Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 05:39, курсовая работа
Кадры являются самым значительным ресурсом любого общества, любой страны и любой организации. Недаром в западных экономически развитых странах, говоря об управлении кадрами, подразумеваются именно «людские ресурсы». В России же в период становления рыночных отношений на первый план также выдвигается потребность не в «кадрах», а именно в «людских ресурсах». Однако весьма распространена практика малоэффективного их использования. Часть специалистов не могут найти работу или имеют работу более низкого уровня сложности, чем их действительный потенциал. Сегодня эффективно управлять кадрами можно только при обязательном использовании современных научных исследований в области менеджмента и управления персоналом как одного из его направлений.
ВВЕДЕНИЕ
1. УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛОВОЙ КАРЬЕРОЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Понятие и этапы карьеры
1.2 Управление деловой карьерой
1.3 Модель партнерства
2. ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КАРЬЕРОЙ
2.1 Основные кадровые технологии
2.2 Технология управления карьерой персонала
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Предварительный этап включает учебу в школе, среднее и высшее образование и длится до 25 лет. За этот период человек может сменить несколько различных работ в поисках вида деятельности, удовлетворяющего его потребности и отвечающего его возможностям.
Далее
наступает этап становления, который
длится примерно пять лет - от 25 до 30, В
этот период работник осваивает профессию,
приобретает необходимые навыки
Этап продвижения длится от 30 до 45 лет. В этот период идет процесс роста квалификации, продвижения по службе. Происходит накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, достижении более высокого статуса и еще большей независимости, начинается самовыражение как личности. В этот период меньше уделяется внимания удовлетворению потребности в безопасности, усилия работника сосредоточены на увеличении размеров оплаты труда и заботе о здоровье.
Этап
сохранения характеризуется действиями
по закреплению достигнутых
На последнем, пенсионном этапе карьера в данной организации (виде деятельности) завершена. Появляется возможность для самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации или выступали в виде хобби (живопись, садоводство, работа в общественных организациях и др.). Стабилизируется уважение к себе и таким же «собратьям» по пенсии. Но финансовое положение и состояние здоровья могут сделать постоянной заботу о других источниках дохода.
В табл. 1 показаны связи между этапами карьеры и потребностями. Но для того чтобы управлять карьерой, необходимо более полное описание происходящего с людьми на различных этапах карьеры. Для этого в организациях, заинтересованных в эффективном управлении карьерой, проводятся специальные исследования. В табл. 2 приводится примерный перечень вопросов, которые необходимо подвергнуть анализу в процессе служебной карьеры [19. с. 135-147].
Таблица 2 – Анализ проблем, появившихся в середине карьеры
Вопросы |
Да/Нет |
1. Занимаетесь ли Вы своей нынешней работой свыше пяти лет? |
|
2. Думали ли Вы о том, каковы цели Вашей служебной карьеры и какова будет их ценность через пять лет? |
|
3. Чувствуете ли Вы, что сможете
использовать свои сильные |
|
4. Нашли ли Вы хорошее решение
в отношении выбора |
|
5. Готовы ли поменять свою работу и работодателя, если получите заманчивое предложение? |
|
6. Развиваете ли Вы постоянно и активно свои знания, умения, позиции, а также мотивацию? |
|
7. Принимали ли Вы в течение последних двух лет участие хотя бы в одном мероприятии по повышению квалификации, которое продолжалось бы неделю или больше? |
|
8. Заботитесь ли Вы о своем физическом состоянии? |
|
9 Проверяете ли Вы свое |
|
10. Достигли ли Вы равновесия
между работой, увлечениями, |
|
ВЫВОДЫ: | |
1. Проблемы, дающие повод для размышления: | |
2. Наиболее реальные направления их решения: | |
3. Как я собираюсь их |
Отдельные результаты исследований оформляются в виде карьерограмм, которые позволяют наглядно проследить путь, пройденный по карьерной лестнице, и квалификационные характеристики, предъявляющие требования к отдельным должностям. На рис. 2 представлен пример карьерограммы менеджера по персоналу высшего звена управления. На рис. 3 приведен пример характеристики директора коммерческого банка.
Срок занятия должностей |
Квалификационная учеба | ||||||||||
Начальник управления кадров федерального государственного органа власти |
Самостоятельное обучение, стажировка, лекторская и консультационная деятельность, участие в конференциях, семинарах и тд | ||||||||||
Зам. руководителя республиканского центра занятости |
Ректор института повышения квалификации менеджеров |
5-6 лет |
Защита докторской диссертации. Обучение в докторантуре/соискательство | ||||||||
Зам. генерального директора по управлению персоналом крупной организации |
Начальник отдела подготовки кадров республиканского министерства |
4-5 лет |
Защита кандидатской диссертации.
