. «пессимист» (незначительное внимание к производству и к людям);
5.«диктатор» (максимальное внимание к работе, незначительное внимание к людям).
1.3.ПЕРЦЕПТИВНАЯ СТОРОНА
Межличностная перцепция – процесс взаимопознания субъектами общения друг друга как основа для их взаимопонимания. Включает в себя определённые механизмы взаимопонимания и прогнозирования поведения партнёра. Важную роль при этом играют коммуникативные барьеры, механизмы психологической защиты личности.
2.Функции управленческого общения
В процессе взаимодействия субъект и объект управления выполняют сотни различных функций, которые в свою очередь подразделяются на интегральные (охватывающие деятельность организации в целом) и локальные (осуществляющие непосредственно конкретное общение).
Для этики делового общения в управлении, наиболее важны следующие функции:
1. Функция социализации. Включаясь в совместную деятельность и общение, молодые сотрудники не только осваивают коммуникативные умения и навыки, но и учатся быстро ориентироваться в собеседнике, ситуации общения и взаимодействия, слушать и говорить, что также очень важно как в плане межличностной адаптации, так и для осуществления непосредственной профессиональной деятельности. Важное значение имеет приобретаемое при этом умение действовать в интересах коллектива, доброжелательное, заинтересованное и терпимое отношение к другим сотрудникам.
2. Контактная функция. Цель этой функции – установление контакта как состояния обоюдной готовности руководителя и подчинённого к приёму и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме взаимоориентированности.
3. Координационная функция, цель которой – взаимное ориентирование и согласование действий различных исполнителей при организации их совместной деятельности.
4. Функция понимания, то есть не только адекватное восприятие и понимание смысла сообщения, но и понимание партнёрами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и так далее).
5. Амотивная функция, цель которой – возбуждение в парнёре нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с их пеомощью собственных переживаний и состояний.
3. Этика делового общения
Этика делового общения определяется как совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующих поведение и отношение людей в процессе их производственной и социальной деятельности. Она опирается на общие нравственные нормы и является частью этики вообще. Важнейший принцип делового общения – соблюдение баланса интересов всех участников общения, достижение целей, стоящих перед данной организацией.
3.1.Этика делового общения «снизу-вверх»
Перечень необходимых этических норм и принципов, которые можно использовать в деловом общении с руководителем.
1. Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы, упрочении справедливых отношений. Помните, что ваш руководитель нуждается в этом в первую очередь.
2. Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо. Вы не можете ему прямо что-то приказать, но можете сказать: «Как вы отнесетесь к тому, если бы...?» и т.д.
3. Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или только «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит «нет», служит постоянным раздражителем.
4. Будьте преданы и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы. На человека, который не имеет устойчивого характера и твердых принципов, нельзя положиться, его поступки нельзя предвидеть.
5. Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т.д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. В противном случае ваше поведение может быть расценено как неуважение или пренебрежение к мнению начальника или как сомнение в его компетентности. В любом случае ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.
6. Если вас наделили ответственностью, деликатно поднимите вопрос и о ваших правах. Помните, что ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы действий.
3.2.Этика делового общения «по горизонтали»
Несколько принципов этики делового общения между коллегами.
1. Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.
2. Если круг ваших обязанностей пересекается с кругом обязанностей ваших коллег, это весьма опасная ситуация. Если управляющий не разграничивает ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами.
3. Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не преувеличивайте свою значимость и деловых возможностей. Если они не оправдаются, вам будет неудобно, даже если на это были объективные причины.
4. Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.
5. Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все равно все выплывет наружу и встанет на свои места.
6. Рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей.