Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2014 в 16:55, курсовая работа
Управление организацией - созданной людьми системой (группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей) - представляет собой сложную работу, также это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу. Руководство - отдельные менеджеры - должны признавать, что каждый работник представляет собой личность с неповторимыми переживаниями и запросами. Иначе говоря, руководство достигает целей организации через других людей.
Источниками нравственно-психологических болезней трудового коллектива, негативного поведения являются мысли и чувства работников. Единственный путь изменения поведения - это познание руководителем внутреннего мира человека и овладение перестройки его в позитивном настроении. Поэтому важное значение имеет высокая психологическая компетентность руководящих кадров.
Введение 3
1. Теоретические основы управления коллективом
1.1 Понятие и признаки коллектива 6
1.2 Виды и психологические характеристики коллективов 8
1.3 Методы управления коллективом 13
2.Особенности управления коллективом на примере предприятия ООО «Икмэк»
2.1 Характеристика предприятия ООО « Икмэк» 21
2.2 Анализ методов управления коллективом, применяемых на предприятии ООО «Икмэк» 23
2.3 Повышение эффективности управления коллективом по предприятии ООО «Икмэк» 26
Заключение 29
Список использованной литературы 31
Из данной таблицы можно сделать вывод,
что наибольший удельный вес в общей структуре
промышленно-производственного персонала
занимают рабочие. В общей структуре персонала
произошли изменения. Увеличился удельный
вес рабочих, однако сократился данный
показатель для руководителей и служащих.
Следует также провести анализ возрастного
состава персонала.
Таблица 2.4. Возрастная структура персонала на ООО «Икмэк»
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
| ||
16-24 |
4 |
4 |
6.89 |
6,55 |
0 |
-0,34 | |
|
2 |
2 |
3.45 |
3.27 |
- |
-0.18 | |
|
12 |
11 |
20.69 |
18.03 |
-1 |
- 2.66 | |
|
33 |
37 |
56.87 |
60.65 |
+ 4 |
+ 3.78 | |
|
7 |
7 |
12.07 |
11.48 |
- |
- 0.59 | |
|
|
61 |
|
|
|
|
Данные приведенной выше таблицы свидетельствуют
о том, что большинство сотрудников находятся
в том возрасте, когда имеется большой
опыт работы. Этот опыт они в состоянии передавать
молодым специалистам. Немаловажным является
тот факт, что персонал предприятия работает
вместе долгое время и это позволяет осуществлять
эффективное руководство, так как на многих
стадиях производства контроль за выполнением
происходит со стороны самих же сотрудников.
Это также позволяет снизить затраты на
дополнительные мероприятия по осуществлению
контроля со стороны вышестоящих органов.
Предприятие ООО «Икмэк» имеет отдел
кадров, который весьма удачно осуществляет
кадровую политику организации. На предприятии
осуществляется профориентация персонала,
подготовка, обучение, повышение квалификации
работников. Естественно, это способствует
повышению эффективности трудовых ресурсов.
За период с 2010 - 2011 год 3 человек повысили
свою профессиональную квалификацию на
производственно-экономических курсах.
Были сданы квалификационные экзамены
и повышены разряды.
2.3 Повышение эффективности управления коллективом по предприятии ООО «Икмэк».
Важнейшим условием эффективной работы руководителя является создание хорошо подобранного коллектива сторонников и партнеров, способных осознать и реализовать идеи и замыслы руководителя. Коллектив сможет более или менее эффективно идти к достижению своих целей, если он хорошо организован, информирован, дисциплинирован, сплочен и активен.
На эффективность работы ООО «Икмэк» оказывают влияние также следующие факторы:
- его размер и состав;
- групповые нормы поведения, единомыслие и статус его членов;
- трудовые отношения в коллектив
1. Размер. Некоторые исследования
показали, что коллективы, насчитывающие
от 5 до 11 членов, обычно принимают
более точные решения и
2. Состав. Под составом понимается степень сходства личностей и точек зрения, подходов, которые они проявляют при решении проблем.
Рекомендуется, чтобы коллектив состоял из непохожих личностей, так как это сулит большую эффективность, чем если бы члены коллектива имели схожие точки зрения. Коллектив с разными точками зрения его членов вырабатывает более качественные решения.
3. Групповые нормы поведения. Нормы,
обычаи, традиции определяют
Они призваны подсказывать членам коллектива дисциплину поведения при выполнении производственных задач. При условии соответствия своих действий и норм каждая отдельная личность может рассчитывать на принадлежность к группе, на ее признание и на поддержку.
Руководителю следует выносить на обсуждение свое мнение о нормах группы с осторожностью. Например может показаться, что согласие с руководителем в этих вопросах – это проявление лояльности, но такое поведение приведет на деле к подавлению мнений и инициатив.
4. Групповое единомыслие. Это тенденция подавления каждой отдельной личностью своих действительных взглядов на какое-либо явление с тем, чтобы не нарушить единство и гармонию группы. Члены группы считают, что несогласие подрывает их чувство принадлежности к этой группе, и поэтому несогласия надо избегать.
Чтобы сохранить у членов группы то, что понимается как единство и гармония, член группы решает, что лучше не высказывать своего мнения. В атмосфере группового единомыслия первостепенная задача для отдельной личности – держаться общей линии в обсуждении, если она имеет иную информацию или точку зрения.
Поскольку никто не выражает мнений, отличных от других, и не предлагает иную точку зрения, каждый полагает, что все остальные думают одинаково. Никто не знает, что другие члены тоже могут быть настроены скептически или просто озабочены. В результате проблема решается с меньшей эффективностью, так как вся необходимая информация и альтернативные решения не обсуждаются и не оцениваются. Когда налицо групповое единомыслие, возникает вероятность посредственного решения, которое никого не задевает.
