Управление конфликтами в организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 10:25, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть природу и сущность конфликта в организации и проанализировать управление конфликтами в организации.
Задачи данной работы следующие:
- раскрыть понятие конфликта и его виды;
- изучить различные виды конфликтов;
- определить причины, фазы и последствия конфликтов;
- обозначить методы управления, предупреждения и профилактики конфликтов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы управления конфликтами
в организации………………………………………………………………….6
1.1 Понятие и сущность конфликта…………………………………………...6
1.2 Причины возникновения конфликтов…………………………………...11
1.3 Фазы и последствия конфликта………………………………………….14
Глава 2. Роль менеджера в предотвращении и разрешении
конфликтов……………………………………………………………………22
2.1 Пути предотвращения конфликтов……………………………………...22
2.2 Пути разрешения и ликвидации конфликтов…………………………..29
Заключение…………………………………………………………………....35
Список литературы…………………………………………………………..37

Файлы: 1 файл

курсовая по основам менеджмента (2).doc

— 170.00 Кб (Скачать файл)

           Министерство образования и науки  Российской Федерации 

                                 Балашовский институт (филиал)

  федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

                         высшего профессионального образования

«Саратовский государственный  университет имени Н.Г.Чернышевского»

 

 

          Факультет математики, экономики  и информатики

 

                            Кафедра экономики и права

 

 

 

               Курсовая  работа

   по дисциплине «Основы менеджмента»

На тему: «Управление конфликтами в организации»

 

 

 

                                                                                                                Выполнила:

                                                                            студентка 2 курса, группы 22«к»

                                                                                         заочной формы обучения,

                                                                                                         Гришанина О.А.

                                                                         Проверил: Старший преподаватель 

                                                                                                                  Попов В.В.

 

 

                                           Балашов 2012

                                            Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы управления конфликтами

в организации………………………………………………………………….6

1.1 Понятие и сущность конфликта…………………………………………...6

1.2 Причины возникновения конфликтов…………………………………...11

1.3 Фазы и последствия конфликта………………………………………….14

Глава 2. Роль менеджера в предотвращении и разрешении

конфликтов……………………………………………………………………22

2.1 Пути предотвращения конфликтов……………………………………...22

2.2 Пути разрешения и ликвидации конфликтов…………………………..29

Заключение…………………………………………………………………....35

Список литературы…………………………………………………………..37

 

конфликт формальный группа

 

 

Введение

 

Каждому из нас  приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества и человека в целом.

Работающие  в организации люди различны между собой. Собственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются в силу своих индивидуальных особенностей. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом при решении какого-то вопроса. Это несогласие возникает тогда, когда ситуация действительно носит конфликтный характер. Конфликт определяется тем, что сознательное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны. Большинство конфликтов возникает помимо желания их участников. Это происходит из-за того, что люди не имеют элементарного представления о конфликтах, либо не придают им значения.

Руководитель  организации согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать всеми доступными ему средствами. Для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из конфликтных ситуаций.

В организациях конфликты могут иметь конструктивные и деструктивные начала. Многое зависит  от того, как конфликт управляется. Разрушительные последствия возникают, когда конфликт либо очень мал, либо очень силен. Когда конфликт мал, то чаще всего он остается незамеченным и не находит тем самым своего адекватного разрешения. Различия кажутся очень незначительными, чтобы побудить участников провести необходимые изменения. Однако они остаются и не могут не влиять на эффективность общей работы. Конфликт, достигший сильного состояния, сопровождается, как правило, развитием у его участников, стресса. Это ведет к снижению морали и сплоченности. Разрушаются коммуникационные сети. Решения принимаются в условиях сокрытия или искажения информации и не обладают достаточной мотивирующей силой.

Конструктивная  сторона проявляется, когда конфликт достаточен для мотивации людей. Обычно, в целях, объективно обусловленных характером выполняемой работы. Развитие такого конфликта сопровождается более активным обменом информацией, согласованием различных позиций и желанием понять друг друга. В ходе обсуждения различий, которые нельзя учесть, но и нельзя совместить в существующем виде, вырабатывается компромиссное решение, основанное на творческом и инновационном подходе к проблеме. Такое решение приводит к более эффективной работе в организации.

В зависимости  от того, насколько эффективным будет  управление конфликтом, его последствия станут конструктивными или деструктивными, что повлияет на возможность будущих конфликтов, устранит причины конфликтов или создаст их.

Актуальность  выбранной темы заключается в том, что руководству предприятий следует уделять внимание развитию конфликтных ситуаций, управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. В среднем руководители тратят 20% рабочего времени на разрешение различного рода конфликтов. Каждому управленцу необходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения и разрешения.

Цель  работы – рассмотреть природу и сущность конфликта в организации и проанализировать управление конфликтами в организации.

         Задачи данной работы следующие:

- раскрыть понятие конфликта и его виды;

         - изучить различные виды конфликтов;

- определить  причины, фазы и последствия  конфликтов;

- обозначить  методы управления, предупреждения  и профилактики конфликтов.

Предмет: Процесс управления конфликтами.

Объектом исследования является управление конфликтами в организации.

