Управление человеческими ресурсами в современной организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: исследование основ управления человеческими ресурсами в современных организациях.
Задачи:
• Рассмотреть сущность человеческих ресурсов;
• Определить концепцию управления человеческими ресурсами;
• Рассмотреть практические аспекты управления человеческими ресурсами в контексте современного рынка.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Сущность и характеристики человеческих ресурсов……………5
Глава 2. Концепция управления человеческими ресурсами в организации……………………………………………………………….… 9
Глава 3. Практические аспекты управления человеческими ресурсами…21
Заключение……………………………………………………………………32
Список использованных источников………………………………….…... 34

Файлы: 1 файл

Управление человеческими ресурсами.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

Система оценки персонала  призвана способствовать достижению пяти основных групп целей:

  • административные цели – являются основой для принятия таких административных решений в области управления персоналом, как оплата труда, повышение или понижение в должности, перевод на другую работу и др.;
  • контроль качества управленческой деятельности – позволяет выяснить, насколько успешно, насколько качественно решаются управленческие задачи, стоящие перед руководителями разного уровня;
  • предоставление работникам обратной связи о степени соответствия их рабочих показателей требованиям организации – это помогает направлять усилия работников в нужном направлении, прояснять требования, предъявляемые к их работе и мотивировать их к улучшению своих рабочих показателей;
  • развитие работников – система оценки помогает определить потребность работника в обучении и развитии;
  • совершенствование процесса управления персоналом – информация о соблюдении установленных стандартов работы может быть использована для совершенствования систем привлечения и отбора кадров, обучения и развития работников, повышения уровня мотивации и других направлений работы.

Организация должна установить, работа каких категорий персонала  подлежит регулярной оценки. В зависимости  от того, какая категория работников будет оцениваться, меняются и содержание системы оценки, и используемые критерии и методы

При разработке и использовании системы оценки персонала необходимо решить, на основании каких критериев будет проводиться оценка. Критерии – это те показатели и характеристики, на основании которых можно судить о том, насколько хорошо работник выполняет свою работу. Критерии позволяют оценить вклад работника в достижение целей организации. На основании этих оценок организация принимает административные решения.

Мотивация – это внутреннее состояние человека, связанное с потребностями, которое активизирует, стимулирует и направляет его действия к поставленной цели. Мотивация делает поведение человека целенаправленным. Цель здесь – это то, что может привести к ликвидации испытываемого человеком состояния нужды в чем-либо. Главное в мотивации – ее неразрывная связь с потребностями человека. Потребность – это испытываемая человеком нехватка чего-либо, находящегося вне него, необходимого для поддержания нормальной жизнедеятельности. Люди в процессе работы стремятся к удовлетворению различных потребностей, как физиологических, так и социальных.

Основными функциями  мотивации являются:

  • побуждение к действию;
  • направление деятельности;
  • контроль и поддержание поведения.

Технология  развития персонала.

Данная технология включает следующие направления развития человеческих ресурсов:

  • обучение персонала;
  • формирование резерва и работа с ним;
  • планирование карьеры.

Обучение персонала  не является самоцелью организации. Оно должно быть неразрывно связано  с процессами организационного развития, со стратегическими целями организации, обеспечивая максимальную готовность людей к решению стоящих перед ними задач.

Существует огромное многообразие учебных программ, предназначенных  для различных категорий работников – от рядового персонала до высшего  руководства. Для реализации этой технологии используются следующие методы:

  1. Традиционные: лекции, семинары, учебные кино- и видеофильмы.
  2. Активные: тренинги, программированное обучение, компьютерное обучение, групповое обсуждение, деловые и ролевые игры, ролевое моделирование, разбор практических ситуаций.
  3. Методы профессионального обучения: обучение на рабочем месте, наставничество, стажировка, рабочая ротация.