5. Конфликтность. Хотя разнообразие и активный обмен мнениями и полезен, но он может привести к внутригрупповым спорам и другим проявлениям открытого конфликта, которые всегда пагубны для работы.
6. Статус членов коллектива. Статус личности в коллективе определяется рядом факторов, включая такие, как старшинство в должности, образование, организаторский талант, информированность, опыт, расположение начальства и т.д. Эти факторы могут способствовать повышению или понижению статуса в зависимости от ценностей и норм в группе.
Члены группы, чей статус высок, способны оказать большее влияние на решения группы, чем член группы с низким статусом. Однако это далеко не всегда ведет к повышению эффективности. Например, человек, недавно пришедший в фирму, может иметь более ценные идеи и опыт в отношении какого-либо проекта, чем человек с высоким статусом, приобретенным благодаря многолетней работе в руководстве. Чтобы принимать эффективные решения, необходимо учитывать всю информацию, относящуюся к данному вопросу, и объективно взвешивать идеи. Группе придется приложить совместные усилия ради того, чтобы мнения членов с высоким статусом не доминировали в ней.
Трудовые отношения в коллективе ООО «Икмэк» начинаются с момента найма работника, когда взаимоотношения между работником и работодателем устанавливаются с помощью соглашения, называемого контрактом или трудовым договором.
Трудовой договор включает в себя два обязательных пункта:
1) трудовую функцию, в которой
указываются название
2) размер заработной платы. Эти
данные присутствуют в приказе
о назначении на должность. В
обязанности администрации
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Управление, является до некоторой степени искусством. В некоторых ситуациях руководители могут добиться эффективности своей работы, структурируя задачи, планируя и организуя задачи и роли, проявляя заботу и оказывая поддержку. В других ситуациях руководитель может посчитать более правильным оказывать влияние, разрешая подчинённым в какой-то степени участвовать в принятии решений, а не структурировать условия осуществления работы. Как правильно отмечает Аджирис: ''…эффективные руководители - это те, кто может вести себя по-разному - в зависимости от требований реальности''.
Руководитель должен быть незаурядной личностью, мастерски владеющей искусством общения, убеждения, диалога, иметь острый, неординарный ум и солидную эрудицию во всех сферах жизни и знаний. Любой руководитель работает в первую очередь с людьми, он обязан знать все тонкости "человеческой инженерии" и владеть обширными гуманитарными, человековедческими знаниями.
Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую нельзя выполнить успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленности вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой.
Современный подход к организации представляет собой сбалансированное сочетание человеческих ценностей, организационных изменений и непрерывных адаптаций к изменениям внешней среды. Все это требует существенных изменений в принципах, методах и формах работы с человеком в организации.
Опытные руководители знают, что каждый член группы, получившей конкретное задание, будет реагировать на него по-своему, иногда и непредсказуемым образом. Поступки людей зависят не только от необходимости или их явных желаний, но и от скрытых в подсознании или приобретенных в результате воспитания многих сложных субъективных факторов. У одних людей заметна власть привычки, традиции, целой системы предрассудков и стереотипов поведения, другие поступают так, а не иначе, под влиянием нравственных принципов, социальных или политических идеалов. Человек реагирует на внешние события чаще всего импульсивно, без глубокого анализа причин и следствий. Образование, воспитание, возраст, опыт и многие другие факторы определяют реакции личности на среду. Руководитель должен знать сложность мотивационных тенденций личности и не удивляться неадекватности реакции людей на управляющие воздействия.
Человеческий потенциал, способность руководителя правильно поставить цель и эффективно распорядиться ресурсами становятся главным фактором успеха организации. На первый план выдвигаются проблемы управления человеческими ресурсами организации. Индивидуальный подход к человеку позволяет предприятию достичь лучших результатов.
Талантливый руководитель всегда выступает в роли примера для подражания среди подчиненных, коллег, равных по должности, и даже для более высоких начальников. Оригинальные методы управления, нормы поведения трудно передать путем бесед и нравоучений, они более эффективно передаются путем поведения, действий, которые можно наблюдать постоянно во время производственных контактов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. В.Р. Веснин «Менеджмент» учебник, ООО «Издательство Проспект», 2009
2. http://partnerstvo.ru/ Управление персоналом
3. http://www.persona-nova.ru/ Методы управления коллективом
4. Е.Л.Драчева, Л.И. Юликов «Менеджмент», Издательство «Мастерство», 2010
5. И.А. Скопылатов, О.Ю. Ефремов «Управление
персоналом» электронный учебник http://bibliotekar.ru/biznes-
6. А. М. Столяренко, Н.Д. Амаглобели
«Психология менеджмента»
7. А.В. Карпов «Психология
8. http://www.vuzlib.net/ Социально-психологические методы руководства трудовым коллективом.
9. Э.А. Гурьянова, И.Н. Гурьянов «Управление организационным управлением», Казань: Изд. Отечество, 2010
10. http://www.lib.ua-ru.net/ Диссертационная работа Салиенко Н.В. «Формирование механизма эффективного управления деятельностью коллектива организации : научно-методологические основы».
11. Шекшня С.В.«Управление персоналом современной организации». – М., 2009.
12. Травин В.В., Дятлов В.А.«Менеджмент персонала предприятия». –М., 2010.
13. Глущенко В.В. Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование-планирование – М: Крылья, 2011.
14. Десслер Г. Управление персоналом. – М. 2010.
15. Базаров Т.Ю.Управление персоналом развивающейся организации. – М.,2009.