Работа состоит  из введения, двух глав, шести параграфов, заключения и списка используемых источников.

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1 Понятие и сущность конфликта

На любом  уровне, в любом звене управленческой деятельности, каких бы масштабов  она ни достигала: от маленькой организации, состоящей из нескольких человек, вплоть до многомиллионных государств, людям, осуществляющим процесс управления, приходится сталкиваться с конфликтами. Это ставит их перед необходимостью овладеть умениями и навыками управленческого воздействия на развертывающиеся конфликтные противодействия.

Слово «конфликт» в переводе с латинского — «столкновение». Поэтому его суть в столкновении, интересов, сторон, мнений и сил.

Разные науки  исследуют конфликты и конфликтные  ситуации, возникающие в контексте  их основного предмета. Этика рассматривает  в первую очередь конфликт моральный  — специфическую ситуацию морального выбора, в которой принимающий решение человек констатирует в своем сознании противоречие: «поступок во имя одной моральной нормы одновременно ведет к нарушению другой...»1.

Социологи изучают конфликт социальный — столкновение сторон, мнений, сил; высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп и институтов, общества в целом, которая характеризуется усилением противоположных тенденций и интересов социальных общностей и индивидов. В процессе делового общения могут возникать конфликты всех приведенных оттенков, и это осложняет задачу их исследования и регулирования.

Понятие «конфликт» характеризуется исключительной широтой  содержания и употребляется в  разнообразных значениях.

Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л.Козером: «Конфликт - борьба за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника». Это определение раскрывает конфликт в большей степени с социологической точки зрения.

В отечественной  литературе большинство определений  конфликта носит также социологический  характер. Их достоинство состоит  в том, что авторы выделяют необходимые  различные признаки социального конфликта. Вот некоторые для примера:

Л.Г.Здравомыслов: «Конфликт - это важнейшая сторона  взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между  потенциальными или актуальными  субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями»2.

Ю.Г. Запрудский: «Конфликт — это явное или  скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей  и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству»3.

А.В. Дмитриев: «Конфликтом  обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны»4.

Существуют  и другие определения отечественных социологов и конфликтологов, но, на мой взгляд, более интересными являются рассуждения о конфликте И.В. Курбатова «Всякий конфликт есть определенное качество взаимодействия между людьми, которое выражается в противоборстве между его различными сторонами. Такими сторонами взаимодействия могут выступать индивиды, социальные группы, общности и государства. В том случае, когда противоборство сторон осуществляется на уровне отдельного индивида, такими сторонами выступают различные мотивы личности, составляющие ее внутреннюю структуру. Далее, в любом конфликте люди преследуют те или иные цели и борются за утверждение своих интересов, и эта борьба сопровождается, как правило, негативными эмоциями. Если теперь объединить названные признаки конфликта в единое целое, то можно дать следующее определение.

Конфликт —  есть качество взаимодействия между  людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей»5.

В данном определении  отражены необходимые свойства всякого конфликта.

Но следует  различать два теоретических  подхода к понятию конфликта  в теории управления. На мой взгляд, наиболее четко их разграничивает Т.Ю. Базаров:

1. Конфликт — это столкновение, противоречие, борьба, противодействие (личностей, сил, интересов, позиций, взглядов) в силу противоположности, несовместимости, противостояния.

Сторонники  первого подхода описывают конфликт как явление негативное. Они разделяют  конфликты на деструктивные и  конструктивные (многие из них считают, что конструктивные — редкость, что конфликт почти всегда плох и уж по крайней мере хуже бесконфликтного сосуществования). Большинство работ по технологии работы в конфликте в рамках такого подхода дают рекомендации по манипулированию, которое называют «управлением конфликтом», «управлением конфликтной ситуацией». Главной целью такого управления является ликвидация конфликта с максимальной выгодой для себя.

2. Конфликт — это система отношений, процесс развития взаимодействия, заданные различиями субъектов, участвующих в нем (по интересам, ценностям, деятельности).

Сторонники  второго подхода считают конфликт естественным условием существования  взаимодействующих людей, инструментом развития организации, любого сообщества, хотя и имеющим деструктивные  последствия, но в целом и на длительном промежутке не столь разрушительные, как последствия ликвидации конфликтов, их информационной и социальной блокады.

Второй подход предполагает невозможность управления конфликтом и оптимизацию взаимодействия, теоретически обосновывая развитие конфликта как саморегулирующегося механизма. Вместо «решения», «разрешения» и других подобных терминов применяют термин «преодоление», подразумевая, что конфликт не ликвидируется, но обеспечивает развитие, усиливая в организации дифференциацию, прежде всего профессиональную, а в обществе — социальную стратификацию, что и лежит в основе социальной и организационной стабильности. Он трансформируется в другие конфликты, менее разрушительные, в других сферах, других социальных измерениях. Данный подход не отрицает возможность и даже конструктивность политической и административной манипуляции (не всякой) в начальных фазах конфликта, но основывается, прежде всего, на обеспечении информационной полноты взаимодействия субъектов и необходимом риске, обеспечивающем возможность перехода в его последнюю фазу.

Информация о работе Управление конфликтами в организации