Обучение в аспирантуре управленческого/ | ||||||||
Начальник отдела кадров организации |
Начальник отдела подготовки кадров организации |
3-4 года |
Обучение на специальном факультете переподготовки руководящих кадров при вузе. Самостоятельное обучение/ стажировка | ||||||||
Инспектор по кадрам организации |
Инженер по подготовке кадров организации |
2-3 года |
Обучение в институте | ||||||||
Базовая подготовка экономического или управленческого профиля |
5-6 лет |
Высшее учебное заведение |
Рисунок 2 - Карьерограмма менеджера по персоналу высшего звена управления
Директор коммерческого банка должен |
Квалификационные требования | |
БЫТЬ |
проводником и реализатором экономической и коммерческой политики банка, лидером коллектива, эталоном предприимчивости в сфере банковского бизнеса | |
ИМЕТЬ |
выраженную направленность к работе в качестве менеджера, предпринимателя; высшее образование в области финансов, опыт работы в финансово-банковской деятельности на руководящих должностях не менее 5 лет | |
ЗНАТЬ |
Законы и НПА РФ, относящиеся к деятельности финансово-банковских учреждений, основы финансового менеджмента, перспективы развития банковской системы, стратегические направления деятельности банка | |
ВЛАДЕТЬ |
методами разработки и экономического
обоснования различных | |
ИМЕТЬ ЯСНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ |
о механизме функционирования банковской системы, системе финансово-кредитных отношений, рынке ценных бумаг, механизме валютных торгов | |
Рисунок
3 - Схема квалификационной характеристики
должности директора
1.2 Управление деловой карьерой
Управление деловой карьерой - это комплекс мероприятий, проводимых кадровой службой организации по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из его целей, потребностей, возможностей, способностей и склонностей, а также исходя из целей, потребностей, возможностей и социально-экономических условий организации. Такое управление позволяет достичь преданности работника интересам организации, повышения производительности труда, уменьшения текучести кадров и более полного раскрытия способностей человека.
Любой
человек планирует свое будущее,
основываясь на своих потребностях
и социально-экономических
При поступлении на работу человек ставит перед собой определенные цели, но так как и организация, принимая его на работу, также преследует свои цели, то нанимающемуся необходимо уметь реально оценивать свои деловые качества. Человек должен уметь соотнести свои деловые качества с теми требованиями, которые ставит перед ним организация, его работа. От этого зависит успех всей его карьеры. Нанимаясь на работу, человек должен знать рынок труда. Не зная рынка труда, он может поступить на первую попавшуюся привлекательную для него работу. Но она может оказаться не той, что он ожидал. Тогда начинается поиск новой работы. Допустим, что человек хорошо знает рынок труда, ищет перспективные области применения своего труда и узнает, что для его знаний и умений работу найти трудно, так как очень много желающих работать в этой области, в результате возникает сильная конкуренция. Обладая возможностью к самооценке и зная рынок труда, он может отобрать отрасль и регион, где хотел бы жить и работать. Правильная самооценка своих навыков и деловых черт предполагает знание себя, своей силы, слабостей и недостатков. Только при этом условии можно правильно поставить цели карьеры [19. с. 135-147].
Целью карьеры нельзя назвать область деятельности, определенную работу, должность, место на служебной лестнице. Она имеет более глубокое содержание. Цели карьеры проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь эту конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей. В качестве примера назовем некоторые цели карьеры:
- заниматься
видом деятельности или иметь
должность, соответствующую
- получить работу или должность, которая отвечает самооценке, в местности, природные условия которой благоприятно действуют на состояние здоровья и позволяют организовать хороший отдых;
- занимать
должность, усиливающую
- иметь работу или должность, которая носит творческий характер;
- работать
по профессии или занимать
должность, позволяющую
- иметь
работу или должность, которая
хорошо оплачивается или
- иметь работу или должность, дающую возможность продолжать активное обучение;
- иметь
работу или должность, которая
одновременно позволяет
Цели карьеры меняются с возрастом, а также по мере того, как меняется сам человек, с ростом его квалификации и т.д. Формирование целей карьеры - это процесс постоянный. Управление карьерой следует начинать при приеме на работу.
Приведем пример организации процесса управления деловой карьерой в отечественных организациях. В ряде которых в рамках системы управления персоналом складывается блок функций по управлению деловой карьерой. Эти функции выполняют: дирекция, отдел кадров, начальники функциональных отделов аппарата управления, профсоюзные комитеты, консультационные центры. На рис. 4 приводится схема управления деловой карьерой работников организации. Таблица 3 характеризует функциональные взаимосвязи в процессе управления деловой карьерой [18. с. 75-86].
Руководитель системы |
|||||||||||||||||||||
Руководитель подразделения, осуществляющего управление деловой карьерой и кадровым резервом |
|||||||||||||||||||||
Отбор специалистов, притязающих на карьерный рост |
|||||||||||||||||||||
Экспертное оценивание деловых и личностных качеств |
|||||||||||||||||||||
Стажировки внутри и вне организации |
|||||||||||||||||||||
Ротация должностей и ротация работы |
|||||||||||||||||||||
Внутриорганизационное обучение |
|||||||||||||||||||||
Аутогенный менеджмент по программе самосовершенствования |
|||||||||||||||||||||
Конкурс профессионального мастерства | |||||||||||||||||||||
Консультирование |
|||||||||||||||||||||
Консультационный центр (внутриорганизационный) |
Информация о работе Управление деловой карьерой в организации