Согласно Федеральному
закону РФ «О защите прав потребителей»:
- по товарам длительного пользования изготовитель обязан устанавливать срок службы;
- по продуктам питания, медикаментам, товарам бытовой химии - срок годности.
Эти два показателя
устанавливают сроки, по истечении
которых товар представляет опасность для жизни, здоровья и
имущества потребителя или становится
непригодным для использования по назначению.
Особенности оценки
качества продукции производственно-технического
назначения и предметов потребления
отражаются в отраслевой нормативно-технической документации, которая регламентирует
выбор номенклатуры показателей качества, методики их расчета и область
применения.
- Функции управления качеством
Под управлением
качеством продукции понимаются
действия, осуществляемые при ее создании, эксплуатации или
потреблении, в целях установления, обеспечения
и поддержания необходимого уровня качества
продукции[12;78].
В число основных функций
управления качеством продукции входят, прежде всего, такие
функции, как:
- прогнозирование потребностей рынка, технического уровня и качества продукции;
- планирование повышения качества продукции;
- нормирование требований к качеству продукции и стандартизация;
- разработка и постановка продукции на производство;
- технологическая подготовка производства;
- организация взаимоотношений по качеству продукции между поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий предприятиями-изготовителями и потребителями продукции;
- обеспечение стабильности запланированного уровня качества продукции на всех стадиях ее жизненного цикла;
- контроль качества и испытания продукции;
- профилактика брака в производстве;
- внутрипроизводственная аттестация продукции, технологических процессов, рабочих мест, исполнителей и др.;
- сертификация продукции, работ, услуг, систем качества и производств;
- стимулирование и ответственность за достигнутый уровень качества;
- внутрипроизводственный учет и отчетность по качеству продукции;
- технико-экономический анализ изменения качества продукции;
- обеспечение управления качеством продукции (правовое, информационное, материальное, материально-техническое, метрологическое, организационное, технологическое, финансовое);
- специальная подготовка и повышение квалификации кадров.
- Контроль качества продукции на предприятии
Контроль качества
– это одна из основных функций
в процессе управления качеством. Это
также наиболее объемная функция по применяемым
методам, которым посвящено большое количество
работ в разных областях знания. Значение
контроля заключается в том, что он позволяет
вовремя выявить ошибки, чтобы затем оперативно
исправить их с
минимальными
потерями [14;32].
Контроль – это деятельность,
включающая проведение измерений, экспертизы,
испытания или оценки одной или нескольких
характеристик объекта и сравнение полученных
результатов с установленными требованиями
для определения, достигнуто ли соответствие
по каждой из
этих характеристик.
Более широкая трактовка контроля,
когда в него включается три этапа: определение
нормативов, сопоставление запланированных
и полученных результатов и принятие корректирующих
мер больше соответствует термину управление.
В самом деле, при расширенном толковании
контроля происходит дублирование функций,
которые наряду с контролем уже были выделены
в виде самостоятельных управленческих
функций. Первый этап расширенного контроля
- определение нормативов - дублирует функцию
планирование, а третий этап - принятие
корректирующих мер - дублирует функции:
разработка мероприятий, принятие решений
и их реализация [14;74].
Виды
контроля качества.
Применяются следующие
виды контроля качества:
В зависимости
от места контроля и этапов работ:
- контроль проектирования,
- входной контроль материалов и комплектующих изделий,
- контроль за состоянием технологического оборудования,
- операционный контроль при изготовлении,
- авторский надзор за изготовлением,
- активный контроль за приборами, встроенными в технологическое оборудование,
- приемочный контроль готовой продукции,
- контроль монтажа и надзор за эксплуатацией на объектах.
В зависимости от охвата контролируемой продукции:
- выборочный контроль,
- сплошной контроль. При контроле качества продукции используются
различные физические,
химические и другие методы, которые
можно разделить на две группы:
разрушающие и неразрушающие.
Среди разрушающих
методов:
- испытания на растяжение и сжатие;
- испытания на удар;
- испытания при повторно-переменных нагрузках;
- испытания твердости.
В числе неразрушающих
методов:
- магнитные (например, магнитографические методы);
- акустические (ультразвуковая дефектоскопия);
радиационные (дефектоскопия с помощью рентгеновских и гамма-лучей);
- органолептические (визуальные, слуховые и т.п.).
Особым видом контроля являются испытания готовой продукции. В словаре терминов Европейской организации по качеству дается следующее определение: испытание - это определение или исследование одной или нескольких характеристик изделия под воздействием совокупности физических, химических, природных или эксплуатационных факторов и условий.
Испытания проводятся по соответствующим программам. В зависимости от целей существуют следующие основные виды испытаний:
предварительные испытания - это испытания опытных (головных) образцов для определения возможности приемочных испытаний;
приемочные испытания - это испытания опытных (головных) образцов для определения возможности их постановки на производство;
приемо-сдаточные испытания - это испытания каждого изделия для определения возможности его поставки заказчику;
периодические испытания - это испытания, которые проводятся один раз в 3-5 лет для проверки стабильности производства;
типовые испытания - это испытания серийных изделий после внесения существенных изменений в конструкцию или технологию.
Статистические методы контроля качества.
Для анализа результатов контроля качества широкое распространение получили методы статистического контроля качества. Наиболее известными среди них стали "семь инструментов контроля качества", которые сначала широко применялись в кружках качества в Японии, а затем и в других странах, благодаря своей эффективности и доступности для рядовых работников предприятий. В состав этих "семи инструментов" входят: метод расслоения, графики, диаграмма разброса, диаграмма Парето, причинно-следственная диаграмма, <span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_0020_0441_043f_0438_0441_043a_0430__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'A