Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 18:55, курсовая работа
Цель курсовой работы – анализ понятий управления группой и управления человеком и исследование управления группой и человеком в ОАО «Тайфун».
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты управления группой и человеком на предприятии;
- изучить эффективность работы группы;
- дать краткую организационно – экономическую характеристику предприятия ОАО «Тайфун»,
- оценить и проанализировать внутригрупповую сплоченность различных подразделений на предприятии ОАО «Тайфун».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОЙ И ЧЕЛОВЕКОМ……………………………………………………………………..
1.1 Понятия и структура рабочих групп………………………………..
1.2 Эффективность работы группы………………………………………
1.3 Личность как объект и субъект управления………………………….
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ИССЛЕДОВАНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА КАК ПОКАЗАТЕЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОЙ И ЧЕЛОВЕКОМ………………………………………………………………………
2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «Тайфун»……………..
2.2 Оценка показателей сплоченности различных подразделений организации………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОЙ И
ЧЕЛОВЕКОМ………………………………………………………
1.1 Понятия и структура рабочих групп………………………………..
1.2 Эффективность работы группы………………………………………
1.3 Личность как объект
и субъект управления…………………………
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ИССЛЕДОВАНИЕ
СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА КАК ПОКАЗАТЕЛЯ
УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОЙ И ЧЕЛОВЕКОМ……………………………
2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «Тайфун»……………..
2.2 Оценка показателей
сплоченности различных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………
Организация – это социальная категория и одновременно – средство достижения целей. Это – место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность.
Несмотря на то, что неформальные организации созданы не по воле руководства, они представляют собой фактор, с которым должен считаться каждый руководитель, потому что такие организации, и другие группы могут оказывать сильное влияние на поведение отдельных личностей и на рабочее поведение сотрудников. Кроме того, как бы хорошо руководитель ни выполнял свои функции, невозможно определить, какие действия и отношения потребуются для достижения целей в организации, стремящейся вперед.
Актуальность данной темы в том, что руководителю и подчиненному часто приходится взаимодействовать с людьми, находящимися за пределами данной организации и с подразделениями вне их субординации. Люди не смогут успешно выполнять свои задачи, если они не добьются должного взаимодействия отдельных лиц и групп, от которых зависит их деятельность. Чтобы справляться с такими ситуациями, менеджер обязан понимать, какую роль в конкретной ситуации играет та или иная группа, и какое место в ней занимает процесс руководства.
Одним из необходимых условий эффективности управления также является умение работать в малых группах, таких как различные комитеты или комиссии, созданные самими руководителями, и умение строить взаимоотношения со своими непосредственными подчиненными.
Цель курсовой работы – анализ понятий управления группой и управления человеком и исследование управления группой и человеком в ОАО «Тайфун».
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- раскрыть теоретические
- изучить эффективность работы группы;
- дать краткую организационно – экономическую характеристику предприятия ОАО «Тайфун»,
- оценить и проанализировать
внутригрупповую сплоченность
Объектом данного исследования является Открытое Акционерное Общество «Тайфун».
Предметом исследования являются различные подразделения предприятия ОАО «Тайфун».
В качестве научного инструментария в курсовой работе использованы методы и приемы системного и логического анализа, синтеза управленческих решений и подходов, методы научной классификации предметов и явлений.
Тема управления группой и человеком изучена в трудах таких ученых, как: В.А. Розанова, А.А. Романов, А.И. Кравченко, В.Н. Машков, С.Г. Абрамова и др.
Курсовая работа структурно состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Человеческое общество состоит из различных групп. Под группой (от итал. gruppo — связка) в общем смысле понимается совокупность элементов, которая базируется на общих взаимосвязях. Существует несколько разновидностей групп. Их классификация, предложенная психологом Г. Андреевой, представлена на рис. 1[4, с.120].
Условные группы людей могут быть объединены по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.д.) и используются для исследования, наблюдений, получения статистических данных.
Лабораторные группы создаются для проведения научных экспериментов (например, в области психологии, медицины и т.п.).
Рис. 1. Классификация групп (по Г Андреевой)
Естественные группы реально существуют
как общности во времени и пространстве,
члены этих групп связаны между
собой определенными
Неорганизованные (случайно организованные) группы характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства их интересов (зрители в театре) или общности пространства (толпа на площади).
Организованные группы подразделяются на внешнеорганизованные (производственная, учебная, кооперация) и внутреннеорганизованные (корпорации, коллективы).
— Корпорация — это группа, объединенная внутренними целями, стремящаяся осуществить свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Этот настрой в научном менеджменте называют корпоративным духом.
— Коллектив — это устойчивая во времени организационная группа людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных (личных) взаимоотношений между членами группы[14, с.95].
Коллектив объединяет два компонента: материальный — физические силы, индивиды; духовный — идеология и психология (социально-психологический климат, способы общения, проблема лидерства, природа внутригрупповых конфликтов).
Основная часть существующих групп — это малые группы. Малая группа — небольшое, относительно устойчивое объединение людей, имеющее общую цель, деловые и личные отношения.
Факторы развития групп можно подразделить на[21, с.306]:
— внешние (объективные) факторы: (площадь; техническая оснащенность; фонд заработной платы; значимость производства);
— внутренние (субъективные) факторы: (качества личности руководителя; система общественных отношений; взаимодействие с другими коллективами).