Кадровый резерв –  это специально сформированная и  подготовленная группа работников, предназначенных  для выдвижения на руководящие должности  более высокого уровня. Для того, чтобы работа с кадровым резервом систематически и планомерно, руководитель должен иметь четко функционирующую службу управления персоналом. Работа по формирования кадрового резерва любой организации обеспечивает:

  • качественный подбор и целенаправленную подготовку кандидатов на выдвижение;
  • повышение профессионализма и улучшения кадрового состава кадров управления;
  • активизация руководителей и специалистов к постоянному приобретению новых знаний;
  • проверка готовности руководителей и специалистов, зачисленных в резерв, к исполнению обязанностей оп должности, планируемой к замещению;
  • сокращение периода адаптации кадров управлений, вновь назначенных на более высокие должности;
  • возможность формирования рациональной структуры управления на всех уровнях;
  • уменьшение сменяемости руководящего состава.

Работа с кадровым резервом направлена, прежде всего, на совершенствование развития персонала, его профессионального роста  и построение карьеры. Планирование кадрового резерва имеет целью  спрогнозировать персональные продвижения, их последовательность и сопутствующие им мероприятия.

Развитие персонала  также невозможно представить без  планирования и реализации карьеры  конкретных работников. Карьера определяется как успешное продвижение вперед в той или иной области деятельности. Планирование и реализация карьеры работников – составная часть кадровой политики организации, которая органически входит в систему работы с резервом кадров, обеспечивая развитие личности работников, решение стратегических, инновационных, управленческих и других задач. Планирование карьеры – это разработка наиболее вероятной системы, замещения должностей для конкретного руководителя или специалиста за время его работы.

Рассмотрев основные направления развития человеческих ресурсов, опишем этапы, которые проходит работник в рамках развития профессиональных качеств.

Стратегии развития человеческих ресурсов. Все виды деятельности по развитию человеческих ресурсов должны быть основаны на равных возможностях, без всякой дискриминации по таким не относящимся к делу социальным признакам, как возраст, пол или национальность. Лозунг компании Pepsi Cola, например, звучит так: «У нас существует дискриминация только по способностям». На основе этого можно выделить четыре фазы развития человеческих ресурсов.

Вступительная фаза состоит из найма работников, обладающих потенциалом развития, и быстрого ознакомления с новыми задачами и условиями работы. Эта фаза должна занимать как можно меньше времени.

 В фазе роста, наоборот, работники должны находиться как можно дольше. Этого можно добиться, предлагая им задачи, обеспечивающие цель и интерес и предоставляющие свободу деятельности.

Фаза зрелости включает работников, которые демонстрируют высокое качество работы, но низкий потенциал роста; в конце концов, такие работники могут закончить фазой насыщения, когда качество работы также начинает снижаться. Чтобы избежать этого, работникам можно предложить две возможности: занять новую должность, на которой они смогут переосмыслить свое новое положение и таким образом вернуться во вступительную фазу, или с помощью консалтинговой фирмы помочь работнику найти подходящую работу вне организации.

 

Главная отличительная  особенность человеческих ресурсов состоит в том, что люди наделены интеллектом, и в отличие от машин их участие в производственном процессе носит не механический, а сознательный, эмоциональный характер. Поскольку только человек обладает творческим, предпринимательскими способностями, то в отличии от других ресурсов продуктивность этих способностей не имеет видимых пределов. Ориентация на экономическую полезность человеческих ресурсов требует целевых капиталовложений, связанных с формированием, рациональным использованием и развития трудовых и творческих способностей работников для достижения эффективности организаций.

Основу концепции управления человеческими ресурсами организации  в настоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Итак, ознакомившись с  теоретической основой управления “человеческими ресурсами”, были определены основные направления перестройки  российских кадровых служб на данном этапе.

Прежде всего, можно  извлечь следующее: эффективное управление персоналом признается сегодня важнейшим фактором конкурентоспособности компаний и достижения ими экономического успеха; в основе эффективного управления персоналом лежит продуманная стратегия использования “человеческих ресурсов”, основанная на рыночных принципах хозяйствования; кадровые службы в фирме обладают высоким статусом и широкими полномочиями для комплексного системного управления трудовыми ресурсами.

