Управление группой и управление человеком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – анализ понятий управления группой и управления человеком и исследование управления группой и человеком в ОАО «Тайфун».
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
- раскрыть теоретические аспекты управления группой и человеком на предприятии;
- изучить эффективность работы группы;
- дать краткую организационно – экономическую характеристику предприятия ОАО «Тайфун»,
- оценить и проанализировать внутригрупповую сплоченность различных подразделений на предприятии ОАО «Тайфун».

Содержание работы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОЙ И ЧЕЛОВЕКОМ……………………………………………………………………..
1.1 Понятия и структура рабочих групп………………………………..
1.2 Эффективность работы группы………………………………………
1.3 Личность как объект и субъект управления………………………….
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ИССЛЕДОВАНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА КАК ПОКАЗАТЕЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОЙ И ЧЕЛОВЕКОМ………………………………………………………………………
2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «Тайфун»……………..
2.2 Оценка показателей сплоченности различных подразделений организации………………………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 623.00 Кб (Скачать файл)


Тема  – управление группой и управление человеком

СОДЕРЖАНИЕ

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОЙ И  ЧЕЛОВЕКОМ……………………………………………………………………..

1.1 Понятия и структура  рабочих групп………………………………..

1.2 Эффективность работы группы………………………………………

1.3 Личность как объект  и субъект управления………………………….

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ИССЛЕДОВАНИЕ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА КАК ПОКАЗАТЕЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОЙ И ЧЕЛОВЕКОМ………………………………………………………………………

2.1 Общая характеристика деятельности ОАО «Тайфун»……………..

2.2 Оценка показателей  сплоченности различных подразделений  организации………………………………………………………………………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Организация – это социальная категория и одновременно – средство достижения целей. Это – место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность.

Несмотря на то, что неформальные организации созданы не по воле руководства, они представляют собой фактор, с которым должен считаться каждый руководитель, потому что такие организации, и другие группы могут оказывать сильное влияние на поведение отдельных личностей и на рабочее поведение сотрудников. Кроме того, как бы хорошо руководитель ни выполнял свои функции, невозможно определить, какие действия и отношения потребуются для достижения целей в организации, стремящейся вперед.

Актуальность данной темы в том, что руководителю и подчиненному часто приходится взаимодействовать с людьми, находящимися за пределами данной организации и с подразделениями вне их субординации. Люди не смогут успешно выполнять свои задачи, если они не добьются должного взаимодействия отдельных лиц и групп, от которых зависит их деятельность. Чтобы справляться с такими ситуациями, менеджер обязан понимать, какую роль в конкретной ситуации играет та или иная группа, и какое место в ней занимает процесс руководства.

Одним из необходимых условий эффективности управления также является умение работать в малых группах, таких как различные комитеты или комиссии, созданные самими руководителями, и умение строить взаимоотношения со своими непосредственными подчиненными.

Цель курсовой работы – анализ понятий управления группой  и управления человеком и исследование управления группой и человеком в ОАО «Тайфун».

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие  задачи:

- раскрыть теоретические аспекты  управления группой и человеком  на предприятии;

- изучить эффективность работы  группы;

- дать краткую организационно  – экономическую характеристику предприятия ОАО «Тайфун»,

- оценить и проанализировать  внутригрупповую сплоченность различных  подразделений на предприятии  ОАО «Тайфун».

Объектом данного исследования является Открытое Акционерное Общество «Тайфун».

Предметом исследования являются различные подразделения предприятия ОАО «Тайфун».

В качестве научного инструментария в курсовой работе использованы методы и приемы системного и логического  анализа, синтеза управленческих решений  и подходов, методы научной классификации  предметов и явлений.

Тема управления группой  и человеком изучена в трудах таких ученых, как: В.А. Розанова, А.А. Романов, А.И. Кравченко, В.Н. Машков, С.Г. Абрамова и др.

Курсовая работа структурно состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ГРУППОЙ И ЧЕЛОВЕКОМ

1.1 Понятия и структура рабочих групп

 

Человеческое общество состоит из различных групп. Под группой (от итал. gruppo — связка) в общем смысле понимается совокупность элементов, которая базируется на общих взаимосвязях. Существует несколько разновидностей групп. Их классификация, предложенная психологом Г. Андреевой, представлена на рис. 1[4, с.120].

Условные группы людей могут быть объединены по определенному признаку (пол, возраст, профессия и т.д.) и используются для исследования, наблюдений, получения статистических данных.

Лабораторные группы создаются для проведения научных экспериментов (например, в области психологии, медицины и т.п.).

 

Рис. 1. Классификация групп (по Г Андреевой)

 

Естественные группы реально существуют как общности во времени и пространстве, члены этих групп связаны между  собой определенными взаимоотношениями.

Неорганизованные (случайно организованные) группы характеризуются добровольным временным объединением людей на основе сходства их интересов (зрители в театре) или общности пространства (толпа на площади).

Организованные группы подразделяются на внешнеорганизованные (производственная, учебная, кооперация) и внутреннеорганизованные (корпорации, коллективы).

— Корпорация — это группа, объединенная внутренними целями, стремящаяся осуществить свои цели любой ценой, в том числе и за счет других групп. Этот настрой в научном менеджменте называют корпоративным духом.

— Коллектив — это устойчивая во времени организационная группа людей со специфическими органами управления, объединенных целями совместной общественно полезной деятельности и сложной динамикой формальных (деловых) и неформальных (личных) взаимоотношений между членами группы[14, с.95].

Коллектив объединяет два компонента: материальный — физические силы, индивиды; духовный — идеология и психология (социально-психологический климат, способы общения, проблема лидерства, природа внутригрупповых конфликтов).

Основная часть существующих групп — это малые группы. Малая группа — небольшое, относительно устойчивое объединение людей, имеющее общую цель, деловые и личные отношения.