Уровень активности и скорость формирования коллектива зависит от:
— сходства состава членов (образование, профессиональная подготовка, социальные установки, характеры);
— количества членов (определяется видом деятельности, особенностями производства);
— организаторских способностей и моральных качеств руководителя (характер, опыт работы, стиль руководства).
Знания, накопленные наукой об организации, социальной группе, коллективе как объектах управления представляют практический интерес для предпринимателей, руководителей, менеджеров.
С точки зрения управления, наиболее общими качествами группы можно считать следующие[27, с.211]:
— направленность группы (социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм);
— организованность группы (как способность ее к самоуправлению) и ее интегрированность (как мера слитности, единства, общности членов группы друг с другом в противоположность разобщенности);
— микроклимат или психологический климат группы (который определяет самочувствие каждой личности, ее удовлетворенность группой);
— референтность (как степень принятия членами группы групповых эталонов) и лидерство (как степень ведущего влияния каких-то членов группы на группу в целом для решения определенных ею задач);
— интеллектуальная активность и коммуникативность (характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания);
— эмоциональная коммуникативность (межличностные связи эмоционального характера; удовлетворение социальной потребности в эмоционально насыщенных контактах);
— волевая коммуникативность (способность группы противостоять влияниям других групп, обстоятельств; стрессоустойчивость, надежное гь группы в экстремальных ситуациях, ее устремленность и настойчивость в конкретных условиях).
Стадии развития рабочих групп и организаций. Исследования в области социологии и психологии управления, проведенные еще в 1960-е годы, выявили, что в своем развитии организации и рабочие группы проходят ряд этапов[23, с.210]:
Первая стадия, зарождение, характеризуется неопределенностью структуры, отсутствием лидера и целей существования группы. Члены организации пытаются выбрать приемлемый способ поведения, приспособиться к группе, найти лидера. Эта стадия завершается в тот момент, когда люди начинают осознавать себя частью группы.
Стадию бурного развития иногда называют периодом внутригруппового конфликта. В этот период все члены группы осознают, что данная группа (организация) уже существует, однако люди еще сопротивляются тому, что группа в какой-то степени лишает их индивидуальности, навязывает свои условия. На этом этапе разгорается борьба за лидерство в коллективе. Стадия бурного развития завершается лишь тогда, когда у организации появляется четкая организационная структура с проработанной системой подчинения.
После того как в группе сформировалась определенная система межличностных отношений, образуются малые психологические группы, которые называются неформальными группами[24, с.401].
Неформальные группы имеют свои особенности:
— объединяют небольшое количество людей (от 3 до 10), что обеспечивает широкую возможность личных контактов, непосредственных связей друг с другом;
— образуются на основе единства интересов и увлечений, чувства симпатии, общих черт характера, поведения, единства взглядов;
— имеют своих лидеров, которые называются неформальными;
— создают свои традиции, ритуалы, правила, обязанности, санкции.
На управленческую деятельность формального руководителя неформальные группы могут оказывать как положительное влияние, в виде помощи, так и отрицательное, в виде сопротивления, оппозиционного настроения. Малые группы практически невозможно уничтожить методами административного воздействия[2, с.63].
На третьей стадии отношения между людьми продолжают развиваться. Организация уже определена, выдвинулся лидер, люди, работающие в ней, объединены общими целями и правилами, нормами поведения. Это период нормального функционирования группы, когда члены группы точно представляют, что именно от них требуется.
Лидерство в группе складывается из трех компонентов — эмоционального, делового и информационного.
К эмоциональному лидеру люди обычно обращаются за сочувствием, делятся личными проблемами, переживаниями.
Деловой лидер способен организовать дело, наладить необходимые взаимосвязи, обеспечить успех; с ним хорошо работается.
Информационный лидер — это эрудит, он многое знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.
Четвертую стадию называют высшей точкой развития организации. На этом этапе структура организации уже окончательно определена и принята всеми ее членами. Деловая энергия группы тратится не на знакомство с особенностями работы, а на эффективное выполнение конкретных задач.
Для длительно существующих рабочих групп этот этап является последним в их развитии. Однако временные объединения, команды и другие подобные группы, цель которых — выполнение какой-либо единственной задачи, переживают еще и стадию разрушения или переоформления. На этом этапе группа готовится к самороспуску, достижение поставленной цели уже не является главным делом организации, все внимание группы направлено лишь на сворачивание собственной деятельности[18, с.174].
В рамках коллектива между его членами возникают следующие типы отношений:
— дружеская кооперация — взаимопомощь, основанная на полном доверии,
— дружеское соревнование — соперничество в отдельных сферах в рамках позитивных взаимоотношений;
— невмешательство — дистанцирование друг от друга при отсутствии как соперничества, гак и сотрудничества;
— соперничество — ориентация на индивидуальные цели даже в условиях совместной работы, основанная на общем взаимном недоверии;
— кооперация антагонистов — соперничество в рамках общей деятельности и негативных отношений друг к другу.
Межличностные отношения в группе строятся на обоюдном восприятии и понимании людей. Психологи Л. Бодалев и В. Панферов пришли к выводу, что наиболее яркие внешние впечатления на людей при знакомстве оказывают: прическа, глаза, улыбка, выражение лица, которое формируется мимикой, манера поведения, движение тела, походка, жесты, интонация речи, одежда человека[26, с.279].
Информация о работе Управление группой и управление человеком