На основе изученного теоретического материала можно  сделать следующие выводы:

  1. Категория «человеческие ресурсы» позволяет отразить реальное представление о том, что профессиональные знания, опыт, творческие и предпринимательские способности работников обеспечивают экономическую эффективность и конкурентоспособность организации в рыночной среде.
  2. Развитие человеческих ресурсов, повышение их качества, приводит к большей отдаче материальных ресурсов через их более эффективное использование, а это, в свою очередь, обеспечивает организациям дополнительный стимул для инвестирования в человеческие ресурсы.
  3. Для осуществления каждого вида деятельности в области развития человеческих ресурсов у организации имеется широкий выбор методов практической работы.
  4. Системная работа с кадрами, внимание к сотрудникам организации, забота об улучшении условий труда и быта, разработка и реализация соответствующих социальных программ – все это способствует укреплению кадрового потенциала и более эффективному использованию фактора производства – человеческого ресурса. От грамотного осуществления этой работы зависит успешность деятельности организации, а это, в свою очередь, является резервом повышения ее эффективности.
  5. Наука и практика управления персоналом обогатилась новыми теоретическими знаниями и прикладными кадровыми технологиями, в результате кардинально изменился подход к роли человека в общественном производстве, произошла трансформация управления персоналом в управления человеческими ресурсами.

Таким образом, в современной  науке и практике менеджмента  происходит постоянный процесс совершенствования, обновления и поиска новых подходов, концепций, идей в области управления человеческими ресурсами как ключевым и стратегическим ресурсом деловых организаций. На выбор той или иной управленческой модели влияют тип бизнеса, корпоративная стратегия и культура, организационная среда. Модель, успешно функционирующая в одной организации, может оказаться совсем не эффективной для другой, так как не удалось ее интегрировать в организационную систему управления.

При всем многообразии существующих в мире подходов к управлению людьми в организации, отличиях в средствах и методах их практической реализации, можно сформулировать основополагающий принцип современной концепции управления человеческими ресурсами: главное - это признание человеческих ресурсов как решающего фактора эффективности и конкурентоспособности организации, как ключевого ее ресурса, имеющего экономическую полезность и социальную ценность.

 

 

 

 

 

Список использованных источников.

1) Базарова Т.Ю. Управление персоналом / Базарова Т.Ю., Еремива Б.Л. - М.:ЮНИТИ, 2008.- 200с.

2) Веснин В. Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе / В. Р.Веснин. – М.: Инфра-М, 2006. - 496 с.

3) Герчикова И.Н. Менеджмент / И.Н.Герчикова  - М.: Юнити, 2004. - 499 с.

4) Грехем Х.Т. Управление человеческими ресурсами / Грехем Х.Т., Беннетт Р. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 600c.

5) Егоршин А.П. Управление персоналом /А.П.Егоршин.– Н.Новгород: НИМБ, 2007. - 1104 с.

6) Журавлев П.В. Менеджмент персонала / П.В.Журавлев.– М.: Экзамен, 2004. - 448 с.

7) Журавлев П.В Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран / Журавлев П.В., Ю. Г. Одегов, Н. А. Волгин. – М.: Экзамен, 2002. - 448 с.

8) Иванцевич Дж.М. Человеческие ресурсы управления / Дж.М. Иванцевич, Лобанов А.А. - М.:Дело,2006. - 304с.

9) Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов / С.Д. Ильенкова, Л.М. Гохберг, и др.; Под.ред. С.Д. Ильенской. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2007.- 327 с.

10) Кибанов А.Я. Управление персоналом организации /А.Я. Кибанов. – М.: Инфра-М, 2007. - 368с.

11) Коротков Э. М. Концепция менеджмента /  Э. М. Коротков. - М.: ДеКа, 2006. - 896 с.

12) Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами / С.К.Мордовин.– М.: ИНФРА-М, 2000. - 288 с.

13) Николенко Н.П. Менеджмент человеческих ресурсов / Н.П.Николенко. – М.: Страховое Ревю, 2004. - 358 с.

14) Основы теории управления: Учебное пособие / Под.ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. – М.: Финансы и статистика, 2007. -560 с.

Информация о работе Управление человеческими ресурсами в современной организации