Факторы развития групп можно подразделить на[21, с.306]:

— внешние (объективные) факторы: (площадь; техническая оснащенность; фонд заработной платы; значимость производства);

— внутренние (субъективные) факторы: (качества личности руководителя; система общественных отношений; взаимодействие с другими коллективами).

Уровень активности и скорость формирования коллектива зависит от:

— сходства состава членов (образование, профессиональная подготовка, социальные установки, характеры);

— количества членов (определяется видом деятельности, особенностями производства);

— организаторских способностей и моральных качеств руководителя (характер, опыт работы, стиль руководства).

Знания, накопленные наукой об организации, социальной группе, коллективе как объектах управления представляют практический интерес для предпринимателей, руководителей, менеджеров.

С точки зрения управления, наиболее общими качествами группы можно считать следующие[27, с.211]:

— направленность группы (социальная ценность принятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентации и групповых норм);

— организованность группы (как способность ее к самоуправлению) и ее интегрированность (как мера слитности, единства, общности членов группы друг с другом в противоположность разобщенности);

— микроклимат или психологический климат группы (который определяет самочувствие каждой личности, ее удовлетворенность группой);

— референтность (как степень принятия членами группы групповых эталонов) и лидерство (как степень ведущего влияния каких-то членов группы на группу в целом для решения определенных ею задач);

— интеллектуальная активность и коммуникативность (характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания);

— эмоциональная коммуникативность (межличностные связи эмоционального характера; удовлетворение социальной потребности в эмоционально насыщенных контактах);

— волевая коммуникативность (способность группы противостоять влияниям других групп, обстоятельств; стрессоустойчивость, надежное гь группы в экстремальных ситуациях, ее устремленность и настойчивость в конкретных условиях).

Стадии развития рабочих групп и организаций. Исследования в области социологии и психологии управления, проведенные еще в 1960-е годы, выявили, что в своем развитии организации и рабочие группы проходят ряд этапов[23, с.210]:

Первая стадия, зарождение, характеризуется неопределенностью структуры, отсутствием лидера и целей существования группы. Члены организации пытаются выбрать приемлемый способ поведения, приспособиться к группе, найти лидера. Эта стадия завершается в тот момент, когда люди начинают осознавать себя частью группы.

Стадию бурного развития иногда называют периодом внутригруппового конфликта. В этот период все члены группы осознают, что данная группа (организация) уже существует, однако люди еще сопротивляются тому, что группа в какой-то степени лишает их индивидуальности, навязывает свои условия. На этом этапе разгорается борьба за лидерство в коллективе. Стадия бурного развития завершается лишь тогда, когда у организации появляется четкая организационная структура с проработанной системой подчинения.

После того как в группе сформировалась определенная система межличностных отношений, образуются малые психологические группы, которые называются неформальными группами[24, с.401].

Неформальные группы имеют свои особенности:

— объединяют небольшое количество людей (от 3 до 10), что обеспечивает широкую возможность личных контактов, непосредственных связей друг с другом;

— образуются на основе единства интересов и увлечений, чувства симпатии, общих черт характера, поведения, единства взглядов;

— имеют своих лидеров, которые называются неформальными;

— создают свои традиции, ритуалы, правила, обязанности, санкции.

На управленческую деятельность формального руководителя неформальные группы могут оказывать как положительное влияние, в виде помощи, так и отрицательное, в виде сопротивления, оппозиционного настроения. Малые группы практически невозможно уничтожить методами административного воздействия[2, с.63].

На третьей стадии отношения между людьми продолжают развиваться. Организация уже определена, выдвинулся лидер, люди, работающие в ней, объединены общими целями и правилами, нормами поведения. Это период нормального функционирования группы, когда члены группы точно представляют, что именно от них требуется.

Лидерство в группе складывается из трех компонентов — эмоционального, делового и информационного.

К эмоциональному лидеру люди обычно обращаются за сочувствием, делятся личными проблемами, переживаниями.

Деловой лидер способен организовать дело, наладить необходимые взаимосвязи, обеспечить успех; с ним хорошо работается.

Информационный лидер — это эрудит, он многое знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.

Четвертую стадию называют высшей точкой развития организации. На этом этапе структура организации уже окончательно определена и принята всеми ее членами. Деловая энергия группы тратится не на знакомство с особенностями работы, а на эффективное выполнение конкретных задач.

Для длительно существующих рабочих групп этот этап является последним в их развитии. Однако временные объединения, команды и другие подобные группы, цель которых — выполнение какой-либо единственной задачи, переживают еще и стадию разрушения или переоформления. На этом этапе группа готовится к самороспуску, достижение поставленной цели уже не является главным делом организации, все внимание группы направлено лишь на сворачивание собственной деятельности[18, с.174].

В рамках коллектива между его членами возникают следующие типы отношений:

— дружеская кооперация — взаимопомощь, основанная на полном доверии,

— дружеское соревнование — соперничество в отдельных сферах в рамках позитивных взаимоотношений;

— невмешательство — дистанцирование друг от друга при отсутствии как соперничества, гак и сотрудничества;

— соперничество — ориентация на индивидуальные цели даже в условиях совместной работы, основанная на общем взаимном недоверии;

— кооперация антагонистов — соперничество в рамках общей деятельности и негативных отношений друг к другу.

Межличностные отношения в группе строятся на обоюдном восприятии и понимании людей. Психологи Л. Бодалев и В. Панферов пришли к выводу, что наиболее яркие внешние впечатления на людей при знакомстве оказывают: прическа, глаза, улыбка, выражение лица, которое формируется мимикой, манера поведения, движение тела, походка, жесты, интонация речи, одежда человека[26, с.279].

Информация о работе Управление группой и управление человеком